В моей стекольной коллекции значится несколько гранёных стаканов и стопок советского периода на донышках которых нанесены обозначения ОСТ, МРТУ, РТУ. Это РТУ 694-62, МРТУ 21-30-67, ОСТ 21-4-73. После нехитрой расшифровки выяснилось, что это нормативные документы по стандартизации: отраслевые стандарты и технические условия. В общем плане всё вроде бы понятно, но стало интересно выяснить какие причины вызывали разработку и принятие этих нормативных документов для стекольной промышленности. Помнится, что в СССР существовала куча всякой нормативной документации, в которой разобраться было очень даже непросто. Немножко освежив тему сложилась такая картина:
ГОСТы - (Государственные стандарты) стояли первыми в иерархии, разрабатывались и утверждались государственными структурами и были обязательными для всех,
ОСТы – ( отраслевые стандарты) разрабатывались министерствами и действовали в пределах отрасли,
а всякие ТУ (технические условия всех мастей) были прерогативой отдельных производителей.
Захотелось сделать попытку разобраться в особенностях этих стандартов, тем более, что тема уже всплывала на различных стекольных форумах. Отыскать тексты ГОСТов, ТУ, МРТУ и пр. оказалось не так-то просто и не всё удалось и удалось далеко не так, как хотелось. Тем не менее попытка предпринята и я приглашаю всех заинтересовавшихся принять участие в обсуждении этого вопроса. Интересной особенностью стало то, что все стаканы и стопки с нанесенными стандартами были выпущены исключительно стекольной промышленностью Украинской ССР!
Самым ранним нормативным документом, увековеченным на донышке гранёного стакана оказались РТУ – республиканские технические условия, которые появились в ходе послевоенных экономических реформ Н.С. Хрущёва. Именно с них мы и начнём наше исследование и… «Господа ковбои! Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет»!
Экскурс в историю.
Послевоенный период СССР характеризовался неоднократными реорганизациями, слиянием и разъединением министерств, главным образом промышленных. В 1955 - 1956 гг. был осуществлен комплекс мер по расширению прав союзных республик в руководстве народным хозяйством. В отношении промышленности это выразилось в передаче из союзного в республиканское ведение только за 1954 - 1955 гг. более 11 тыс. предприятий. Перешли в республиканское подчинение и предприятия стекольной промышленности. Рост числа министерств свидетельствовал о необходимости приблизить управление к производству. Представлялось, что выйти из положения поможет иная система управления промышленностью: не отраслевая, а территориальная. На основании решений февральского Пленума ЦК КПСС 10 мая 1957 г. был принят Закон СССР "О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством". В нем говорилось, что "в настоящее время, когда в нашей стране имеется более 200 тысяч промышленных предприятий и 100 тысяч строек, нельзя конкретно и оперативно управлять производством из нескольких общесоюзных отраслевых министерств и ведомств. Назрела необходимость еще более расширить права союзных республик в области хозяйственного строительства, перенести центр тяжести оперативного руководства предприятиями и стройками на места в экономические административные районы".
Совет Министров СССР постановлением от 2/III 1957 г. предоставил Советам Министров союзных республик право вносить, с учётом местных условий, необходимые дополнения и изменения к утвержденным ГОСТ на продовольственные и промышленные товары, с последующим сообщением Комитету стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. При этом продовольственные и промышленные товары, направляемые на общесоюзные нужды, должны вырабатываться по действующим ГОСТ и общесоюзным ТУ или по стандартам с дополнениями и изменениями к ним и по ТУ, утвержденным Советами Министров союзных республик, по соглашению между соответствующими хозяйственными организациями (поставщиками и покупателями).
Республиканские технические условия (РТУ) устанавливались на важнейшие виды продовольственных и промышленных товаров и с.-х. продукции, которые не входили в перечень обязательной стандартизации (ГОСТ) или на которые в данное время ГОСТ не был установлен (вновь освоенные производством изделия или изделия, производство которых имеет недостаточный срок изготовления). Перечень продукции, на которую устанавливались РТУ, определялся Советом Министров республики.
Хочется чуть подробнее остановиться на механизме принятия и утверждения республиканских технических условий РСФСР, поскольку в союзных республиках процедура если и отличалась, то не очень сильно. В РСФСР был принят следующий порядок разработки, согласования и утверждения РТУ РСФСР. Проекты РТУ разрабатывались научно-исследовательскими и проектными институтами, лабораториями, конструкторскими бюро, предприятиями и представлялись совнархозами, министерствами и ведомствами, Советами Министров АССР, крайисполкомами, облисполкомами, горисполкомами (городов республиканского подчинения), а также руководителями научно-исследовательских и проектных институтов в Госплан РСФСР. В обязательном порядке, согласовывались с наиболее крупными потребителями и другими заинтересованными организациями. Окончательно разработанные и согласованные проекты РТУ РСФСР предоставляются на утверждение: а) Совета Министров РСФСР - на важнейшие виды продукции, б) Госплана РСФСР - на другие важнейшие виды продовольственных, промышленных товаров и с.-х. продукции, на которые отсутствуют ГОСТ и РТУ РСФСР, утверждённые Советом Министров РСФСР.
02.10.1957г. Совет Министров РСФСР принял Постановление №1090 "О республиканских (РСФСР) технических условиях на продовольственные и промышленные товары" в котором постановлял:
1. Ввести в действие и включить в перечень республиканских (РСФСР) технических условий ГОСТы и ОСТы на продовольственные и промышленные товары, исключенные из перечня государственных стандартов, согласно приложению. Таким образом вместо действовавших ранее Государственных общесоюзных стандартов - ГОСТ ( в 1968 г. переименован в «Государственный стандарт Союза ССР») и Общесоюзных стандартов - ОСТ ( с 1968 г. - «Отраслевой стандарт») в РСФСР появилось 610 новых республиканских технических условий!
Так вместо ГОСТ 953-41 «Посуда стеклянная столовая» , который действовал на всей территории СССР с довоенного времени и распространялся на столовую стеклянную посуду ( в том числе на выдувные и прессованные стаканы ) в Российской федерации были введены РТУ РСФСР 412-57. Мне не удалось отыскать текст этого документа, да и просуществовал он не очень долго и был заменён на РТУ РСФСР 412-58. До сих пор не обнаружились стаканы или стопки, на которых прессованием были бы нанесены нормативные документы СССР или РСФСР, хотя уже в разделе «Маркировка и упаковка» ГОСТ 953-41 требовалось: «Изделия выдувной и прессованной посуды маркируют путём наклейки на каждое изделие заводской марки.» В числе прочих требований марка должна была содержать и «ГОСТ 953-41». На прессованных стаканах заводская марка могла быть заменена отштампованным клеймом на поддоне формы.