На лежащем на дне Финского залива английском торговом судне нашли интересный груз
В 2017 году водолазы Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО) находят затонувшее у острова Гогланд судно. Первые обследования дают представление о его миссии.
Июнь 2017 года. На глубине 60 метров темно и холодно. Вода не прогревается выше пяти градусов. В мутном Балтийском море практически ничего не видно дальше вытянутой руки. И вот перед двумя водолазами появились тёмные очертания затонувшего корабля, предположительно - английского кеча, небольшого двухмачтового торгового судна.
Оно затонуло в 180 километрах от Санкт-Петербурга возле российского острова Гогланд. Сумбат Александров, водолаз-исследователь:
"Найти этот корабль за одно погружение было нелегко - глубина большая, а объект маленький. Да ещё и видимость плохая. Мы погружались в полной темноте".
Корпус и палубное оснащение корабля хорошо сохранились. На верхней палубе в районе рубки под остатками шкафа нашли шерстяные носочки. Рядом - нактоузный ящик с компасом и ящик с инструментами. Но больше всего специалистов заинтересовала посуда. На палубе лежали три клети с сервизами. Четвёртая съехала под нос корабля, вероятно, при ударе. Роман Прохоров, подводный археолог-реставратор:
"За 20 лет погружений я много всего видел под водой, но это судно стало приятной находкой из-за большого количества посуды. И она достаточно красивая. Да, это не редкая или дорогая посуда - это европейский фаянс. Но когда я впервые поднял со дна расписанную чашечку и понял, что таких предметом здесь много, радостно забилось сердце. Получится полноценная музейная экспозиция".
Однако, посуда, возможно, не самый ценный багаж. Основной груз на такого типа кораблях всегда находился не на палубе, а в трюме. На "посуднике" его вскрыть не удалось. Попасть в трюм - нелёгкая задача, так как он полностью заилен. Сейчас один люк заколочен, а второй слишком узок - всего 70 сантиметров.
Что известно о корабле. Судно затонуло предположительно в 1856 году. Как раз в марте того года был подписан Парижский трактат, зафиксировавший окончание Крымской войны. Из Балтики ушёл англо-французский флот, открылись торговые пути. И европейские коммерсанты вновь повезли свои товары в российские порты на Балтике. Кеч, возможно, был одним из первых таких кораблей. Название корабля пока неизвестно - его ищут в архивах. Судя по всему, судно плыло из Великобритании. По крайней мере, именно об этом свидетельствует характер уже найденного груза.
Чашки и блюдца, сахарницы и ночные горшки - все эти предметы чудом уцелели при крушении. Они пролежали на дне больше 150 лет в холоде и темноте, благодаря чему прекрасно сохранились. Предметы пропитались илом. С одной стороны, это изолировало их от губительного воздействия кислорода, но с другой - прибавило работы реставраторам.
Предметы фабричные и расписаны вручную. На посуде есть клейма двух фирм - Davenport и Isaac Wilson & C. Сергей Фокин, исполнительный директор ЦПИ РГО:
"Недавно совершенно случайно мы обнаружили похожую посуду в Большом Меншиковском дворце в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом. В одной из комнат находился ровно такой же сервиз, какой мы подняли с "посудника". Перевернули чашки - там стояло клеймо фирмы Davenport. Сервиз каким-то образом добрался до Санкт-Петербурга. Мы даже пошутили, что, если работники музея вдруг разобьют этот фаянс, мы знаем, где его взять".