Автор Тема: Ливанский стекольный завод  (Прочитано 2531 раз)

Саныч

Ливанский стекольный завод
« : 19 Май 2022, 08:35:47 »
Данный материал был подготовлен местной прессой к 130-летию Ливанского стекольного завода.

Ливанскому стеклу – 130!

Твердая песчинка… Казалось бы, мелкая и невзрачная.
Трудно даже осмыслить то, что происходит, что появляется,                                         
если эти песчинки вместе соединяются с несколькими компонентами
химических веществ и все это вместе нагревают в очень высокой температуре.                                                                                                                                                 
В результате рождается чудо – жидкая стеклянная масса.
Стеклянная масса, которая в руках опытного мастера переживает чудо метаморфозы
и превращается в различные изделия из стекла.


В этом году Ливанскому стеклу исполняется 130 лет с тех пор, как он един с городом Ливаны и жителями, с тех пор как он неразделим с именем города Ливаны. Нет в Латвии такой семьи или сельского дома, где в глубине бабушкиного серванта Вы не нашли бы Ливанское стекло. Ливаны были, есть и будут городом стекольщиков!


 ДРЕВНЯЯ  ИСТОРИЯ

Производство стекла в Ливанах начато, когда самого города еще и не было, в далеком 1887 году. В местечке Ливенхоф был построен стекольный завод, так как поблизости находились кварцевые пески, пунктирный доломит и топливо (торф и древесина),  что благоприятствовало производству стекла. Вскоре  производство стало крупнейшим стекольным заводом в ближайшей окрестности. В начале производства производилась необходимая в хозяйстве утварь – банки, бутылки. Со временем изменилась также и судьба завода.
Во время Первой мировой войны производственные  корпусы завода были уничтожены. Основательно потрудившись, уже в 1922 году производство возобновили. Главной продукцией производства были банки для варенья, бутылки для водки, используемые в аптеке бутылочки и стекла для ламп.
После Второй мировой войны завод возобновил  работу в 1945 году, когда производили бутылки, банки, стекла для ламп и светильников. Сначала  цель была достаточно скромной – из бесцветного стекла изготовить изделия первой необходимости.  Стекольщики той поры – простые люди, но с прекрасными навыками мастерства – начали ренессанс Ливанского стекла. Наперекор трудностям, терпеливо и упорно мастера стекольного дела шли своей дорогой. Молодых стеклодувов обучали старые мастера. Так в Ливанах выросли династии стекольщиков.
Мало есть таких семей, в которых кто-то, да и не работал на стекольном заводе.  Со временем изменился уровень жизни жителей, вместе с ним и ассортимент изделий. Изделия Ливанского стекольного завода стали популярными и востребованными.

ЭРА  КРУПНОМАСШТАБНОГО   ПРОИЗВОДСТВА  СТЕКЛА

В 60-ые годы начали зарисовываться контуры  современного крупномасштабного предприятия по производству стекла. Ливанские стекольщики осваивали опыт своих коллег, посещая другие стекольные заводы. В свою очередь, 70-ые отличались красивыми творческими победами, освоением производства сортовой посуды из цветного стекла. Ливанское стекло, которое ,,сияет всеми цветами радуги”, стали востребовать и за рубежом. Завод со своими стекольными изделиями участвовал на международных ярмарках и выставках. До покупателей дошла созданная в технике свободного формирования посуда, которая стала  очень популярной и характерной для Ливанского стекольного завода.
В 1970 году работу на заводе начали художники-дизайнеры, которые внесли большой вклад в расширении ассортимента продукции и эстетическом оформлении стеклянных изделий. Петерис Вилцанс в брошюре ,,Līvānu stikls pasaules ceļos” писал - ,,Многие работники культуры и науки Латвии  высказывались, что изделия Ливанского стекольного завода: стаканы, вазы, конфетницы и др. в магазинах могут отличить от изделий других предприятий стекольного производства, даже не видя заводской знак – по формам и линиям изделий.”
Художники были многогранными специалистами, ведь, представляя конкретное изделие из стекла и рисуя его на бумаге, необходимо разработать чертеж, а также надо знать производственный процесс.  Путь от эскиза до готовой продукции был длинным – сначала эскизы оценивали ведущие специалисты отделов, и после утверждения Художественного совета следовало изготовление первого образца. Затем следовал технический чертеж формы, по которому в механическом цехе делали чугунную форму. В экспериментальном цехе бригада стеклодувов замыслы художников воплощали в жизнь, в реальное изделие, но часто и сами стеклодувы были авторами форм посуды. Аида Ротченкова, главный художник Ливанского  стекольного завода вспоминает - ,,Стекло очень красивый, но трудный материал. Похожей была и судьба художника. Завод ограничивает, ведь не все задуманное было технически выполнимо. Ждать воодушевления времени не было. Быть художником и самому себя запретить – вот, что такое быть художником на заводе. Но с другой стороны – много ли есть художников, дизайнерская посуда которых имеется чуть ли ни в каждом доме. Художник в своем роде является направляющим, порой непонятым. Но все же – наш дизайн был лучшим в Балтии, к нам никогда не было претензий.”
 
