Немного информации о заводе и художниках, работавших на нем в разные времена.
Выдержки из книги: Коновалова Н.Е. Художественная лаборатория на Первомайском фарфоровом заводе в 1930-е годы // «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА» — МГХПА, 2012. — №1/2. — С. 69-79.
Первомайский фарфоровый завод (ЗАО «Первомайский фарфор») — предприятие по производству фарфора в посёлке Песочное Рыбинского района Ярославской области.
Предприятие основано в 1884 году купцом П. А. Никитиным как кирпичный завод. Через год на нём было освоено производство фарфоровой и фаянсовой посуды и предприятие стало называться «Фабрика фарфоровой и фаянсовой посуды Павла Андреевича Никитина и К в Рыбинске». В 1886 предприятие было продано торговому дому «Карякин и Рахманов», в 1894 году оно оказалось в собственности «Товарищества по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова».
В XX веке предприятие сосредоточило свое внимание на фарфоровой продукции, в связи с чем производство фаянсовых изделий было полностью прекращено.
В 1936 году появилась художественная лаборатория, где в разные годы работали художники: М. Ф. Паламарчук, И. И. Гончаренко, Д. Э. Клювгант, В. С. Губанов, Н. Г. Леонтьева, Н. Н. Ораевский, Л. М. Горбунова и Ю. Н. Горбунов, скульпторы В. А. Шестопалов и Ю. М. Львов.
С 1923 г. подготовка формовщиков и живописцев по фарфору осуществлялась под руководством опытных специалистов в школе фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В 1923–1932 гг. в ней работали скульптор И. Г. Патрикеев, живописец В. М. Грязнов, заведующий точильным отделом С. Г. Сизов, заведующий живописным отделом Н. С. Иванов — художник, преподаватель и неординарная личность Г. В. Лесовик.
С 1936 г. «Рыбинская Первомайская фарфоровая фабрика» в Песочном на Волге изменила название на «Государственный Республиканский Автономный Первомайский фарфоровый завод» (ПФЗ), на котором в это же время начала работу художественная лаборатория. С 1934 по 9 декабря 1939 г. начальником данного цеха был художник Александр Иванович Милованов. В 1934–1935 гг. на заводе работало несколько мастеров росписи, которые позже вошли в состав художественной лаборатории, задачами которой было создание образцов-эталонов и оригинальных произведений, выставочной и заказной продукции. Сохранились уникальные и редкие предметы, выполненные на высоком профессиональном уровне.
В 1936 г. был направлен в командировку на Первомайский фарфоровый завод, согласно распоряжению заместителя начальника Управления фарфорово-фаянсовой промышленности, Н. К. Бордюков, работавший до этого времени на Димитровской фарфоровой фабрике. В своих работах Н. К. Бордюков продолжал и развивал художественные приёмы модерна начала XX в.
Большую роль в формировании лаборатории на ПФЗ сыграл неординарный мастер Виктор Сергеевич Губанов — художник по фарфору, работавший на Первомайском заводе в 1930 гг. В. С. Губанов поступил на фабрику с ноября 1928 г. сначала служащим, хронометражистом, нормировщиком. С 1935 г. стал младшим художником живописного цеха, в 1937 г. окончил курсы повышения квалификации художников, и был назначен начальником художественной лаборатории (1937–1941 гг). В августе 1939 г. В. С. Губанову было поручено организовать работы по внедрению фотокерамики и расширению использования подглазурных красок. В. С. Губанов совместно с Н. Е. Колюном подготовили материалы по технологическому процессу подглазурной раскраски солями, предоставили образцы и «план расширения подглазурных разделок, обеспечивающий ежемесячный выпуск не менее 20% раскрашенных изделий без муфельного обжига».
Леонид Сергеевич Смирнов работал художником по фарфору художественной лаборатории ПФЗ в 1937–1941 гг. Получив образование в сельской школе, он с 1924 г. работал на фабрике на складе готовых товаров упаковщиком, отборщиком. В начале 1937 г. был переведен в живописный цех учеником художника, а через месяц стал мастером росписи по образцу.
Опытным мастером росписи по фарфору был Борис Иванович Филиппов. В 1930 гг. он работал в лаборатории ПФЗ, в 1941–1947 гг. участвовал в Великой Отечественной войне, с 1948 года вернулся на прежнее место работы.
В 1937–1938 гг. в составе художественной лаборатории был мастер росписи Николай Герасимович Тимонин — опытный манерщик, работавший на фабрике с 1923 г., с 1939 г. ставший начальником отдела подготовки кадров завода.
В эти же годы на Первомайском работал художник Константин Иванович Шамин (1912–?), перешедший позже, в 1939 г., на Конаковский фаянсовый завод.
В 1938–1939 гг. для Первомайского фарфорового завода по персональному договору выполняла заказы художник Эсфирь Михайловна Гинстлинг. В 1925–1931 гг. она обучалась во ВХУТЕИНе. Учителями художницы были такие выдающиеся педагоги и яркие творческие личности: И. М. Чайков, И. С. Ефимов, П. Кузнецов, В. А. Фаворский, В. Е. Татлин,Л. А. Бруни. Первые работы в керамике Э. М. Гинстлинг начала создавать в 1930 гг. С 1934 г. она стала работать в Институте кустарной промышленности художником в керамической лаборатории. С 1936 по 1942 г. в составе треста Росфарфор принимала участие на выставках в Лейпциге и в Измире.
В работах художников ПФЗ органично сочетались индивидуальное творчество и общие тенденции, происходившие в этот период в декоративном искусстве. Творческое и исполнительское развитие направляли специалисты Института художественной промышленности (организованного в 1931 г. НИИХП), Художественный совет Главного управления фарфорово-фаянсовой промышленности, в состав которых привлекались известные искусствоведы. Множество вариантов для оформления изделий разработали и другие художники, пришедшие на Первомайский завод в этот период: И. И. Гончаренко, Д. Э. Клювгант, Б. А. Легейда, И. В. Навозов, М. А. Норкина, М. Ф. Паламарчук (все с осени 1938 г.), А. А. Надулищев (1939–1940 г.), внесшие свой вклад в развитие лаборатории завода.
Первое время мастера работали в основном на одной форме (традиционный шаровидный чайник, небольшая полусферическая или конусовидная чаша). Несмотря на это, манера письма и красочные сочетания были очень разными, изделия получались контрастными по впечатлению, звучанию интонации, выразительности. Среди работ этого времени – чайные наборы, расписанные стилизованным орнаментом с использованием национальных «восточных» элементов и изделия, декорированные совершенно оригинальными узорами. Постепенно на Первомайском заводе обновления, начатые в фарфоровой росписи, затрагивали и форму изделий. В отчете за 1938 год говорилось, что «ассортимент фасонов и разделок изделий значительно расширен. Утверждены Художественным Советом 29 новых форм изделий, в том числе одна – нового фасона чайного сервиза, три новых фасона кофейного сервиза, одного нового фасона кукольного сервиза, двух ваз, шесть фасонов чашек и 81 вид новых разделок». В массовое производство были внедрены чайные сервизы «Первомайский», «Первомайский простой» (автор формы И. И. Гончаренко), кофейный сервиз (автор М. Ф. Паламарчук), вазы для цветов (автор И. И. Гончаренко).