"Стеклянная нить" или "венецианская филигрань" - суть этой техники заключается в предварительном изготовлении молочно-белых дротиков (венецианцы использовали для получения белого цвета оксиды олова), которые устанавливаются в пустотелом стакане -- вдоль его рифленых стенок. Затем в этот стакан вдувается "баночка" -- стеклянный пузырь, заготовка будущего изделия. Дротики вплавляются и полностью закатываются, утепляются в стенки "баночки", после чего набирается еще один, наружный слой стекла. При выдувании белые дротики растягиваются и образуют тонкие молочные нити, "неизвестно как оказавшиеся" между стенок сосуда -- вазы или блюда. При выдувании с вращением нити спирально закручиваются. Если они направлены в одну сторону, это называется Vetro a fili (итал. "стекло в ниточку"); если операция исполнена дважды с пересечением нитей в разных направлениях, возникает эффект "сетчатого стекла". Венецианские мастера этим не ограничивались, они использовали сложные, орнаментированные дроты и жгуты, сами по себе требующие изобретательного изготовления с использованием сплетенных нитей разного цвета (vetro retorti -- "плетеное стекло"). Весь расчет строился на пластичности стеклянной массы; при выдувании, растягивании, перекручивании, рифлении цветные нити растягивались до такой степени, что превращались в мерцающую паутину.