Автор Тема: Штофы  (Прочитано 132108 раз)

Тымф

Re: Штофы
« Ответ #105 : 16 Февраль 2021, 21:58:29 »
При всём ощущении, что это не может быть "штатным способом" изготовления штофов, тем не менее, такие "нашлёпки" доводилось видеть на фото штофов, датированных XVIII в.(гипотетически, наверное, и началом XIX в.). Интересно мнение иван68 по поводу "такой технологии". Также интересно фото донышек.

Чисто интуитивно кажется, что в то время значительно проще было выдуть форму, а затем навить нитью горлышко. Тем паче, что примеров сохранилось достаточно, и видно, что порой ни формой горлышка не заморачивались, ни качеством навивки нити вокруг него. Но факт - технология с "нашлёпками" была в ходу.По некоторым штофам видно, что это порой не добавляло строгости формы (горлышко всё равно клонило, как Пизанскую башню), просто тут уж, "как умели", что ли... :194 Причём, как отмечалось выше, в это же самое время "умели" и по более привычной для нашего восприятия технологии - выдули целиком в форму и сформовали горлышко.

Мне не кажется, что имеем дело с сохранением архаичной традиции на мелких гутах, поскольку технология встречается и на весьма хорошо отделанных штофах. На некоторых из них более совершенно сформовано горлышко, порой "винтовое" (!); не думаю, что под закрутку, скорее, чтобы свинцовая/оловянная укупорка лучше держалась и удалялась. Там не факт, что реально винтовое, скорее параллельные концентрические выступающие валики. На описании одного штофа указано, что в его составе металл, на прилагаемом фото видно, что речь о "винтовой" нашлёпке. Как это сделано - не знаю. Есть и подобные стеклянные, на искусно орнаментированных штофах.

Все примеры из книги "Художественное стекло Украины". Штоф с кривым горлышком, украшенный птичкой и веткой с ягодками, куплен у московского антиквара Черномордлина в 1913 году.
« Последнее редактирование: 17 Февраль 2021, 05:58:45 от Тымф »

Александр

Re: Штофы
« Ответ #106 : 16 Февраль 2021, 22:30:46 »
Спасибо! Интересно!
И фото донышек:

Тымф

Re: Штофы
« Ответ #107 : 16 Февраль 2021, 23:01:38 »
Спасибо! Интересно!
И фото донышек:

Спасибо. :uch_tiv: Сами штофики эти интересны и самобытны, а всё остальное  - вытекающее из этого. :a_g_a:

Тымф

Re: Штофы
« Ответ #108 : 17 Февраль 2021, 06:03:34 »
Поправил текст в старт посте, напутал там. Штоф с птичкой и надписью 1796 / года на противоположниых гранях - отдельный, по ошибке приписал эту надпись вышезапощенному с птичками и веточками. Он также приобретён М.Ф. Биляшевским у московского антиквара Черномордлина в 1913 году. По фото не очень понятно, но, кажется, этот без нашлёпки, но не поручусь.
« Последнее редактирование: 25 Февраль 2021, 03:07:13 от Тымф »

Штирлиц

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6301
  • Репутация: 285
    • Просмотр профиля
Re: Штофы
« Ответ #109 : 11 Апрель 2021, 00:11:05 »
Штоф LAUSITZER GLASWERKE Германия - 1950-е гг. не империя и не Россия, но как хрупок мир.

Обормот

Re: Штофы
« Ответ #110 : 11 Апрель 2021, 12:00:59 »
При всём ощущении, что это не может быть "штатным способом" изготовления штофов, тем не менее, такие "нашлёпки" доводилось видеть на фото штофов, датированных XVIII в.(гипотетически, наверное, и началом XIX в.).
Метод двойного погружения Об этом методе из ВК пост одной замечательной девушки, увлечённой темой технологии стекла:

Мария Степанова
25 ноя 2020
Действия
Lars Kallin. Миф и правда о приделанном горле

На протяжении многих лет, будучи коллекционером, я всегда слышал термин «приделанное горло», используемый в связи с квадратными бутылками (нашими штофами) и некоторыми другими типами, которые все имеют небольшой кольцевой выступ или наплыв из стекла, образующийся под их горлом.

Хочу сказать, что это безусловно самое распространенное заблуждение относительно техники изготовления стекла, распространенное среди многих коллекционеров. Некоторые их них утверждают, что в одном сборе выдувается горлышко, а в другом - бутылка. Затем горлышко опускается в верхнюю часть выдутой бутылки. Края вокруг шеи нужно было загнуть и разрезать. Отсюда т.н. метка пореза вокруг гребня или наплыва.

