Автор Тема: Жуковский завод Н.И. Товстолеса, Черниговская губерния  (Прочитано 4205 раз)

Тымф

Н.Т., З. Жуковскаго П:Товстолъса;  Чер. Губ., Сосниц. УЪ., Д.Ж., П.Н.И.Т.;  Чер.Губ., С.У.Д.Ж., Г.Н.И.Т.;  П.Н.Т., Ч.Г.С.У., Д.Ш. -
Жуковский завод Н.И. Товстолеса, Сосницкого уезда Черниговской губернии.

Несколько комплексов клейм завода предоставлены Tafros-ом. Долгое время недостаток краеведческой и генеалогической информации и лишняя буковка "П." не позволяли считать определение достоверным; сейчас считаю, что вопросы сняты и публикация уместна.

Историческая справка о заводе так мала, что не стану помещать её отдельно. Однако, при всей краткости, всё необходимое при ней. Цитирую в своём переводе с украинского книгу В.Л. Модзалевского "Гуты на Черниговщине".

"Д. Жуковичи, Сосницкого у.
В первой половине XIX века здесь был стеклянный завод, который принадлежал Николаю Ивановичу Товстолесу (род. 1808 – ум. до 1874), который и был, возможно, его основателем, поскольку в 1781 году гуты здесь ещё не было.

Сохранились два изделия этого завода, очень интересные тем, что они имеют знаки, где читается "Жуковскаго завода Николая Товстолеса", а в середине этой круговой надписи буквы "Н.Т.". Предметы эти - солонка (в оригинале "солянка" по-украински - примечание Тымфа), которая имеет семь таких знаков, наложенных металлической печатью, и большой штоф, - оба из обычного зелёного стекла грубого изготовления".

К заметке о заводе есть примечание:"Солонка принадлежит В.Л. Модзалевскому, а штоф - Черниговской Губ. Учён. Архивной Комиссии". Напомню, что эту Комиссию он возглавлял.

Насколько я понимаю, книга была написана в 1919 году, когда В.Л. Модзалевский уже находился в Киеве, возможно, что-то писал или воспроизводил по памяти. Именно этим могу пояснить расхождение его описания надписи на разновиде клейма-оттиска с реальным. Но сам факт правильного определения налицо, и это удивительно вдохновляет - настоящая связь времён там, где это кажется утраченным.
« Последнее редактирование: 14 Ноябрь 2020, 01:45:17 от Тымф »

Тымф

В реальности надпись такова: по кругу - "З. Жуковскаго П:Товстолъса", в центре "Н.Т.". Интересно, что ни один экземпляр клейм-оттисков этого разновида не датирован. :194 "Н.Т." в центре интерпретирую, как инициалы заводчика - "Николай Товстолес", "П." перед "Товстолес" в круговой надписи, на некоторых экземплярах выглядящее, как "Г." со сходящей на нет перекладиной от "П.", пока уверенно не расшифровал. Возможно, "Помещика", "Полковника" и т.д. Дополнительными поисками на ниве генеалогии надеюсь разрешить и эту загадку.

Во всяком случае, уже произведённые генеалогические изыскания позволили узнать, что у Николая Ивановича Товстолеса были сыновья Николай, Ипполит, Иван и Илья и дочери Мария и Александра, а это избавляет нас от рассмотрения версии, что это постоянно добавляемое "П.", а на одном из разновидов клейм-оттисков "П.Н.Т." в центре, могло бы быть признаком принадлежности клейма сыну Николая Ивановича с именем, начинающимся на букву "П.".

Кстати, для наглядности помещу в посте и этот разновид, благо он - один из датированных. На всех известных экземплярах - 1857 год.

Тымф

     Разновид, к которому мы перешли, нарушая, отчасти, хронологический порядок, - П.Н.Т., Ч.Г.С.У., Д.Ш., - тоже "задачка с ещё одним неизвестным". Не выдавая желаемое за действительное, и оставляя "П." тоже неопределённым, имеем: П. Николай Товстолес, Черниговская Губерния, Сосницкий Уезд, Деревня Ш. Можно предположить, что завод был перенесён в другую деревню поблизости (после пожара, например) или у Н.И. Товстолеса в 1857 году было 2 завода, один из них в деревне с названием на "Ш.".

Здесь нам могут подсказать пару версий Списки Населённых Мест РИ, а именно - Черниговской Губернии 1866 года по данным 1859 года (скрин прилагается). Как видим, рядом с Товстолесовой Будой и аж тремя Жуковичами есть владельческая деревня Шишка и владельческий хутор Шкребов. Полагаю, одно из двух этих названий и скрывается под буквой "Ш." на клейме-оттиске, а какое именно, надеюсь, подскажет нам дополнительная информация из архивов/краеведческих источников.

Кстати, из этого источника видно, что в 1859 году в Жуковичах стекольного завода нет.

Тымф

К этому же разновиду есть приятный бонус. Хотя мы не можем похвастаться большим штофом с клеймом-оттиском с "Н.Т." в центре, доступным в своё время В.Л. Модзалевскому, благодаря Tafros-у, у нас есть фото маленького штофика с "П.Н.Т" в центре. :ya_hoo_oo:

Тымф

Переходим к последним двум известным мне разновидам. Все известные мне экземпляры клейм-оттисков первого из них - Чер. Губ., Сосниц. УЪ., Д.Ж., П.Н.И.Т., - также не датированы, предоставлены Tafros-ом. За сокращениями скрыто, на мой взгляд, следующее: Черниговская Губерния, Сосницкий Уезд, Деревня Жуковичи, П. Николай Иванович Товстолес.

