Ну кстати не вижу противоречия в том, что в аптечном магазине продаётся лекарство с этикеткой аптеки. Раз оба торговых заведения принадлежат одному хозяину, вполне логично. В аптеке сделали, а в магазине продают.
Это всё к давешнему обсуждения, как я понимаю. По закону, аптекарские магазины продавать могли даже произведённое в другой, даже заграничной аптеке, но ни переклеивать этикет, ни производить лекарства по рецептам, что было исключительной монополией аптек, не могли. Поэтому надпись "Аптека А. Абрамсона в Гунгербурге" или "Вилейская аптека" означали, что содержимое изготовлено в соответствующей
аптеке. Понятно, зачем владельцы аптек или аптекарских отделений открывали аптекарские магазины - они позволяли, кроме увеличения присутствия на рынке сбыта, расширять торговлю за счёт "непрофильных" для аптек товаров, от москательных до тех, что, утрируя, нынче зовутся "пищевыми добавками", за счёт модных заграничных патентованных средств. Понятно, что их подделывали, мы в старой рекламе постоянно видим "дисклеймеры" о подделках. Но чего ради владелице аптекарского магазина подделывать этикет соседней аптеки с этой же улицы на баночке с камфорой?
А вот продавала бы она снадобья из этой аптеки или нет - это отдельный вопрос.
Здесь такой момент. Сейчас, когда вера у большинства людей формальна, обрядова, или отсутствует вовсе, трудно представить времена, когда вера была укоренена и связанные с ней обряды и обычаи блюлись не на шутку. Увлекаясь историей с раннего детства, я старался расспрашивать бабушек и прабабушку, у которых я это детство проводил, о том, что видели они. Прабабушка, царство ей небесное, была человеком со стальным характером, фактически - главой рода, который во многом вытащила на себе в одиночку после войны, хоть и не без помощи добрых людей. Поэтому абстрактные беседы почти всегда пресекались на корню уже на втором предложении, посредством вручения лопаты и указания на фронт работ в огороде. Поскольку этот огород подарил мне французскую серебряную медаль в 4 года и боратинку в 6 лет, помимо имперской, польской и фашистской мелочи, я не возражал, но вопросы в дальнейшем адресовал бабушке. И, среди прочего, был рассказ о евреях.
Спрашивал я в связи с тем, что в купчей на землю, которую мои предки купили после заработков в Америке, запись об их покупке была добавлена к прежним, и среди прочего, там была продажа этой земли неграмотным крестьянином, чью подпись у нотариуса удостоверил за 10 рублей Лейба ххх (фамилию не помню). Неграмотность была общим местом, например, в своде законов РИ есть пункт об аптекарских магазинах, который оговаривал, что при продаже сильнодействующих веществ и препаратов в аптекарском магазине неграмотному, аптекарь должен был рядом со стандартными в таком случае "тремя крестами", которые неграмотный корябал вместо подписи, написать инициалы покупателя. Так вот, читая книги по нумизматике, я прекрасно понимал цену 10 рублям и удивлённо интересовался у бабушки - "как так-то"?
На что получил рассказ о национальном своеобразии "досоветских евреев". Выделил фразу, потому что в далёкие после войны 70-ые я этого ничего не наблюдал, сосед через дорогу от бабушки был еврей, геройский разведчик, внук которого бегал в общей компании, ничем не выделяясь. Но прежде это было не так, и прабабушка это подтверждала в редкие минуты, когда поддерживала разговор. Со слов бабушки, евреи жили очень обособленно, своим кругом. Собственно, и православные жили общиной, но у той же бабушки были подруги из католических семей, но ни одного знакомого еврея. Не ищите здесь моего или бабушкиного антисемитизма, она просто описывала, что видела. Антипатию она испытывала только к тем, которые, с её слов, ходили "с пейсами и брыдкие" (мерзкие, грязные), то есть, в грязной, неухоженной одежде. Но общее резюме - не живя тогда с ними по соседству, она не была знакома ни с одним евреем, на сохранившихся фото даже на дальнем плане такового не увидишь. И это в местности за чертой оседлости, где евреи составляли немалую часть населения, пользовались по законодательству Первой Речи Посполитой известными вольностями, но и при Второй, несмотря на всякое в около-революционные времена (Булак-Булакович и проч.), особых проблем не имевшие. В городе у них была синагога неподалёку от церкви. Не зная культурных и религиозных особенностей в еврейской среде тех времён (о более ранних довелось читать в судебных виленских материалах, связанных с заимодавством и т.д.), не берусь судить, чем их обособленность была вызвана. Возможно, что-то казалось некошерным в окружающих их крестьянских хозяйствах, сплошь занимавшихся, среди прочего, свиноводством, возможно, что-то другое. Отмечаю факт обособленности, по свидетельству современника, словам которого верю. Повторю, никакого предубеждения здесь нет, бабушка рассказывала мне это в глубоко дотолерантные времена, не испытывая излишних предубеждений к евреям, наоборот, жалея их, поскольку в войну, выгоняя на выпас коров, нечаянно оказалась свидетельницей расстрела евреев фашистами, что её, молодую девушку, жутко потрясло (это прямо на нынешней дороге от Молодечно к Вилейке, там памятник стоит теперь).
Вышеизложенное, среди прочего, наводит меня на предположение, что и в соседней Вилейке дело обстояло похожим образом, и Гита Копелиович едва ли пошла бы к Ивану Буйневичу или его наследникам в поисках сотрудничества. Как немного знакомый с теорией вероятности и уважающий её человек, понимаю, что жизнь могла опрокинуть любые правила и предположения, но в стремлении сохранить красивую историю не стоит слишком натягивать сову на глобус. А то у нас прям вилейский аптекарь, аки Данко, тащит эту баночку с мазидлой сквозь времена и нравы в соседний аптекарский магазин