Автор Тема: Ново-Гординский стекольный завод Комиссаровых  (Прочитано 1619 раз)

Штирлиц

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2749
  • Репутация: 108
    • Просмотр профиля
Из книги "Гимн стеклу" Клеймо до 1912 г.
« Последнее редактирование: 12 Ноябрь 2016, 11:23:01 от Штирлиц »

Ворон Воронок

Тогда уж, если выкладываются клейма, то давайте расшифровку. ВК - Владимир Комиссаров
« Последнее редактирование: 11 Ноябрь 2016, 21:56:32 от Штирлиц »

Тымф

При создании топика Дмитриевского завода Д.Г. Федоровского слегка "прислонился" в той же статистике РИ к инфе о его "наследниках" - В.И. Комиссарове и В.С. Храповицком. Оставлю по этому поводу небольшую ремарку.

В книге "Гимн стекла", на краеведческих ресурсах об основании Ново-Гординского завода говорится приблизительно так:"В 1875 году близ деревни Фёдоровка Моругинской волости, Судогодского уезда, в 6 км. от Дубасово был основан Ново-Гординский (Федоровский) стекольный завод судогодским купцом Владимиром Ивановичем Комиссаровым".

Толковой истории завода пока не отыскал, а истории, начинающиеся с цитат, подобных вышеизложенной, сразу вызывают сомнения. Дело в том, что никаких упоминаний о заводах В.И. Комиссарова ранее 1902 года я не отыскал. В более поздних статистических сборниках годом основания указан 1896 г., в 1914 году, уже при владельце Храповицком, указали, что завода основан в 1890 г., что легко списать на ошибку/описку и т.д. Очень похоже, что завод действительно был основан в 1896 году.

Также есть сомнения в том, что он был сразу основан близ деревни Федоровка (то есть рядом с бывшим Гординским, от которого и получил название). Напомню скрин о трёх заводах Дмитрия Гавриловича Федоровского из Указателя фабрик и заводов 1887 года. Прошу обратить внимание на Гординский ("при дер. Федоровке") и Дмитриевский ("между дер. Федоровкой и Побойками") заводы. В этой связи интересно первое упоминание завода Владимира Ивановича Комиссарова в сборнике "Вся Россия" за 1902 год - "при дер. Федорковой и Побойках".

Чубатый

Красное эхо. :glaz ki:

Тымф

Во всех остальных источниках уже указывается "при дер. Федоровка" или просто "дер. Федоровка". В этой связи, если информация в издании "Вся Россия" достоверна, можно предположить, что сначала Владимир Иванович Комиссаров запустил производство на Дмитриевском заводе, а затем, по какой-то причине, перенёс его на новую площадку рядом с бывшим Гординским заводом или прямо на его месте, назвав новый завод Ново-Гординским. При этом не кажется слишком натянутым предположение, что оборудование Дмитриевского завода того же профиля (питейная пос.) было использовано при создании Ново-Гординского.

Комментируя последние данные о Ново-Гординском заводе из Фабрично-Заводских Предприятий 1914 года, напоминаю, что В.С. Храповицкий - это известный лесозаводчик (широко известна его усадьба Муромцево и принадлежащие ему окрестные заводы), строивший большие планы на сеть железных дорог с братьями Голубевыми (у нас упоминается об этом в истории Судогодского стеклянного завода).

Понятно, что серьёзного краеведческого материала вышеизложенное не заменит, зато, надеюсь, послужит толчком к его поиску.

Чубатый

Гординский был в самой деревне Федоровка. Там ферма сейчас.

Тымф

Красное эхо. :glaz ki:

Спасибо, собственно, в одной из приведённых мной ссылок очень похожая инфа, и так же полно фактических неточностей. Если год перехода завода в собственность Храповицкого (написано 1903 год, а фактически - 1913) можно списать на описку/опечатку, то 1875 год основания взят с того же потолка, что и в остальных источниках. Причём 3 печи, указанные в статье для 1896 года, совпадают с количеством, указанным краеведами для периода основания завода. И никто опять не приводит никаких данных ранее 1896 года. Повторю, мне кажется, что все просто копипастят ошибочный год основания, слишком доверяясь какому-то первичному источнику. Не склонен к категоричности и безграничной вере в свою правоту, поэтому буду рад уточнению, но с аргументами в виде фактов, основанных на документах и достоверных источниках.  :uch_tiv:

Тымф

Гординский был в самой деревне Федоровка. Там ферма сейчас.

Вот, всегда приятна инфа из первых рук, от наших людей, знакомых с местностью  :cool_cool: "В самой деревне" не означает, что был "при деревне", а потом она разрослась?

А Ново-Гординский?  :glaz ki:

Чубатый

Гординский есть на Менде.

А Ново-Гординский основан гораздо позже и на Менде ни попал. Его вообще на картах нет. Только уже на РККА он Красное Эхо.


[Заменил ссылку на фото-хостинг скрином. Примечание Тымфа]
« Последнее редактирование: 19 Май 2020, 15:03:29 от Тымф »

Тымф

Гординский есть на Менде.

А Ново-Гординский основан гораздо позже и на Менде ни попал. Его вообще на картах нет. Только уже на РККА он Красное Эхо.

Большое спасибо  :dr_ink:
Если судить по карте, то Ново-Гординский завод расположен как раз между Федоровкой и Побойками, весьма похоже на то, что он основан на месте и на базе Дмитриевского.

P.S. То есть, если изъясняться менее косноязычно и более осторожно, то похоже, что Владимир Иванович Комиссаров не основал Ново-Гординский завод, а купил у Дмитрия Гавриловича Федоровского Дмитриевский и переименовал его в Ново-Гординский. При этом мне пока неизвестно, в каком состоянии был завод при покупке, пришлось ли его восстанавливать или переоборудовать или работа была продолжена без этого.
« Последнее редактирование: 19 Май 2020, 15:34:59 от Тымф »

Чубатый

...
Попробую предположить, что клеймо В.К. можно отнести к вот к этому заводу - http://lensteklotrest.ru/index.php?topic=272.0

Тымф

Так точно. pioneer