Если вы начнете читать литературу по этому вопросу, то скоро увидите, что бутылки и фляжки, у которых есть ребристое кольцо под горлом, выдуваются методом двойного погружения. Заготовку выдувают в открытую форму, затем дают остыть перед тем, как снова погрузить ее в расплавленное стекло, чтобы новый слой покрыл объект. Когда новый слой стекла не доходит до первого слоя стекла, говорят, что объект выдувается half-post методом (от фр. postes - сбор расплавленного стекла).

В нескольких крупных работах, где речь идет о производстве стекла и бутылок, четко сообщается, что широко используемый термин «прикрепленное горло» неверен. Willy Van Den Bossche пишет в своей книге «Antique Glass Bottles» вставное горло - широко распространенное заблуждение. Kosler также заявляет в своей книге "Flasche bottle und boutille", что "приделанное горло" не имеет отношения к реальности.

В Германии этот метод называется Doppelpostenverfahren, в США - German half-post. Американское название появилось тогда, когда немецкие стеклодувы внедрили эту технологию в США. Другой распространенный термин - это двойное погружение, т.е.
рассматриваемый объект был дважды погружен в стеклянную массу, этимология этого термина не должно подвергаться сомнению, так как это именно то действие, которое выполняет работник.

Кослер говорит в своей книге, что можно узнать Doppelpostenverfahren следующим образом (свободный перевод с немецкого):
"Доказательством использования этого метода является явное кольцевидное утолщение под горлом, на переходе от плеча к горлу. В Германии это утолщение, более или менее имеющее форму круга, иногда называют «вставленное горло», что, однако, совершенно неверно.

Много раз немецким стеклодувам оказывалась честь считаться первыми, кто производил выдувные бутылки с помощью этого метода. Это не совсем правда. В Персии, например, есть ранние экземпляры, которые выдувались таким же образом. Стеклодувы там разработали действительно передовые техники украшения драгоценного стекла. Самый ранний из известных задокументированных образцов бутылки
изготовленной методом двойного сбора стекла, имеет персидское происхождение и датируется 900-1000 годами. У нее длинное горлышко,которое по направлению к корпусу сосуда снизу декорировано гнутым резным стеклом. Корпус сосуда имеет рисунок, напоминающий панцирь черепахи. Бутылка выполнена из стекла темно-синего цвета (фото 3).

Технология двойного погружения использовалась в 17 веке в Западной и Центральной Европе. Локально они использовались в Голландии, Бельгии, Франции и Англии. С 18 века метод применялся только в альпийском регионе, где он получил широкое распространение, а также в Швеции и Норвегии. Вполне вероятно, что немецкие стеклодувы привезли эту технологию с собой, когда эмигрировали в Скандинавию, а затем скандинавы и немцы внедрили ее в США в конце 18 века.

В литературе говорится, что впервые этот метод был использован в Соединенных Штатах на стекольном заводе Питкина в Манчестере (1788-1830). Более вероятно, что эта технология применялась на большинстве современных стекольных заводов в Соединенных Штатах, где работали стеклодувы-иммигранты из Германии. Но именно Питкин назвал тип бутылки, который чаще всего ассоциируется с технологиями в Соединенных Штатах, бутылкой Питкина (фото 4). В Соединенных Штатах говорят, что можно отследить происхождение контейнера, подсчитав количество бороздок. Изначально метод двойного погружения использовался при изготовлении бутылок или фляжек с разными типами рифленых узоров. Сначала это видно в персидском стекле, позже и более известно в бутылках из альпийских регионов (фото 5) и, наконец, в Соединенных Штатах.

В книге Грейс Кендрик «Выдувная бутылка» говорится, что эта технология была особенно популярна при производстве бутылок и фляжек (ребристых, рифленых, прямых или закрученных), т. е. контейнеров с различными типами канавок и ребер, закрученных в разных направлениях. Заготовка выдувалась в ребристую форму высотой примерно на 1/3 готового изделия. Затем ее давали остыть немного дольше обычного, затем снова окунали в стеклянную массу, чтобы покрыть другим сбором стекла, а далее выдували до желаемого размера. Затем, как говорит Кендрик, следует обычная работа «вне руки». Выдувание закончено, теперь изделие нужно обработать всеми видами ручных инструментов у горла, прикрепив железный штырь ко дну бутылки.

Если был нужен закручивающийся рисунок, то необходимо было поворачивать выдувную трубку в желаемом направлении, когда заготовка извлекалась из формы. Если к закручивающемуся рисунку нужно было добавить вертикальные ребра, заготовка повторно нагревалась и опускалась в ребристую форму (рис. 6), а затем выдувалась до нужной величины.

Использование меньших форм было обусловлено только экономическими причинами. Метод позволяет для бутылки нормального размера высотой 20-25 см уменьшить толщину стенки корпуса сосуда на 1-2 мм. Стеклянная масса стоила дорого, и если бы вы могли сэкономить ее альтернативным методом, вы делали это.

