Книжные полезности: из книги А.Н. Боханова "Коллекционеры и меценаты в России".
"Коллекционирование часто служило именно целям социального "самоутверждения". Иногда это носило довольно скандальный характер. Так, владелец крупной парфюмерной фабрики в Москве, обрусевший француз А.А. Брокар (имеется в виду имя Анри - прим. Тымфа)... на протяжении многих лет собирал самые различные предметы: картины, мебель, скульптуру, изделия из бронзы, фарфора и др. Покупки осуществлялись через антикваров, а иногда и просто на Сухаревском рынке самим "королём туалетного мыла и цветочных одеколонов". Мало разбираясь в искусстве и полагаясь исключительно на рекомендации случайных посредников и продавцов, А.А. Брокар собрал коллекцию живописи русских и европейских мастеров, большую часть которой, как оказалось после экспертиз в Петербурге и Париже, составляли подделки.
Мало того, этот коллекционер ещё и "питал страсть" к реставрации. Очевидец подобной деятельности, А.П. Бахрушин, описал некоторые эпизоды. В собрании А.А. Брокара была картина художника С.И. Грибкова, на которой была изображена кухарка, около которой сидел кот. Через некоторое время А.П. Бахрушин увидел ту же картину, но уже без кота и спросил об этом хозяина, который с удивительным простодушием ответил, что "кот ему не нравился" и он его убрал или "попросту замазал". Вопиющей была и "техника реставрации". "Раз, - вспоминал А.П. Бахрушин,- я застал у него реставратора, который у очень порядочной картины, по личному указанию Брокара, тут же стоявшего, прибавлял груди у декольтированной женщины, показавшиеся ему, Брокару, малыми". Показательны и те жестокие условия, в которых содержался "домашний реставратор" - бедный художник, ученик Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Н.И. Струнников. Денег ему А.А. Брокар не платил, а вносил за него лишь 50 рублей в Училище (Денег не платил? А что это, если не деньги? 50 рублей в месяц - прим. Тымф). Художнику была отведена в сторожке "койка пополам с рабочим, - так двое на одной кровати и спали, и кормили вместе с прислугой на кухне". Согласно своим представлениям, этот "эстет-миллионер" часто "улучшал" и изделия из бронзы, и "розетку одного подсвечника привёртывал к другому, к которому она, по его мнению, лучше идёт, и наоборот; оттого такой безобразной, безвкусной бронзы, как у него, нельзя видеть".Александр Петрович Бахрушин вполне справедливо восклицал:"Что же это, как не глубокое невежество, не варварство?"
З.Ы. Довольно неожиданное добавление к портрету человека, так тонко разбиравшегося в парфюмерии, но не во всём остальном, как оказалось. Невозможно не смеяться с этого замалёванного кота, с подрисовкой недостаточного размера, с его точки зрения, груди
С другой стороны, как я посмотрю, методу "реставрации" бронзы у Брокара с тех пор многие переняли.
С тем, на что пеняют парфюмеру, с подачи Струнникова, не вполне соглашусь. Коли художник чувствовал или был уверен, что ещё в ученичестве его труд (по замазыванию котов? пририсовыванию грудей?) стоит значительно больше, чем оплата учёбы и скромные ночлег и еда, то ему ничего не стоило отказаться от такого жалкого, на его взгляд, жалования и поискать более щедрого мецената. Источником, очевидно, послужила книга "Москва и москвичи" Гиляровского, там есть такое окончание этой истории:"Проработал год Н.И. Струнников и пришел к Брокару:
- Я ухожу.
Брокар молча вынул из кармана двадцать пять рублей. Н. И. Струнников отказался.
- Возьмите обратно.
Брокар молча вынул бумажник и прибавил еще пятьдесят рублей. Н.И. Струнников взял, молча повернулся и ушел.
Нелегка была жизнь этих начинающих художников без роду, без племени, без знакомства и средств к жизни".
Думаю, ёмкое и верное описание произошедшего как нельзя лучше выражено в последнем предложении. Да, прижимист был Генрих Афанасьевич, похоже, но как делового человека это его нисколько не компрометирует. А вот стенания Струнникова, со слов которого, очевидно, всё это записано, мне кажутся простой и очевидной неблагодарностью, при всей моей любви и уважении к работающему человеку. Зная (хотя бы по книге "Брюхо Петербурга"), сколько приходилось вкалывать работягам, чтобы, после оплаты еды, ночлега и дороги, привезти домой соточку рублей за 3 месяца трудов, это если мимо кабаков хватит силы воли её пронести, мне не кажутся жалкими 50 рублей да с ночлегом и столованием, выплачиваемые "начинающему художнику без роду, без племени, без знакомства и средств к жизни". Но это моя точка зрения, не лишённая остатков житейского меркантилизма, рад буду выслушать другие.