ХРУСТАЛЬ И СВЕТОВОДЫ

Даже с этими достижениями творчество стекольщиков и любовь к стеклу не пропали. Началась неутомимая работа над освоением производства стеклянных изделий высшей пробы, т.е., производством хрусталя. Прошлое стекла и хрусталя овеяно легендами. Ливанчане долго вынашивали мечту о хрустале, не отступали от этого ни на шаг, и угадали загадку хрусталя. И так, в 1981 году началось производство ливанского хрусталя. У каждого настоящего мастера присуща одна черта, которую можно назвать любовью к экспериментам. Без разницы, то ли он сапожник, столяр, портной или механик, после отличного и в хорошем качестве изготовленного изделия он снова хочет испробовать что-то новое, попробовать изготовить что-то намного больше, лучше, сложнее. Также и со стекольщиками. Поэтому работники стекольного завода, используя свои знания и предприимчивость, в 80-ые гг. 20 ст. начали производить уникальное изделие из стекла – световоды.
Главный конструктор Ливанского стекольного завода, начальник хрустального цеха, внедривший производство оптического волокна Даумантс Пфафрод о первых шагах производства оптического волокна рассказывает - ,,Меня увлекла оптика волокна. Был восторг, что мы создали что-то новое. Мы не считали рабочие часы. Это был вызов, мы хотели себя доказать. В то время с волоконной оптикой в Союзе занимались огромные компании, и наш провинциальный завод в начале никто не воспринял в серьез. Своим энтузиазмом создавая изделия и технологии нового рода, постепенно начали доказывать, что мы достойны внимания. Что мы производили и где это использовали? В основном это были различные оптические сенсоры. Оптическое волокно успешно может работать в подводных лодках, самолетах, вертолетах, двигателях и др. Ни один стандартный сенсор не работает, например, под влиянием высокой радиации. Помню, 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции и уже 10 мая у меня сидели люди, которым нужны были сенсоры, которые смогли бы исследовать случившееся в эпицентре аварии, увидеть, что происходит там внутри. В конце 80-х появились первые сигналы для производства медицинского оборудования.” На сегодняшний день волоконная индустрия на ливанских производствах высоких технологий уже дальше продолжает эту историю стекла на новом языке технологий. Острым и больным, почти пчелиным укусом, был 2008 год, который пришел с известием о закрытии Ливанского стекольного завода. Это болезненное событие до сих пор живо в памяти ливанчан.