Тымф

Все известные мне разновиды второго - Чер.Губ., С.У.Д.Ж., Г.Н.И.Т., - датированы 1855 годом, предоставлены Tafros-ом. Расшифровываются, полагаю: Черниговская Губерния, Сосницкий Уезд, Деревня Жуковичи, Г. Николай Иванович Товстолес. То, что вариант с нерасшифрованной буквой "Г." более ранний, чем с "П." несколько понижает вероятность того, что эти буквы обозначают воинские звания. Это и так не свойственно для клейм-оттисков, но и генералом не становятся раньше полковника. Вероятнее всего, "П." - помещик, "Г." - господин, гражданин... Интересно будет с этим разобраться. Других разновидов клейм-оттисков Жуковского завода мне на сегодняшний день не известно.

Тымф

Волевым решением на основе логического рассуждения, изложенного здесь, "Г." перед фамилией Товстолес полагаю правильным считать сокращением от "Господина". Целиком - "Господина Товстолеса". Насколько массово это применялось, пока трудно судить, но уже есть ещё один пример, с Мальцовым, на который и указал ссылкой.

Но пост, в сущности, не об этом. Посчастливилось мне узнать дальнейшую судьбу той самой солонки с семью клеймами-оттисками, которая принадлежала В.Л. Модзалевскому. Один из коллекционеров, с которым обсуждал южнорусские стекольные заводы, предложил для прочтения/посмотрения книгу "Украинское художественное стекло". Книга 2014 года, как дань времени, посвящена "Небесной сотне", все дела. Составители - Тарас Лозинский и Татьяна Нечипоренко, издана при поддержке, в том числе, меценатов, украинских и канадских. О Тарасе Лозинском в двух словах не рассказать, рекомендую нагуглить и почитать. Вкратце:"Является заместителем председателя Института коллекционерства украинских художественных ценностей при НОШ, инициатором и составителем художественных альбомов-каталогов, изданных Институтом коллекционирования". Полностью название книги звучит так:"Украинское художественное стекло XVI - XIX вв. из коллекции Национального музея украинского народного декоративного искусства". Любые оценочные суждения о прочтённом вступительном тексте и моё отношение к украиноцентрическим историческим концепциям, распространяемым на прошлое, в котором государства Украина не существовало, оставляю при себе. Просветительская миссия проекта, ПМСМ, более ценна, чем вкладываемые в него национальные смыслы, довольно забавные при том взаимопроникновении и смешении народов и культур, которое можно было наблюдать на протяжении веков на территории Украины, до того, как она обрела государственность.

В книге на удивление много обычного бытового, а не художественного стекла, но я тому был только рад. В частности потому, что там и отыскалась солонка с клеймами-оттисками Н. Товстолеса. В каталоге она атрибутирована так:
"Солонка. Конец XVIII - нач. XIX в.
Зелёное стекло; гутное изготовление, декор: 7 клейм с надписью в центре "Н.Т.", по кругк "з. Жуковскаго, г. Товстолеса". В(ысота) - 7; Д(иаметр) (в(ерх)) - 11; Д(иаметр) (н(из) - 8,6 см... Происхождение: из с. Гуты Жуковичи Сосницкого уезда Черниговской губернии.Пришла в 1940 году из коллекции расформированного Музея украинских деятелей науки и искусства. Принадлежала В.Л. Модзалевскому."

Стало быть, дошла до нас солоночка, вот уж - очевидное-невероятное!  :ya_hoo_oo: Правда, по пути утратила понимание хранителями своей датировки, но это такая мелочь по сравнению с тем, что сохранили, вот что главное. Видим, что надпись та же, что и на наших клеймах, так что предположение, что В.Л. Модзалевский в книге цитировал её по памяти, и поэтому немножко исказил, подтверждается. Верная датировка - середина XIX века. Я не буду сетовать на странность факта, что за добрую сотню лет никто не озаботился поиском в работах Модзалевского. Тем более не буду удивляться датировке "на глазок". В книге и некоторые другие датировки мне показались странными и даже удивительными, но определение стекла - слишком сложное занятие. Наверное, поэтому нередко, подготавливая сборники фотографий экспонатов, составители опираются на оставленные им прежними поколениями устаревшие определения. Сейчас при археологических раскопках на местах стекольных заводов производят впоследствии анализ состава найденного стекла, и, как бы сложно не было сейчас сопоставлять его с составом известных музейных изделий, верю, что способы и методология будут найдены. Поэтому главное, повторю, что сохранено само стекло, изделия из которого столь легко утратить. И весь этот скепсис на заднем плане не отменяет радости и чистого восторга от лицезрения сохранённого.

На странице с фотографией солонки производства завода Н. Товстолеса есть ещё одна, с "лысыми" клеймами-оттисками. В каталоге она атрибутирована XVIII-XIX вв., высота - 6 см. Происхождение: пришла в 1913 году из с. Старая Гута Черкасского уезда Киевской губернии, приобрёл И.К. Балюра. Бытовали клейма, в том числе и пустые, и на кувшинах, и на кухлях. Вспомнив осколок флакона с клеймами-оттисками Ширятинского завода Рыловых, можно предположить, что это было распространено не только на заводах малороссийских губерний, скорее всего, из-за переходов стеклоделов с завода на завод, переманивания лучших из них владельцами заводов. Но это уже предмет для изучения и обсуждения в другой теме, здесь же упоминаю предмет для понимания того, что солонка с клеймами-оттисками завода Н. Товстолеса не была чем-то уникальным в своём роде.
« Последнее редактирование: 03 Декабрь 2020, 21:59:57 от Тымф »

Tafros

Если позволите немного дополню. Два вида клейма очень близких по начертанию. Двоеточие перед буквой З и после. Смещение з относительно большой Т. Нижний левый угол большой Н буквы О или в другом случае В
в слове Товстольса.

Тымф

Глазаст, однако, спасибо!  :bravo: :dr_ink: