О насущном не шибко удачно получилось, в шутки и иронию про мобилизацию сейчас едва ли время... Пара звонивших распекли меня на овер-серьёзных щщах, я даже не трепыхался.
Что ж, сменю тему. О бедном
гусаре человеке стекла замолвлю слово. Для начала просто копипаста с сайта
Кингисеппской центральной городской библиотеки:
"
Морозов Виктор Александрович. (Род. 31.12.1952 г. в д. Мануйлово Кингисеппского р-на - 2020 г.) - житель города Кингисеппа. Краевед, собиратель, бескорыстный даритель предметов старины в фонды Кингисеппского историко-краеведческого музея, активный участник деятельности Исторического общества Ямбурга - Кингисеппа. Занимается коллекционированием продукции ямбургских стекольных заводов. Важное направление в его краеведческой деятельности - спасение от уничтожения скульптуры Скорбящего ангела, установленной над склепом ямбургского купеческого рода Ланко на старом городском кладбище, что на улице Жукова, рядом с мемориальной Рощей Пятисот. Автор книги "Здесь дремлют тайны вековые" (2013) о дер. Мануйлово".
Доводилось читать его книгу, постоянно сталкивался с упоминаниями его интереса к истории стекольных заводов. Ссылался на него на ЛСТ, пусть и не очень удачно получалось. Пассаж в топике
заводов Ланко о том, что Вильгельм и Василий Иванович - двоюродные братья (это один и тот же человек, напомню) принадлежит, похоже, авторству Виктора Александровича. Но тут уж "нам не дано предугадать"... Он сам, может, и узнал как обстоит дело, а по интернету уже летает исходная ошибочная версия (к распространению которой, увы, и ваш покорный слуга приложил руку). Как пример,
Судьба белого ангела. Впрочем, текст, в большей степени пощу для иллюстрации истории борьбы В.А. Морозова за сохранение статуи, установленной над семейным склепом Ланко, разорённым после революции. Сам склеп он очистил от мусора, четыре месяца впахивал. Он едва ли много работал с архивами, но зато знал и сохранил многое из изустных рассказов об истории своих мест, встречался с потомками владельцев стекольных заводов. Хотелось познакомиться, возможно, поделиться полезными друг для друга знаниями. Но не доведётся. Пока сам ковидил/выкарабкивался, я и с давними друзьями не так часто виделся, совсем затворником стал. И вот дошли руки до топика Ланко, и узнал, что два года, как нет уже Виктора Александровича...
Хотел посмотреть на те предметы, которые, если верить статье про белого ангела, он постоянно передавал в дар местному музею. Там пишут:"В его коллекции – штофы, рамки для фотографий, бокалы, вазы, графины и кувшины, парфюмерная и аптечная посуда, рюмки, стеклянные пасхальные яйца, фигурные бутылки в виде людей (даже в виде бюстов великих русских писателей), а также животных, зверей, рыб, птиц, всевозможная старинная сувенирная продукция с надписями, гербами и т.п.". Но в Госкаталоге РФ среди предметов музея всего этого разнообразия не обнаружил, возможно, пока не успели оцифровать...
Фото того, что осталось от склепа семейства Ланко (ещё с ангелом), что В.А. Морозов сохранял добрые пару десятков лет, можно увидеть на страницах
Кингисеппского некрополя. Текст лучше проигнорировать, там Василий Иванович Ланко переименован в Валерия и он уже не двоюродный, а родной брат Вильгельма (один и тот же человек, напоминаю, чтоб не плодить сущностей). Автор сетует там:"Я считаю, что его надо было реставрировать на том месте, где он стоял. Это же надгробие, а не просто статуя. Смахивает на ограбление могилы. Не всякая благая цель оправдывает средства. Но это моё сугубо личное мнение". Наверное, дельно, если не учитывать того, что могила давно разорена, и именно на месте склепа статуе и были нанесены все повреждения, а охранять её столь ревностно было бы уже некому, к сожалению. Поэтому перенос статуи и установка её у Екатерининского собора - меньшее из зол, по моему скромному мнению. И память сохранявшего её человека почтили, и целее будет, до поры, до времени, пока её (или полную копию) без опасений можно будет установить на исходное место (или наоборот, копию - к собору, оригинал - на место склепа). Разберутся.
Запомним. Морозов Виктор Александрович. Краевед, большой любитель истории, человек стекла, коллекционер, даритель, неравнодушный, увлечённый человек.