      КОЛЛЕКЦИЯ  ИЗДЕЛИЙ СТЕКОЛЬНОГО  ЗАВОДА

Уникальная ценность, которая осталась со времен стекольного завода, это экспозиция „Музей ливанского стекла”. Коллекция, какой нет больше нигде в Балтии. Благодаря энтузиазму и предприимчивости Ливанского самоуправления, в свое время удалось сохранить коллекцию музея Ливанского стекольного завода – впечатляющее свидетельство эпохи. И сейчас это сияющий всеми цветами радуги Музей ливанского стекла, который с 2013 года находится в помещениях Центра искусства и ремесленничества Латгалии, и где, благодаря участию в проекте, удалось построить достойный для экспозиции зал. Экспозиция знакомит посетителей с историей Ливанского стекольного завода, рассказывает о технологии производства стеклянной посуды и дает возможность увидеть несколько тысяч созданных на Ливанском стекольном заводе изделий из стекла.
Также у любого желающего есть возможность посмотреть созданные на Рижской киностудии короткометражные фильмы советских времен о Ливанском стекольном заводе, его работе и работниках. В интерактивном и современном стиле устроенная экспозиция не оставляет равнодушным и способна быть интересной для посетителей всех возрастов. Ведь через стекло можно рассказать об истории народа! Историю, которую ставили на стол в будние дни и на праздники. Первые баночки и бутылки, стаканы и рюмки, салатницы, вазы для цветов и гордый хрусталь. Также светильники. Аквариумы. И даже стеклянная вертикаль Памятника Свободы, которая была изготовлена здесь – в
Ливанах. Благодаря отзывчивым людям экспозиция каждый год пополняется новыми экспонатами.
Также, от бывших работников Ливанского стекольного завода узнаем новые факты об истории и технологии завода. Огромное им спасибо за сотрудничество!


    УВИДЕТЬ  И  ПОЧУВСТВОВАТЬ,  КАК   РОЖДАЕТСЯ  СТЕКЛО

Большой и искренний интерес к стеклу доказывает жизнеспособность традиций и истории производства стекла. Не зря в душе бурлила стекольная масса, подобно лаве для бывшего стекольщика, и самоуправление Ливанского края пробило дорогу новому вызову – открытию мастерской по выдуванию стекла в Центре искусства и ремесленничества Латгалии.
При финансовой поддержке думы Ливанского края, в новой мастерской по выдуванию стекла возродилась 130-летняя традиция выдувания стекла. Важно, что эта – созданная в Ливанах – будет единственной доступной туристам мастерской по выдуванию стекла в Латвии.
Начиная с апреля, посетители мастерской смогут заглянуть в процесс появления стеклянного изделия, узнать секреты технологии разработки стекла и ощутить чудо превращения горячей стекломассы, которое происходит в руках опытного стекольщика Александра Логвина.
Параллельно осмотру мастерской по выдуванию стекла, в этом юбилейном году будут созданы специальные открытки, на которых будут изображены периоды 130-летней жизни ливанского стекла. Также, чтобы выделить это событие, в течение всего года, в экспозиции Центра искусства и ремесленничества Латгалии ,,Музей ливанского стекла” будет обустроена специальная юбилейная витрина. Уже 4 мая приглашаем посетить ,,Праздник белой скатерти”, на котором, отослав другу специальную открытку, сможешь напомнить об одном из объектов гордости города Ливаны. Если не успеешь посетить эту экспозицию, то это, бесплатно, сможешь сделать, посетив мероприятие Ночи музеев, которое состоится 20 мая. Летом уже сможешь увидеть выставку созданных в мастерской по выдуванию стекла работ Александра Логвина. О других мероприятиях юбилейного года сможете узнать, посетив новый сайт Центра искусства и ремесленничества Латгалии: www.livanustikls.lv .
В этом году юбилей для Ливан, стекольщиков и членов их семей. В течение всего года приглашаем принимать участие не только в различных мероприятиях, которые будут организованы
в честь этого события, но и заглянуть на свои полки, где стоит сделанная на Ливанском стекольном заводе посуда, поговорить с бывшим работником завода, прочитаь какой-нибудь интересный факт о Ливанах – городе стекольщиков! Если и у Тебя есть рассказ или интересный факт, расскажи это нам – работникам Центра искусства и ремесленничества Латгалии, опубликуй это в своих социальных сетях, поделись с друзьями и знакомыми, пусть воспоминания, в которых еще живет тепло не остывшего стекла, не исчезнут!

                                                                                                     

                                                                                                    Информационное издание
                                                                                                   ”LÎ VÂNU  NOVADA  VЕSTIS         
                                                                                                       12 апреля 2017 г.