Костяной знак Санкт-Петербургского Воспитательного дома и питомнический промысел.
По материалам книги Анатолия Александровича Бахтиарова "
Брюхо Петербурга".
Лет семь назад "старшой" исторического клуба, в котором я состоял, рассказал, как, идя по тропинке вдоль поля, увидел и поднял на нём костяной кружок. История, рассказанная в связи с его поисками определения предмета, заинтересовала, впоследствии источник определения был найден в книге Бахтиарова, во второй части, в главе "Пригородные чухны". Когда на днях такой же костяной кругляш заметил Юрий Yurgen, обещал ему знакомство с первоисточником. Надеюсь, история будет интересной для многих. Далее цитата из вышеупомянутой книги.
""Питомнический промысел" развит преимущественно в Матокской и Токсовской волостях, где он по своей доходности превышает все остальные промыслы, исключая молочный. Питомнический промысел, можно сказать, единственный во всей России, питается и поддерживается особыми условиями столичной жизни. Как известно, "тайный плод любви несчастной" сбывается в Воспитательный дом. Из многочисленных причин, заставляющих мать тащить незаконнорожденного ребёнка в Воспитательный дом, особенно обращают на себя внимание две: бедственное социальное положение родителей и давление общественного мнения.
Большой контингент незаконнорожденных детей доставляется пришлым населением столицы - "прекрасным полом", живущим в услужении: по большей части в горничных, кухарках и т.п. Какая-нибудь деревенская Доротея, приехав в Петербург, выйдя в люди и вкусив от древа познания добра и зла, бывает в большом затруднении, когда на свет Божий появится тормоз в виде ребенка. Она ведёт кочевую жизнь, но кто же возьмёт её на место с ребенком? Нищета заслоняет собою врождённые инстинкты матери, которая и спешит избавиться от обузы посредством Воспитательного дома. Да к тому же впереди - заманчивая перспектива: попытать счастья в "мамках". Нередко, стащив своего ребёнка в Воспитательный дом, кормилица берется воспитывать чужих детей, прельщаемая относительно беспечною жизнью и подарками. В объявлениях ежедневных газет нередко можно встретить интересные публикации, обращённые к так называемым секретным роженицам. Кроме бесплатных полицейских родильных приютов, имеющихся при каждом участке для простого народа, в столице организовано немало частных убежищ, куда скрываются "в минуту жизни трудную" романтические роженицы из привилегированного класса. Обыкновенно над этими приютами прибивается вывеска: "Убежище для секретных рожениц".
Между всеми подобными учреждениями пальма первенства, без сомнения, принадлежит С.-Петербургскому родовспомогательному заведению. Сюда приезжают налегке, не имея средств заплатить даже за извозчика. Прибывшие роженицы принимаются дежурным врачом во всякое время дня и ночи. Если места бывают все заняты, на воротах вывешивается объявление.
Роженицы, приютившиеся в родовспомогательном заведении, могут оставаться, кто из них пожелает, секретными, причём они во все время своего пребывания в заведении никем из посторонних лиц не могут быть посещаемы. Им предоставляется, не объявляя ни своего звания, ни имени, ни места жительства, оставить в запечатанном конверте записку, в которой лишь на случай смерти должны быть обозначены: имя, фамилия и местожительство родильницы. Этот конверт хранится у директора и при выходе родильницы из заведения возвращается по принадлежности, а в случае её смерти вскрывается директором.
Родовспомогательное заведение служит, так сказать, неугасаемым очагом для Воспитательного дома. Ежедневно в 2 часа пополудни так называемая детская карета, наполненная секретными детьми, отвозит этих последних в Воспитательный дом. Эта карета, выкрашенная в чёрный цвет, по своему виду напоминает дилижанс: два окна по бокам и входные дверцы сзади; внутри обита войлоком. Новорожденных детей отвозят няни, при этом им вручают шнуровую книгу, в которой дежурная приёмщица Воспитательного дома делает отметку, что эти дети приняты.
Теперь обратимся к Воспитательному дому, на дворе которого, в садике, поставлен бюст И.И. Бецкого, знаменитого основателя учреждения. При входе в ворота висит табличка правил касательно приносимых детей. Первый параграф гласит следующее:"В Воспитательный дом беспрепятственно принимаются во всякое время дня и ночи незаконнорожденные младенцы не старее одного года".
- Неужели и ночью приносят?
- Во всякое время. В двенадцать часов ночи приходят железнодорожные вечерние поезда, так иногда прямо с машины ребёнка и везут к нам.
Несут детей акушерки, сами матери и даже отцы. Городовые доставляют из полиции подкидышей.
Для философа ворота Воспитательного дома представляют очень выгодную точку зрения, в смысле наблюдения над человеческою природою. Иные, избавившись от ноши, спешат домой, легкомысленно смеясь, у других на глазах заметны слезы... прошибло, значит! Третьи тоскуют, на лице выражается отчаяние.
Ежегодно в Воспитательный дом приносят до 10 000 незаконнорожденных детей.
Проследим жизнь ребенка в самом Воспитательном доме от отправки его в деревню, к крестьянину или чухонцу.
В приемной комнате за письменным столом дежурная акушерка день и ночь принимает приносимых детей. Иных приносят с метриками, даже запечатанными в конвертах, других - без всяких документов и даже без имени.
- Скажите, пожалуйста, каждый день приносят к вам детей?
- Да вот, слава Богу, двадцать лет как уже служу здесь, а не запомню ни одного дня, когда бы не приносили их.
- Откуда их приносят?
- Эти номера из Кронштадта, эти - здешние, городские, а вот эти - из Ораниенбаума.
Оказывается, что в Петербургский воспитательный дом, судя по метрикам, большинство детей прибывает из провинции: Новгородской, Псковской, Тверской, Витебской и других губерний. В 1882 г., например, всего детей было принесено 8675, из них 3038 - из города, а остальные - из провинции.