Меня лично больше всего заинтересовала судьба Веры Уаровны Сипягиной-Лилиенфельд, прототипа Женни Рейтер в "Гранатовом браслете" Куприна. После посещения музея искал инфу, не связана ли она с известным производителем фарфора (оказалось, нет). Наткнулся на биографическую статью, обнаружившую дивную житейскую историю, словно предназначенную для назидательной иллюстрации упадка нравов и невероятных перемен в жизни людей. Изображаю её в виде лубка, но, если будет немного свободного времени -
ознакомьтесь, там всё намного глубже и просится не на страницы скабрезной книжки, а на подмостки театра.
Этот кавалер на фото - её супруг, офицер с замечательными задатками, прекрасными перспективами, но горький пьяница по жизни... Она - гениальная пианистка, гастроли по всему миру, возвышенные помыслы, попытки повлиять на супруга, бесконечные и в итоге тщетные, развод... Много работает, ученики, наезжает в отцовские палестины под Устюжной, гостит в Даниловском. В своём имении настигает её напасть при попытке обрести хоть какое-то женское счастье, обращённой к крестьянину в её имении. Тот, ловкий малый, судя по всему, не желая упускать такой случай, не бросая законной своей супружницы, пользовался расположением барыни изо всех сил - она, стараясь удержать его, сделала управляющим, ссужала деньгами, изрядно усложняя финансовые дела семейства (помогала своим сёстрам, в значительной степени зависевшим от неё до их замужества, и в определённой степени после), чуть не потеряла имение своё Свистуны. В общем, ничем хорошим это закончиться не могло, относительно счастливо избавилась от "Дон-Жуана", сумев не потерять всё, имение вернула себе. Когда грянула революция, Вера Уаровна была полна прекрасных планов нести культуру в массы, чем активно и занялась. Массы, в лице её крестьян, тем временем обобществили её имение, и всё профукали, из лучших побуждений, конечно, но тем не менее... Она переехала в свой дом в Устюжне, продолжала концертировать, даже по деревням, уже отчасти и для пропитания, поскольку карточек нетрудовым элементам не давали. Прекрасный и светлый был человек, судя по всему, всё преодолевала без роптаний, искала возможность открыть культурный центр в Свистунах, продолжала давать концерты. В хлопотах совершенно не обращала внимания на недуги, начавшую беспокоить опухоль в груди перед концертами просто разминала руками... Рак груди, лечением пренебрегла, отписала дом и имущество сестре и писала воспоминания о прожитом. В декабре 1922 её не стало...
Удивительная, светлая и трагическая одновременно, судьба, не попавшая, к сожалению, на страницы книги автора таланта Куприна или Толстого.