Причина, по которой эта технология оказала такое сильное влияние в альпийском регионе, заключается в том, что транспортировка материалов туда была затруднена, поэтому необходимо было сэкономить на стеклянной массе и уменьшить толщину стенок выдуваемых предметов. Интересной деталью является то, что для производства 3 кг поташа требовалось 1000 кг древесины; в итоге для производства 1 кг стеклянных изделий уходило 2500 кг бука или дуба.

В Швеции видно, что этот метод используется в гораздо более широкой временной перспективе, чем в Германии и США. Прямоугольные бутылки здесь выдували с помощью двойного сбора стекла вплоть до конца 19 века. Единственный вид бутылок, для производства которых этот метод игнорируется, выдувались в полную металлическую форму (фото 7).

Прямоугольные бутылки, которые выдувались в открытой деревянной форме, изготавливались стеклодувом, который перемещал заготовку вверх и вниз в форме, чтобы предотвратить ее прилипание. Часть заготовки, которая находится в форме, может стать довольно тонкой, поскольку она растягивается под собственным весом. Если вы выдуваете бутылку, необходимо, чтобы она была достаточно прочной и толстостенной. Используя метод двойного сбора, можно сделать изделие тоньше, к тому же обработка однослойного горла и края пойдет легче и быстрее.

Край второго сбора на бутылке или фляжке часто придает им особый шарм. Можно предположить, что и это, и экономические условия, и не в последнюю очередь тот факт, что стеклодувы были связаны традициями, привели к тому, что такая технология применялась так долго.

https://vk.com/wall14901989_8255

Тымф

Re: Штофы
« Ответ #111 : 11 Апрель 2021, 12:16:44 »
Штоф LAUSITZER GLASWERKE Германия - 1950-е гг. не империя и не Россия, но как хрупок мир.

Увидел бы такой, купил бы и тащил в норку, урча, с восторгом и чувством обретения Грааля. А тут ишь ты, поди ж ты! Но для использования по прямому назначению - прекрасный штофик. :co_ol:

Тымф

Re: Штофы
« Ответ #112 : 11 Апрель 2021, 12:50:39 »
При всём ощущении, что это не может быть "штатным способом" изготовления штофов, тем не менее, такие "нашлёпки" доводилось видеть на фото штофов, датированных XVIII в.(гипотетически, наверное, и началом XIX в.).
Метод двойного погружения Об этом методе из ВК пост одной замечательной девушки, увлечённой темой технологии стекла:

Мария Степанова
25 ноя 2020
...

https://vk.com/wall14901989_8255

Спасибо, весьма познавательно. :uch_tiv: Даже эксцессы гугл-перевода текст не шибко портят. Забавно, конечно, не увидеть в тексте ни одной строчки о России, где этот метод, похоже, применялся уж не в меньших масштабах, чем в Альпах, но как-то не удивляет. Интереснее другое. Простой мотив экономии понятен, технология и внешний вид готового изделия нашли пояснение. Но, если дело только в экономии, то почему на "неэкономных" штофах не получили такого распространения эти ребристые разделки горлышка, металлические "вставки"? Здесь что-то не так. :glaz ki:

Обормот

Re: Штофы
« Ответ #113 : 11 Апрель 2021, 12:58:09 »
Спасибо, весьма познавательно. :uch_tiv: Даже эксцессы гугл-перевода текст не шибко портят. Забавно, конечно, не увидеть в тексте ни одной строчки о России, где этот метод, похоже, применялся уж не в меньших масштабах, чем в Альпах, но как-то не удивляет. Интереснее другое. Простой мотив экономии понятен, технология и внешний вид готового изделия нашли пояснение. Но, если дело только в экономии, то почему на "неэкономных" штофах не получили такого распространения эти ребристые разделки горлышка, металлические "вставки"? Здесь что-то не так. :glaz ki:
Статья перевод с буржуйского сайта, поэтому и про нас там не упомянуто. В вопросах стеклоделия мы всегда шли в кильватере. Про остальные тонкости надо бы Машу спросить, она уже "собаку съела" на их технологиях стеклоделия. Ну а их технологии уже можно экстраполировать на наши местные условия.

Александр

Re: Штофы
« Ответ #114 : 11 Апрель 2021, 19:28:50 »
Пополню семейство штофов свежей находкой, к сожалению не очень информативной. Высота - 23 см, объём 650 гр. На дне в центре буква Б и в левом нижнем углу, что-то вроде крестика. Вверху, не очень чётко, - 57 (если не ошибаюсь).

