Автор Тема: "Проводникъ" Рига  (Прочитано 2382 раз)

Штирлиц

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6301
  • Репутация: 285
    • Просмотр профиля
"Проводникъ" Рига
« : 16 Сентябрь 2018, 21:01:05 »
Русско-французское товарищество «Проводник»
одно из самых известных мировых предприятий по производству резиновых изделий конца XIX - начала XX века. Располагался в Риге, на территории северного предместья города, которое носило название Рейдовая Двина (впоследствии переосмысленное в Красную Двину, ныне рижский микрорайон Саркандаугава). До наших дней сохранилось здание головного корпуса «Проводника» в самом начале улицы, носившей ранее название Второй Выгонной дамбы.
Перед Первой мировой войной на «Проводнике», к тому времени образовавшем картель с не менее передовым санкт-петербургским «Треугольником», насчитывалось более 16000 работников, что являлось своеобразным количественным рекордом среди всех рижских промышленных предприятий времён Российской империи. Единственным производственным объединением, которому удалось превзойти «Проводник» по этому показателю, к середине 70-х годов стал ВЭФ. Капитал был приумножен до 18 миллионов рублей (данные на 1914 год).
Годом рождения этого преуспевающего завода считается 1888 год. На тот момент «Проводник» являлся собственностью паевого товарищества. Стартовым капиталом стала сумма в 0,7 миллионов рублей, собранная с участников товарищества в 1889 году. На раннем этапе развития «Проводника» в нём трудилось 650 рабочих. На конец XIX века предприятие стабильно заняло второе место по уровню производства продукции в пределах России (первое место традиционно занимало столичное предприятие «Треугольник»). Перед войной «Проводник» занимал третье-четвёртое место в мире по количеству произведённой продукции, а компетентные европейские эксперты признавали, что «Проводник» мог смело претендовать на первое место в мировом масштабе по качеству продукции.
Спектр производства рижского резинового завода был чрезвычайно широк. «Проводник» производил покрышки для автомобилей (в том числе и для первых в России рижских автомобилей, сошедших с конвейера завода «Руссо-Балт» в количестве 170 единиц в 1908 году) велосипедов (в том числе рижской фабрики «Сан Саныча» Лейтнера, пионера в области велосипедостроения в масштабах Российской империи), самолётов (в том числе рижских, собранных на фабрике «Мотор» и Русско-балтийском вагоностроительном заводе по оригинальным проектам легендарного изобретателя Александра Пороховщикова).
(По материалам сети)
Флакон из собрания Чагодощенского музея.