Тымф, это не часть бутылки. А изображение речного якоря - не клеймо... Скорее, ведомственный знак заказчика.
Со всех сторон нужно смотреть предмет, конечно! Но пока мне видится "набалдашник" для масляного (?) факела на шесте. Предназначен был или для речного (озёрного) навигационного знака, или - бортовой огонь для вереницы плотов буксируемого леса, например.
Глиняная керамика? Вроде, чёрнолощёная.
ИМХО!
Второй раз за один день удивляете сверх меры. Это именно часть бутылки. И стилизованное под букву изображение якоря является клеймом. Единственное, в чём не поручусь на 100% - что это клеймо стекольного завода, но с этим, надеюсь, определимся со временем. Эффект иризации на стекле - довольно частое явление.
Пытаясь разобраться в столь разном виде налёта и плёнки на старинном стекле, не будучи экспертом по химии (а моя любимая тётушка, доктор хим. наук, уже, к моей огромной печали, помочь в этом не сможет), читал об искусственной иризации стекла. С одной стороны, это могло бы быть пояснением - окуривание в костре на помойке, например, подогретых бутылок солями металлов вполне возможно. Взять хотя бы кости. Мясо варят в подсоленной воде, поэтому соли есть и в них, при сгорании имеем пары и соли кальция и соли калия. На любой старинной помойке завались костей, оловянных и свинцовых пломб, при горении также возможно образование паров солей этих металлов, а пары соли олова при искусственной иризации используют.
Но есть нюансы - речь о 700 градусах Цельсия (холодная иризация около 220
о). Для многих видов старинного стекла 700
о - это близко или за пределом температуры начала плавления. И опять же, в костре предметы лежат непредсказуемо, а налёт, в том числе радужный, на бутылках обычно равномерно распределён. К тому же на нескольких квадратных метрах доводилось видеть и идеально сохранившиеся бутылки, и дивно иризированные. А рядом стаканы и рюмки, не тронутые ни малейшим налётом.
Всё это заставляет склоняться к высказываемой в разных источниках версии длительного воздействия на стекло полиорганических соединений. Кратковременное воздействие паров солей металлов в огне может иметь место в частных случаях, но чаще, вероятно, действуют длительные факторы. При искусственной иризации описывается такой эффект:"Если окуривать парами солей остывшие изделия, то стекло покрывается тусклым белым налетом, снижающим прозрачность и не дающим радужной игры". Кое-что напоминает, не так ли. Думаю, воздействие на "остывшее" стекло в природе различной полиорганики (и не только) доминирует среди причин происходящих с ним изменений. Особенно естественен этот белый налёт для условий помоек, где аптечные флаконы часто выбрасываются с частью содержимого, способствующего образованию налёта и внутри, и снаружи, при разбивании флаконов. Масса корродирующих металлов - железа, олова, свинца, цинка, меди, латуни, бронзы и т.д. - также могут образовывать соединения, способные влиять на поверхность стекла.
Но иризацией бывают затронуты и бутылки, находимые отдельно в земле на месте упавших и распаханных домов, и выброшенные у берега водоёма и увязшие в иле или прибрежном песке. Могу только высказать догадку, что минерализация почвы, частью которой является образование солей, главным образом влияет на процесс иризации стекла в таких случаях.
Всё это мнение несамоуверенного дилетанта в химии, поэтому рад буду уточнениям от специалиста.