Автор Тема: Штрихи к портрету Ю.С. Нечаева-Мальцова  (Прочитано 3405 раз)

Штирлиц

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6301
  • Репутация: 285
    • Просмотр профиля
В Государственном театральном музее имени А. Бахрушина в Москве хранится пожелтевшая карандашная рукопись директора Императорских театров В. А. Теляковского. В ней, в частности, он описывает некоторые богатые петербургские дома конца XIX века, которые посещал, будучи молодым конногвардейцем. Достоверность этих историй не вызывает сомнений.
Один из героев его повествования – меценат Юрий Степанович Нечаев-Мальцов. Он родился в 1834 году, окончил 1-ю московскую гимназию и юридический факультет Московского императорского университета. Служил скромным чиновником Министерства иностранных дел, как вдруг в 46 лет получил от дальнего родственника большое наследство – около 12 миллионов рублей.
«Купив дом на Сергиевской (ныне ул. Чайковского в Петербурге), он поселился там со своими двумя старыми некрасивыми сестрами, заново его отделал и стал задавать пиры, – писал Теляковский о Нечаеве-Мальцове. – Потолок в большом зале был украшен картиной Семирадского (один из крупнейших представителей позднего академизма. – И. Г.), картины художника были также вделаны в стены гостиной, причем одна из них, которая приходилась на одностворчатую дверь, была даже прорезана».
Речь идет о перестройке здания, выполненной в 1883 – 1884 годах по заказу нового владельца архитектором Л. Н. Бенуа. Тогда интерьеры были оформлены в стиле рококо.
До Нечаева-Мальцова дом, возведенный в 1844 – 1846 годах по проекту архитекторов Г. А. Боссе и Р. И. Кузьмина, принадлежал сначала князю Л. В. Кочубею, сыну министра внутренних дел В. П. Кочубея, а затем Г. С. Строганову – правнуку президента Императорской академии художеств графа А. С. Строганова.
«О балах и обедах Нечаева ходили легенды, – читаем дальше у Теляковского. – Трюфелей гостям предлагали брать сколько угодно, чуть не на вынос. Вина всякого сорта и звания было разливное море. На балах за котильоном, не считая громадных корзин цветов прямо из Ниццы, доставляемых вагонами, давали ценные подарки. В зимнем саду в прудах плавали рыбы, словом, было все. Но кто-то из недовольных критиковал эти балы, потому что не было... качелей. Я думаю, что добрейший Ю. С. Нечаев-Мальцов завел бы и качели и даже американские горки, если бы его побольше попросили.
Нечаевы очень долго ждали фортуны – она улыбнулась им в преклонных годах, и они торопились насладиться счастьем, которое дают упавшие с неба деньги. Счастьем своим они хотели поделиться и с другими, и часто это выходило комично, хотя и искренне. Над ними и братом в Петербурге смеялись, но трюфеля за обе щеки уписывали».
Удивительно, что петербургское общество, подсмеиваясь над богатым чудаком Юрием Степановичем, не интересовалось его другой деятельностью. Ведь он вошел в историю как человек, подаривший России Музей изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в Москве. Не только пожертвовав на его строительство основную сумму (более 2 миллионов рублей), но и активно участвуя в величественном оформлении здания. Марина Цветаева в своих воспоминаниях отмечала: «...когда в 1905 году его [Нечаева-Мальцова] заводы стали, тем нанося ему несметные убытки, он ни рубля не урезал у музея».
На кадрах кинохроники, которую снимали в день торжественного открытия музея 31 мая 1912 года, можно разглядеть пожилого скромного седого господина. Это и есть Ю. С. Нечаев-Мальцов – великий меценат, отдавший две трети своего состояния на благотворительность. Он сделал еще много полезных дел: строил церкви, богадельни, основал во Владимире техническое училище. Большие деньги, внезапно полученные, как видим, шли не только на пиры...
После смерти в 1913 году Ю. С. Нечаева дом на Сергиевской перешел к его дальнему родственнику, а в 1918-м был национализирован. В 1920-х годах в особняке размещался Петроградский окружной фотокинокомитет, внутри особняка были оборудованы съемочные павильоны, где велись подготовка и съемка первых советских художественных фильмов. С 1933 года в здании размещался Смольнинский райисполком, в период 1936 – 1995 гг. – исполком Дзержинского районного совета и районная прокуратура. Ныне здесь – Главное управление МВД Российской Федерации по СЗФО.
« Последнее редактирование: 23 Январь 2020, 18:20:57 от Штирлиц »

Тымф

Re: Штрихи к портрету Ю.С. Нечаева-Мальцова
« Ответ #1 : 23 Январь 2020, 19:40:54 »
Как тут не вспомнить Давыдова - "Спасся один бесполезный Иван Сергеевич Мальцов"... :-) Такие вот они, Мальцовы, - "бесполезные", "комичные", но по счастью, не только такую память по себе оставили.