Автор Тема: Бр.Х, Я.Х. и др. Х  (Прочитано 3130 раз)

Ворон Воронок

Бр.Х, Я.Х. и др. Х
« : 04 Февраль 2017, 17:43:02 »
Клейма Хохряковых

Тымф

Re: Бр.Х, Я.Х. и др. Х
« Ответ #1 : 04 Февраль 2017, 18:09:24 »
Огромное спасибо  :uch_tiv: В книге Бориса Шингареева всё подано сильно иначе, начиная с того, что в 1870-ом именно Андрей Хохряков взял завод в аренду. Ещё у него указывается, что с 1895 года заводом владеет, при своём сыне Якове, жена (именно так, не вдова, а жена) владельца завода Андрея Хохрякова - Мария Петровна.  :blink: Ну и с 1903 года, по версии Шингареева, заводом владеет Яков Андреевич Хохряков. И фото его есть. Книга Шингареева во многом опирается на воспоминания людей, с которыми он лично общался. Относительно позднеимперской и раннесоветской истории память людей сохранила больше, а вот более ранние времена - другое дело. Это как я историю семьи собираю и одно и то же выслушиваю от разных людей в разных версиях :) В других разделах он указывает источником гос. архивы, а в этом - "Личный фонд Шингареева (из истории стекольных заводов)". Могли вкрасться ошибки, но есть ещё один материал для проверки. Постараюсь выложить его версию поскорее.

Ворон Воронок

Re: Бр.Х, Я.Х. и др. Х
« Ответ #2 : 04 Февраль 2017, 18:33:45 »
Читаем список захоронений по некрополю храма Ярославских чудотворцев г. Казани...
http://www.hram-klad.narod.ru/i.html

Ворон Воронок

Re: Бр.Х, Я.Х. и др. Х
« Ответ #3 : 04 Февраль 2017, 18:34:40 »
С какого бодуна жене владеть предприятием при живом муже ????

Тымф

Re: Бр.Х, Я.Х. и др. Х
« Ответ #4 : 04 Февраль 2017, 18:59:25 »
Ясно, что в воспоминаниях, записанных с чужих слов, появляется много небывалого. Если это вторая жена, то сын, каковым описывается Яков Андреевич, только к сухому закону бы возмужал, либо он был усыновлён. Но в эти дебри вдаваться не стану, просто сфоткаю 2 странички, вдруг там и нужная инфа будет.
« Последнее редактирование: 04 Февраль 2017, 19:28:42 от Тымф »

w_lady

Re: Бр.Х, Я.Х. и др. Х
« Ответ #5 : 04 Февраль 2017, 19:17:16 »
Возможно и в списки некрополя тоже закралась ошибка. В нем же указаны сын Александр и дочь Александра Хохряковы. Оба родились в 1857 году. Александр в июле, а Александра - не указано. Но если вспомнить человеческую физиологию, то вывод один - они были близнецами. Вероятность этого велика. Но как они умудрились умереть в один день? По спискам -5 октября 1877 года. При том что барышня на тот момент была замужем и со своим братом даже не проживали вместе. Либо это какая-то жуткая трагедия, либо ошибка в списке...  :194
Так что может еще в каких датах ошибочка закралась?
« Последнее редактирование: 04 Февраль 2017, 19:19:10 от w_lady »

Ворон Воронок

Re: Бр.Х, Я.Х. и др. Х
« Ответ #6 : 04 Февраль 2017, 19:41:39 »
В гараже угорели. Или утонули. А что до вдовы, то о ней идёт речь в официальном справочнике. Купчиха ПО НАСЛЕДСТВУ. Т.е. муж помер. Иначе о каком наследстве может идти речь. И о Якове в  справочнике того года ни слова.

Тымф

Re: Бр.Х, Я.Х. и др. Х
« Ответ #7 : 04 Февраль 2017, 19:55:20 »
Это ведь тот завод, который впоследствии обрёл название "Красный стекловар". Многое записано со слов Петра Николаевича Таланцева (упоминал его в статье на стеклубе), бывшего при РИ управляющим, а при СССР технологом стекольных заводов, работавшим на разных из них (не только марийских, но и завода им. Свердлова в Гусь-Хрустальном), с 1934 его, как опытного инженера стекольной промышленности, пригласили в Наркомат лёгкой промышленности в Москву, где он жил и работал. Скончался в 1966-ом году на 88-ом году жизни. Шингареев общался с ним лично, записал его воспоминания. Когда Яков Хохряков распродавал имущество Кужерского завода в 1917-ом, Таланцев послал управляющего Каюрова купить за бесценок всё, что продавал Хохряков (уехавший впоследствии в Казань). Конечно, Таланцев мог что-то забыть или переиначить, пересказывая Шингарееву, но без проверки так утверждать нельзя, он лично знал действующих лиц рассказанной им истории, того же Якова, другое дело, что информация о старшем поколении семьи Хохряковых ему, возможно, была известна с чужих слов, но не факт, в 1900-ом ему уже 22-ой год шёл. Ошибки могут быть в любой из версий, необходимо проверять. В книге есть счёт Кужерской стекольной фабрики братьев Хохряковых, плохо снятый, с едва различимыми медалями, так вот, там есть медаль с профилем Николая I, Александра, а Николая II нет. Что не получили её, при их новаторстве, оборотах и качестве, сильно сомневаюсь, значит, возможно, фабрика носила название "братьев Хохряковых" ещё до 1894 года. Есть над чем помозговать  :ya_hoo_oo:

w_lady

Re: Бр.Х, Я.Х. и др. Х
« Ответ #8 : 04 Февраль 2017, 20:00:00 »
Вероятность нелогичных смертей, так же как и повторная женитьба за короткий срок на женщине имеющей такие же инициалы, как и у первой жены значительно меньше, чем ошибка бюрократов в датах... Я то веду к этому...
Так что и Хохряков мог помереть раньше, а жена позже.
Как в общем-то и название "братья Хохряковы могло появиться раньше".
Прав Андрей, история покрытая мраком и требует дополнительного изучения...