Тымф

Re: Штофы
« Ответ #115 : 11 Апрель 2021, 19:56:46 »
Пополню семейство штофов свежей находкой, к сожалению не очень информативной...

...но от этого едва ли менее приятной. Мои поздравления. :dr_ink:

aleida

Re: Штофы
« Ответ #116 : 11 Апрель 2021, 20:20:17 »
При всём ощущении, что это не может быть "штатным способом" изготовления штофов, тем не менее, такие "нашлёпки" доводилось видеть на фото штофов, датированных XVIII в.(гипотетически, наверное, и началом XIX в.).
Метод двойного погружения Об этом методе из ВК пост одной замечательной девушки, увлечённой темой технологии стекла:

Мария Степанова
25 ноя 2020
...

https://vk.com/wall14901989_8255

Спасибо, весьма познавательно. :uch_tiv: Даже эксцессы гугл-перевода текст не шибко портят. Забавно, конечно, не увидеть в тексте ни одной строчки о России, где этот метод, похоже, применялся уж не в меньших масштабах, чем в Альпах, но как-то не удивляет. Интереснее другое. Простой мотив экономии понятен, технология и внешний вид готового изделия нашли пояснение. Но, если дело только в экономии, то почему на "неэкономных" штофах не получили такого распространения эти ребристые разделки горлышка, металлические "вставки"? Здесь что-то не так. :glaz ki:

Андрей, день добрый. Конечно, здесь речь не только об экономии, но, в первую очередь, о повышении механической прочности. В ряде стран пик использования этого метода пришелся на 17-18 века. В 17 веке в Англии появляется black glass, что и позволило бутылки от предмета роскоши для подачи напитков перейти к более-менее привычной и утилитарной таре, в которой вино стали хранить, выдерживать и даже перевозить. Метод двойного сбора, как я понимаю, это ответ континентальной Европы, поскольку на уголь те же Франция и Нидерланды переходят только в 18 веке. Прочность стекла была очень важна для медиков, в частности, корабельных хирургов. Именно поэтому можно встретить ряд штофов не алкогольного, а медицинского назначения, из свинцового стекла (хрусталя). Так что, полагаю, механическая прочность тары - главная причина внедрения этого метода.

Тымф

Re: Штофы
« Ответ #117 : 11 Апрель 2021, 22:43:16 »
При всём ощущении, что это не может быть "штатным способом" изготовления штофов, тем не менее, такие "нашлёпки" доводилось видеть на фото штофов, датированных XVIII в.(гипотетически, наверное, и началом XIX в.).
Метод двойного погружения Об этом методе из ВК пост одной замечательной девушки, увлечённой темой технологии стекла:

Мария Степанова
25 ноя 2020
...

https://vk.com/wall14901989_8255

Спасибо, весьма познавательно. :uch_tiv: Даже эксцессы гугл-перевода текст не шибко портят. Забавно, конечно, не увидеть в тексте ни одной строчки о России, где этот метод, похоже, применялся уж не в меньших масштабах, чем в Альпах, но как-то не удивляет. Интереснее другое. Простой мотив экономии понятен, технология и внешний вид готового изделия нашли пояснение. Но, если дело только в экономии, то почему на "неэкономных" штофах не получили такого распространения эти ребристые разделки горлышка, металлические "вставки"? Здесь что-то не так. :glaz ki:

Андрей, день добрый. Конечно, здесь речь не только об экономии, но, в первую очередь, о повышении механической прочности. В ряде стран пик использования этого метода пришелся на 17-18 века. В 17 веке в Англии появляется black glass, что и позволило бутылки от предмета роскоши для подачи напитков перейти к более-менее привычной и утилитарной таре, в которой вино стали хранить, выдерживать и даже перевозить. Метод двойного сбора, как я понимаю, это ответ континентальной Европы, поскольку на уголь те же Франция и Нидерланды переходят только в 18 веке. Прочность стекла была очень важна для медиков, в частности, корабельных хирургов. Именно поэтому можно встретить ряд штофов не алкогольного, а медицинского назначения, из свинцового стекла (хрусталя). Так что, полагаю, механическая прочность тары - главная причина внедрения этого метода.

Добро пожаловать на форум. :uch_tiv:

И спасибо за текст и пояснения. Я британские источники по бутылкам почитываю, когда попадаются, но про этот метод узнал только сейчас.

ZuS-40

Re: Штофы
« Ответ #118 : 27 Июнь 2021, 00:32:01 »
Штоф. Просто штоф, бесцветный, без клейм и надписей... кривенький немного...

Тымф

Re: Штофы
« Ответ #119 : 27 Июнь 2021, 07:37:56 »
Штоф. Просто штоф, бесцветный, без клейм и надписей... кривенький немного...

Антуражненький, "отпечаток пальца" своего времени. :co_ol: