Следуя тактике нерадивых студентов "прежде чем об Англии - пару слов о Франции", вспомним историю появления
трестов в нашей стране.
Тресты. Краткая историческая справка.
В РСФСР и позднее в СССР тресты создавались в рамках Новой экономической политики ( НЭП) как объединения государственных предприятий одной отрасли,
действовавшие на принципах хозрасчёта. Толчком к организации трестов послужил Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 10 апреля 1923 « О государственных промышленных предприятиях,
действующих на началах коммерческого расчёта (трестах), который определял трест следующим образом:
… государственное промышленное предприятие, которому предоставлена самостоятельность в производстве своих операций согласно утверждённому для них уставу
и которое действует на началах коммерческого расчёта с целью извлечения прибыли.
С точки зрения государственного управления промышленностью, трест рассматривался советскими властями как государственный орган, функция которого заключалась в контроле за рыночными процессами.
Этот подход к деятельности трестов был документально оформлен в соответствующих руководящих документах — в частности, в «Типовом положении о трестах», уставах трестов и т. п.
Государство в свою очередь осуществляло по отношению к трестам надзорно-контролирующие функции. Тресты обладали определённой степенью экономической свободы
в части принятия решений о том, что производить и где и кому реализовывать свою продукцию.
Вместе с тем, каждый трест был обязан выполнять государственные задания и предоставлять государству и кооперативным организациям преимущественное право,
при прочих равных условиях, покупки продукции треста. Предприятия, входившие в трест, как правило, снимались с государственного снабжения и закупали сырье на рынке.
Законом предусматривалось, что «государственная казна за долги трестов не отвечает». Каждый трест является единым предприятием, в состав которого входят несколько производственных единиц
(заведений, как-то: фабрик, заводов, промыслов отделений, магазинов и т.п.), перечисленных в его уставе, но могла входить и лишь одна производственная единица.
Тресты объединялись в синдикаты — добровольные кооперативные объединения трестов, занимавшиеся снабжением, сбытом готовой продукции, кредитованием,
внешнеторговыми операциями. К началу 1928 года в СССР насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив
в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов.
Тресты обладали свободой в части определения доли своего снабжения и сбыта, передаваемого в ведение синдиката.
«Положение о государственных промышленных трестах» от 29 июня 1927 года и совместный декрет ЦИК СССР и СНК СССР от 27 июля того же года предусматривали предоставление государственным
предприятиям большей самостоятельности путём внедрения в их деятельность хозяйственного расчёта. Однако массовое внедрение хозрасчёта не было реализовано
и реформа управления промышленностью пошла в сторону усиления централизованного административного управления и свёртывания рынка, что привело к снижению эффективности производства на предприятия.
К середине 1-й пятилетки (1929—1934) тресты превратились в промежуточное звено административного управления.
Трест, как форма объединения родственных по виду деятельности предприятий продолжал применяться до конца существования СССР, особенно в области капитального строительства и монтажа оборудования.
Эти тресты однако не имели управленческих функции в системе государственного управления СССР, и их экономическая деятельность целиком подчинялась союзным и республиканским министерствам
и государственным комитетам.
После распада СССР некоторые приватизированные, а также вновь созданные строительные компании часто в своём названии содержат слово «трест», как, например, «Союзстройтрест» или «Строительный трест № 10», но к их названиям добавлялась форма собственности (ЗАО, ОАО, ООО).