Автор Тема: Стакан с гравировкой  (Прочитано 268 раз)

Саныч

Стакан с гравировкой
« : 15 Август 2020, 07:19:11 »
    Хочу сразу оговориться, что все нижеизложенное является только версией. Мне, как автору, она кажется логичной и складной, но если найдутся оппоненты пусть начнут аргументировано  разубеждать  словами «этого не может быть никогда, потому что….»   Все сомнения толкуются в пользу автора версии. Дополнения, уточнения и справедливые замечания принимаются.                                                                                                                                                                             
    С момента покупки этого стаканчика возникла полемика с продавцом на предмет его происхождения. Я, правда интуитивно и учитывая текст на немецком более склонялся к европейскому, продавец – к российскому, причём основным аргументом было, что его сдали в комиссионку в Гатчине  и то, что «раньше все говорили на трёх языках и надписи делали на французском или немецком, чтобы плейбеи не разобрали». На тот момент я ещё не держал стакан в руках, текст был мне передан неверно и спорить с такими «железобетонными»  аргументами не стал.                                                                                                                                                   
     Стаканчик показался мне  интересным. Высота -100 мм, объём чуть более 150 мл, тонкое прозрачное стекло, полированное донышко и гравировка по всей окружности: растительная ветвь и текст на немецком:  « Hopfen und Malz  Gott  erhalt’s!  A. Reinholdt. 1901». Первая фраза оказалась  девизом средневековых монахов-пивоваров – «Боже, храни хмель и солод!» и встречается на старых и современных немецких пивных кружках. По всей вероятности, несмотря на малый объём следует признать стакан пивным, а  наличие конкретной фамилии и даты говорило о его подарочном назначении. Оставалось найти неизвестного А. Рейнгольдта, которому в 1901 году подарили этот стакан. Всезнающий интернет выдал нескольких кандидатов. Если  допустить, что всего вероятнее,  это был российский подданный с немецкими корнями  проживающий в Санкт-Петербурге или окрестностях, выбор мой оказался очевиден.                                                                                                 
 Рейнгольдт или даже, фон Рейнгольдт,  Александр Александрович (1856-1902 гг.)  — историк русской литературы немецкого происхождения , родился  01.01.1856 г. в Санкт-Петербурге, в лютеранской семье, предки которой переселились в Россию из Англии. Окончил курс в Дерптском университете по историко-филологическому факультету. Вскоре после того написал брошюру «Zur Gymnasialfrage» и поместил в немецких периодических изданиях несколько статей о русских писателях. С 1883 по 1885 гг. он составил историю русской литературы: «Geschichte der russischen Litteratur von ihrem Anfang bis auf die neuste Zeit», вошедшую в состав издаваемой Фридрихом в Лейпциге серии: «Geschichte der Weltlitteratur in Einzeldarstellungen». Книга эта до сих пор является главным источником, из которого в Германии черпают систематические сведения по нашей литературе. Автор с любовью относится к русской литературе и проникся идеями передовых русских критиков и публицистов; его книга является почти всегда верным отголоском русских взглядов на художественное и общественное значение наших писателей. «История русской литературы» доведена до 1885 г. и в свое время явилась вообще первым полным обзором всего литературного развития русского народа.
   Правда, злые языки утверждали, что произведений русских писателей он, в основном, не читал, а передирал сведения и отзывы из трудов российских авторов. В сборнике «Анекдоты о литераторах. Вып.12»  упоминается такой эпизод : когда  известный переводчик русской поэзии на немецкий язык, педагог и собиратель частного «литературного музея», посвященного литераторам России и Германии, автор дневника -хроники жизни литераторов, Ф.Ф.Фидлер предложил ему для ознакомления том стихотворений Полонского, Рейнгольдт отказался:
Фидлер изумился:
"Да как же ты будешь писать о нём?"
На что Рейнгольдт спокойно ответил:
"А у меня есть книга Чуйко о современных русских поэтах".       
     Но официальных претензий в плагиате А.А. Рейнгольдту никто и никогда не предъявлял. С конца 80-х годов начинается его сотрудничество  в русских периодических изданиях (в «Новостях», «Неделе», «Севере», «Северном Вестнике», «Космополисе», «Русском Богатстве» и др.). Он написал несколько оригинальных рассказов, много стихотворений и ряд статей о новом движении в немецкой и скандинавских литературах.                                                                                                     
    Скончался Александр Александрович Рейнгольдт  08.06.1902. (по др.данным 01.12.1902 г.)  в возрасте 46 лет и по всей вероятности был похоронен на Волковом лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.                                                                                                                                   
    Таким образом, в 1901 году Рейнгольдту исполнилось 45 лет и, как я полагаю,  в честь этого юбилея кем-то из родных или знакомых и был подарен ( возможно с составе какого-то набора или сервиза) стакан с гравировкой и традиционным девизом, удивительно переживший все важные и непростые этапы нашей истории и доживший до сегодняшнего дня. Вопрос о месте его изготовления остаётся пока открытым: мне  всё же ближе версия о немецком происхождение, ибо именно немецкие мастера на протяжении многих  лет производили стеклянные пивные кружки и бокалы с гравировкой и достигли в этом деле большой искусности. Впрочем и российское его происхождение вполне вероятно.