Тымф

Re: Бр.Х, Я.Х. и др. Х
« Ответ #9 : 04 Февраль 2017, 20:20:07 »
Я на дежурстве и время от времени отвлекаюсь от экскурса в историю, ну или наоборот  :hi_hi_hi: Поскольку дискуссия приобрела безотлагательный характер, на мой взгляд, как только смогу, сфоткаю эти несколько страниц, чтобы разговор был предметнее. Таланцев, рассказывая о становлении заводов в советское время, называл тьму деталей, среди них есть личные оценки, но основа информации - конкретные события с указанием конкретных работников и руководителей заводов. Выложу это отдельно, поскольку это, в большей степени, инфа о заводе, а не о его клеймах. Сам занимаюсь клеймами, знаю, насколько, чаще всего, сложно выудить достоверную инфу о них. Поэтому всем авторам статьи могу сказать только огромное спасибо за их труды, смелость опубликовать их и решимость поделиться со всеми. Если и придётся уточнить что-то в этой работе, уверен, что они будут только рады установлению истины, как и я рад любой новой информации.  :uch_tiv:

Ворон Воронок

Re: Бр.Х, Я.Х. и др. Х
« Ответ #10 : 04 Февраль 2017, 20:37:01 »
Это ведь тот завод, который впоследствии обрёл название "Красный стекловар". Многое записано со слов Петра Николаевича Таланцева (упоминал его в статье на стеклубе), бывшего при РИ управляющим, а при СССР технологом стекольных заводов, работавшим на разных из них (не только марийских, но и завода им. Свердлова в Гусь-Хрустальном), с 1934 его, как опытного инженера стекольной промышленности, пригласили в Наркомат лёгкой промышленности в Москву, где он жил и работал. Скончался в 1966-ом году на 88-ом году жизни. Шингареев общался с ним лично, записал его воспоминания. Когда Яков Хохряков распродавал имущество Кужерского завода в 1917-ом, Таланцев послал управляющего Каюрова купить за бесценок всё, что продавал Хохряков (уехавший впоследствии в Казань). Конечно, Таланцев мог что-то забыть или переиначить, пересказывая Шингарееву, но без проверки так утверждать нельзя, он лично знал действующих лиц рассказанной им истории, того же Якова, другое дело, что информация о старшем поколении семьи Хохряковых ему, возможно, была известна с чужих слов, но не факт, в 1900-ом ему уже 22-ой год шёл. Ошибки могут быть в любой из версий, необходимо проверять. В книге есть счёт Кужерской стекольной фабрики братьев Хохряковых, плохо снятый, с едва различимыми медалями, так вот, там есть медаль с профилем Николая I, Александра, а Николая II нет. Что не получили её, при их новаторстве, оборотах и качестве, сильно сомневаюсь, значит, возможно, фабрика носила название "братьев Хохряковых" ещё до 1894 года. Есть над чем помозговать  :ya_hoo_oo:

Воспрос, был-ли кто-то из Хохряковых номинантом на Нижегородской ярмарке 1896 года... Я слышал, что списки участников и призёров якобы существуют

Тымф

Re: Бр.Х, Я.Х. и др. Х
« Ответ #11 : 04 Февраль 2017, 21:13:46 »
А вот в Адрес-календаре и справочной книжке Казанской губернии на 1915 год нашлось интересное:
Среди Гласных Казанского Губернского Земского Собрания избранных на трёхлетие с 1913 года видим в Царёво-Кокшайском Уезде Якова Андреевича Хохрякова. Его же находим в состоящей при городской управе Лесной, луговой и дровяной комиссии (значение леса и дров для стеклопромышленника пояснять не нужно). Чтобы ошибку в отчестве совсем исключить, смотрим дальше и находим его в Губернском по промысловому налогу Присутствии. Так что есть основания полагать, что с отчеством последнего владельца завода перед 1917 годом Борис Шингареев со слов Таланцева не напутал.

Ворон Воронок

Re: Бр.Х, Я.Х. и др. Х
« Ответ #12 : 04 Февраль 2017, 22:03:31 »
Не вижу противоречий со статьёй )

Тымф

Re: Бр.Х, Я.Х. и др. Х
« Ответ #13 : 04 Февраль 2017, 22:35:22 »
Не вижу противоречий со статьёй )
Яков в ней называется Яковом Александровичем, сыном Александра Андреевича Хохрякова, на деле он Яков Андреевич Хохряков. "Как так?" - меня не спрашивай, сам только вашу статью и эту книгу читал.  :uch_tiv:

Тымф

Re: Бр.Х, Я.Х. и др. Х
« Ответ #14 : 04 Февраль 2017, 22:38:59 »
Решил, чтоб не бегать по топикам, закинуть фотки сюда, потом перенесу, если понадобится. Прошу прощение за корявость фот, когда снимал, казалось, что ОК  :smu:sche_nie: Но читаемо вполне, и всем будет доступна инфа, о которой упоминал. Там и о совладельцах Месетникова интересное. Шапка счёта названа похвальным отзывом по неизвестной мне причине, но сама по себе информативна.