Волевым решением на основе логического рассуждения, изложенного
здесь, "Г." перед фамилией Товстолес полагаю правильным считать сокращением от "Господина". Целиком - "Господина Товстолеса". Насколько массово это применялось, пока трудно судить, но уже есть ещё один пример, с Мальцовым, на который и указал ссылкой.
Но пост, в сущности, не об этом. Посчастливилось мне узнать дальнейшую судьбу той самой солонки с семью клеймами-оттисками, которая принадлежала В.Л. Модзалевскому. Один из коллекционеров, с которым обсуждал южнорусские стекольные заводы, предложил для прочтения/посмотрения книгу "Украинское художественное стекло". Книга 2014 года, как дань времени, посвящена "Небесной сотне", все дела. Составители - Тарас Лозинский и Татьяна Нечипоренко, издана при поддержке, в том числе, меценатов, украинских и канадских. О Тарасе Лозинском в двух словах не рассказать, рекомендую нагуглить и почитать. Вкратце:"Является заместителем председателя Института коллекционерства украинских художественных ценностей при НОШ, инициатором и составителем художественных альбомов-каталогов, изданных Институтом коллекционирования". Полностью название книги звучит так:"Украинское художественное стекло XVI - XIX вв. из коллекции Национального музея украинского народного декоративного искусства". Любые оценочные суждения о прочтённом вступительном тексте и моё отношение к украиноцентрическим историческим концепциям, распространяемым на прошлое, в котором государства Украина не существовало, оставляю при себе. Просветительская миссия проекта, ПМСМ, более ценна, чем вкладываемые в него национальные смыслы, довольно забавные при том взаимопроникновении и смешении народов и культур, которое можно было наблюдать на протяжении веков на территории Украины, до того, как она обрела государственность.
В книге на удивление много обычного бытового, а не художественного стекла, но я тому был только рад. В частности потому, что там и отыскалась солонка с клеймами-оттисками Н. Товстолеса. В каталоге она атрибутирована так:
"Солонка. Конец XVIII - нач. XIX в.
Зелёное стекло; гутное изготовление, декор: 7 клейм с надписью в центре "Н.Т.", по кругк "з. Жуковскаго, г. Товстолеса". В(ысота) - 7; Д(иаметр) (в(ерх)) - 11; Д(иаметр) (н(из) - 8,6 см... Происхождение: из с. Гуты Жуковичи Сосницкого уезда Черниговской губернии.Пришла в 1940 году из коллекции расформированного Музея украинских деятелей науки и искусства. Принадлежала В.Л. Модзалевскому."
Стало быть, дошла до нас солоночка, вот уж - очевидное-невероятное!
Правда, по пути утратила понимание хранителями своей датировки, но это такая мелочь по сравнению с тем, что сохранили, вот что главное. Видим, что надпись та же, что и на наших клеймах, так что предположение, что В.Л. Модзалевский в книге цитировал её по памяти, и поэтому немножко исказил, подтверждается. Верная датировка - середина XIX века. Я не буду сетовать на странность факта, что за добрую сотню лет никто не озаботился поиском в работах Модзалевского. Тем более не буду удивляться датировке "на глазок". В книге и некоторые другие датировки мне показались странными и даже удивительными, но определение стекла - слишком сложное занятие. Наверное, поэтому нередко, подготавливая сборники фотографий экспонатов, составители опираются на оставленные им прежними поколениями устаревшие определения. Сейчас при археологических раскопках на местах стекольных заводов производят впоследствии анализ состава найденного стекла, и, как бы сложно не было сейчас сопоставлять его с составом известных музейных изделий, верю, что способы и методология будут найдены. Поэтому главное, повторю, что сохранено само стекло, изделия из которого столь легко утратить. И весь этот скепсис на заднем плане не отменяет радости и чистого восторга от лицезрения сохранённого.
На странице с фотографией солонки производства завода Н. Товстолеса есть ещё одна, с "лысыми" клеймами-оттисками. В каталоге она атрибутирована XVIII-XIX вв., высота - 6 см. Происхождение: пришла в 1913 году из с. Старая Гута Черкасского уезда Киевской губернии, приобрёл И.К. Балюра. Бытовали клейма, в том числе и пустые, и на кувшинах, и на кухлях. Вспомнив осколок флакона с клеймами-оттисками Ширятинского завода Рыловых, можно предположить, что это было распространено не только на заводах малороссийских губерний, скорее всего, из-за переходов стеклоделов с завода на завод, переманивания лучших из них владельцами заводов. Но это уже предмет для изучения и обсуждения в другой теме, здесь же упоминаю предмет для понимания того, что солонка с клеймами-оттисками завода Н. Товстолеса не была чем-то уникальным в своём роде.