Тымф

Re: Стакан с гравировкой
« Ответ #1 : 16 Август 2020, 16:26:11 »
Держа в уме собственные рекомендации не бояться ошибок при выдвижении версий, всё же отмечусь критическим замечанием.

У выдвинутой версии многовато слабых мест, начиная с того, что интернет вовсе не всезнающ. И какой-нибудь скромный технолог пивоваренного или стекольного завода, среди которых было так много немцев, мог пройти пока незамеченным всемирной паутиной.

Не останавливаясь подробно на каждом, отмечу лишь, что в версии слишком много допущений, ошибка в каждом из которых опрокидывает дальнейшие. Начиная с того, что гравировка с пивным уклоном, увы, могла появиться на предмете в не столь давние времена, как хотелось бы. Не далее, как вчера, гостивший в Питере Штирлиц, прогулявшись по Уделке, выдал на гора реплику вроде:"Как я посмотрю, все на "отлично" освоили гравировку". У нас-то глаз замыленный, а он сразу приметил, насколько заметнее больше стало гравированных предметов.

Но допустим, что предмет подлинный. Далее следует допущение, которое именно так и характеризует автор версии, что "это был российский подданный с немецкими корнями  проживающий в Санкт-Петербурге или окрестностях". Но допустим, что в гатчинскую антикварку предмет принёс местный житель, купивший её в антикварном магазине или на барахолке в Германии. Или во Франции, или в Финляндии... А то и местный копарь по войне, нашедший её на месте дислокации немецких частей времён ВОВ. И всё дальнейшее переходит в область натягивания ночного пернатого хищника на глобус.

Кто бы и какими справедливыми замечаниями не захотел бы помочь рассматриваемой версии, встал бы поневоле на весьма зыбкую почву. Теория вероятности норовит скорее посмеяться над толкованиями сомнений в пользу автора версии, нежели потакать такой модели.

Поэтому, при всей любви к таким живым историям, не могу не констатировать, что имеющаяся версия красива, но вероятность того, что всё так и было, предельно низка.

Саныч

Re: Стакан с гравировкой
« Ответ #2 : 18 Август 2020, 18:24:08 »
Держа в уме собственные рекомендации не бояться ошибок при выдвижении версий, всё же отмечусь критическим замечанием.

У выдвинутой версии многовато слабых мест, начиная с того, что интернет вовсе не всезнающ. И какой-нибудь скромный технолог пивоваренного или стекольного завода, среди которых было так много немцев, мог пройти пока незамеченным всемирной паутиной.

Не останавливаясь подробно на каждом, отмечу лишь, что в версии слишком много допущений, ошибка в каждом из которых опрокидывает дальнейшие. Начиная с того, что гравировка с пивным уклоном, увы, могла появиться на предмете в не столь давние времена, как хотелось бы. Не далее, как вчера, гостивший в Питере Штирлиц, прогулявшись по Уделке, выдал на гора реплику вроде:"Как я посмотрю, все на "отлично" освоили гравировку". У нас-то глаз замыленный, а он сразу приметил, насколько заметнее больше стало гравированных предметов.

Но допустим, что предмет подлинный. Далее следует допущение, которое именно так и характеризует автор версии, что "это был российский подданный с немецкими корнями  проживающий в Санкт-Петербурге или окрестностях". Но допустим, что в гатчинскую антикварку предмет принёс местный житель, купивший её в антикварном магазине или на барахолке в Германии. Или во Франции, или в Финляндии... А то и местный копарь по войне, нашедший её на месте дислокации немецких частей времён ВОВ. И всё дальнейшее переходит в область натягивания ночного пернатого хищника на глобус.

Кто бы и какими справедливыми замечаниями не захотел бы помочь рассматриваемой версии, встал бы поневоле на весьма зыбкую почву. Теория вероятности норовит скорее посмеяться над толкованиями сомнений в пользу автора версии, нежели потакать такой модели.

Поэтому, при всей любви к таким живым историям, не могу не констатировать, что имеющаяся версия красива, но вероятность того, что всё так и было, предельно низка.

    В том, что выдвинутая версия далеко не безупречна автор и не сомневался, просто хотелось услышать серьёзные критические замечания и сравнить их с собственными сомнениями. Несмотря на то, что все  отлично освоили гравировку то, что предмет подлинный и соответствует обозначенному времени лично у меня сомнений не вызывает. Все же остальные допущения и аргументы "pro et contra" кажутся мне примерно равновероятными и равнозначными.   
"Было ли так? - Не знаю, не уверен." "Могло ли быть именно так? - Да, могло!"                                                                                                                                     
Думаю, что пока не доказана принципиальная невозможность именно такой версии, она имеет право на существование.

Тымф

Re: Стакан с гравировкой
« Ответ #3 : 19 Август 2020, 08:28:27 »
    В том, что выдвинутая версия далеко не безупречна автор и не сомневался, просто хотелось услышать серьёзные критические замечания и сравнить их с собственными сомнениями. Несмотря на то, что все  отлично освоили гравировку то, что предмет подлинный и соответствует обозначенному времени лично у меня сомнений не вызывает. Все же остальные допущения и аргументы "pro et contra" кажутся мне примерно равновероятными и равнозначными.   
"Было ли так? - Не знаю, не уверен." "Могло ли быть именно так? - Да, могло!"                                                                                                                                     
Думаю, что пока не доказана принципиальная невозможность именно такой версии, она имеет право на существование.

На существование имеет. Но есть нюансы.

Коли уж ветка "История" содержит в себе подраздел "Вещи с историей", то хочется видеть более высокие критерии достоверности в помещаемых в нём материалах. А в данном случае, положа руку на сердце, я вижу интересную историю реального Александра Александровича Рейнгольдта и отдельнолетящий стакан с надписью, происхождение которого не установлено, и который, исходя из первой буквы имени и фамилии, притягивается за уши к Александру Александровичу с непреодолимой силой, но без должных оснований.

Почему, например, стакан не мог принадлежать Анастасии Адольфовне фон Рейнгольдт со 2 линии Васильевского острова, дом 3? Может, у неё в 1901 году дитё родилось, али ещё какая радость приключилась. Или папу поздравила она с юбилеем. Или вот жил-был Николай Александрович фон Рейнгольдт, бухгалтер Государственного Банка в Санкт-Петербурге в 1911 году. Не знаю, был ли он роднёй нашему Александру Александровичу, но вдруг не был? А вдруг он папе в 1901 году стакашек подарил? Или наш Александр Александрович своему папе? В любом сборнике "Весь Петербург" немало фамилий Рейнгольд. А ну как некоторые из них, а то и почти все - русифицированный вариант от Reinholdt? (В двух случаях, доступных для проверки, так и оказалось) А ведь есть ещё Лидия и Сергей Александровичи Рейнгольд-Говениусы. Вдруг они второй половины своей фамилии стеснялись и папу поздравили с чем-нибудь?

И всё это только при маленьком исследовании допущения, что наш  A. Reinholdt - "российский подданный с немецкими корнями,  проживающий в Санкт-Петербурге или окрестностях". А если это не так? В сколь огромной выборке "A. Reinholdt"-ов придётся барахтаться, если обратить свой взор на Германию? Именно всё вышеизложенное заставляет настаивать на предельно низкой достоверности рассматриваемой версии.


З.Ы. Это во мне не админ, а любитель истории говорит. Админу, когда возникают внутренние возражения против такой милоты, видится проводница Аня из "Место встречи изменить нельзя" со своим сакраментальным "Свинья ты противная...".  :-) И в самом деле, на фоне лютой дичи, которую иные постят в Дзэне или которую доводится выслушивать на Уделке, что мне до слабых версий на ЛСТ?

В прошлую субботу дама (не без знаний по теме) с укором уверяла меня, что пивоваренное дело Дурдиных зародилось в Рыбинске, и возражений слушать не желала. Но хотя бы название рыбинского завода знала. Другие берут флаконы и с деланным восторгом под камеру сообщают для чего, по их мнению (глубоко ошибочному), их использовали. Я уже не встреваю с поправками, как прежде, а просто стою поодаль с выражением скорбного фэйспалма на челе.

Мне хочется, чтобы, постя столь слабые версии, обитатели нашего форума видели не виртуальную злобную харю админа или напомаженную проводницу Аню, а некоего Уильяма из Оккамы с его виртуальной бритвой, столь часто ныне поминаемой всуе, и всё же столь уместной. И в нашем случае, по моему мнению, тоже.