Автор Тема: Старинные бутылки. Коллекционирование и поиск.  (Прочитано 26784 раз)

Old_bottles

В Белгородской обл попадаются с "Т-во". Но Белгородская область рядышком с Харьковской.
Куплю/обменяю/приму в дар старинные бутылки с надписями и этикетками до 1946г. Особенно интересно стекло Ростовской области (Ростов-на-Дону, Нахичевань-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Старочеркасск, Азов и др)

Old_bottles

Таинственная бутылка советского ликёра Бенедиктин.

Досталась мне вот такая расчудесная бутылка. На первый взгляд- ничего необычного.
Но нет.
Буду краток:
1. Бутылка произведена "машинным способом" т.е. выдута  не "вручную", а с помощью автомата или полуавтомата (характерные швы на фото видны).
2. Бутылка имеет указание ёмкости на дне в 1/40 ведра.
3.Бутылка имеет не только характерную форму, названую в честь ликёра Бенедиктин, но и надпись на тулове BENEDICTINE, как  на зарубежных.

Клеймо на дне гласит, что бутылка произведена на воздвиженском стекольном заводе.
После Революции Воздвиженский стекольный завод заработал уже в 1919 году. "Ведомственная подчиненность завода и номенклатура выпускаемой продукции часто менялись; в разное время выпускались аптекарская посуда, бутылки для красок, бутылки водочные и молочные, оконное стекло, солдатские фляжки, бензоотстойники и др. В 1928 ВСЗ присвоено имя М. С. Урицкого."

Пока есть зацепка для датировки, на клейме нет упоминания Урицкого. Быть может бутылка до 1928 года? Но среди всех клейм, что мне удавалось видеть, Урицкий не упоминался нигде (в том числе и явно предвоенных бутылках). Зато на других клеймах, зачастую, упоминается Народный комиссариат местной промышленности РСФСР. А здесь вместо НКМП - надпись 40 В. и несколько крупных точек (узнать бы их происхождение)

По подсказке коллег, я выяснил, что существовал документ "Технико-экономического обоснование Воздвиженского стекольного завода" 1936 года, в котором обосновывалась необходимость использования полуавтоматов Шиллера на предприятии.  (Про автоматы Шиллера подробнее здесь: https://old-bottles.livejournal.com/94965.html).То есть, очень похоже на то, что до 1936 г., бутылки выдувались вручную, а первые полуавтоматы на заводе появились не ранее 1936 г. Значит бутылка после 1936 года???

А как же клеймо в ведёрной системе? Ёмкость бутылки соответствует 1/40 ведра, да и чётко видно, что это не год 40Г, а ёмкость 40 В.


Волгоградский Музей мер и весов в статье "Проведение метрической реформы в СССР", пишет: "29 мая 1922 года декретом «Об отдалении срока введения метрической системы» был установлен новый срок – 1 января 1927 года. В этот период действительно были успешно осуществлены основные мероприятия. В повседневной практике было принято пользоваться как старыми, так и новыми мерами, указывая их параллельно. Распоряжением от 16 апреля 1927 года такое двойное обозначение запрещалось, и все меры предписывалось указывать исключительно в соответствии с метрической системой."

И действительно, из прейс-куранта виноградных вин, водочных изделий, коньяков и ликёров государственного треста "УЗБЕКСЕЛЬПРОМ" (московское отделение) за 1929 год видно, что ликёр бенедиктин фасуется в бутылки 1/2 , 1/4 и 1/10 литра. Значит бутылка до 1927 года???


Ничего не понятно. Плюс ещё указание латиницей названия напитка, уж наверняка это была запатентованная товарная марка. "В 1876 году Легран создал компанию «Бенедиктин», добившись от главы ордена официального разрешения на ЭКСКЛЮЗИВНОЕ право производить ликер" - из педивикии.


Да, и ещё, оригинальный рецепт Бенедиктина утерян монахами; тот, которым поделились с Леграном, содержится в строжайшем секрете а мы состав содержимого данной бутылки, скорее всего знаем. Хоть данные и из каталога 1957 года, думаю, что и раньше, в СССР он был такой же.
"Крепкий ликёр жёлто-зелёного цвета. Приготовлен на ароматном спирте "Бенедиктин", в состав которого входят дягилевый корень, кардамон, мускатный цвет, корица и другие виды ароматического сырья с добавлением коньяка, мёда и сахара. Ликёр имеет сладкий, несколько жгуче-горьковатый вкус и округлённый аромат. Крепость 43%.  Содержание сахара -32 г. в 100 мл.

Куплю/обменяю/приму в дар старинные бутылки с надписями и этикетками до 1946г. Особенно интересно стекло Ростовской области (Ростов-на-Дону, Нахичевань-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Старочеркасск, Азов и др)

Тымф

Вопрос сразу к пункту 1.

А почему шов на боку характерен только для "автомата или полуавтомата"? Не сходя со стула, нашарил на столе среди имперских мерзавчиков от 1\200 до 1/100 один с теми самыми "характерными швами". Сфотал наскоро, у нас тучи нынче грозовые, но шов виден хорошо. Клеймо ПЗЛ, попадается и на коньячных фляжках, как у Ликфельда, найдено по РИ. И припоминаю формы такие, раскрывающиеся, они, наверное, там-сям сохранились и до революции, и оказались использованы после неё.

Old_bottles

Под характерным для автомата и полуавтомата швом подразумевался вот этот:
Куплю/обменяю/приму в дар старинные бутылки с надписями и этикетками до 1946г. Особенно интересно стекло Ростовской области (Ростов-на-Дону, Нахичевань-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Старочеркасск, Азов и др)

Тымф

Да вроде ничего прям исключительно характерного. Но спорить не стану, в такие детали не вдавался.

Old_bottles

Вопрос сразу к пункту 1.

А почему шов на боку характерен только для "автомата или полуавтомата"? Не сходя со стула, нашарил на столе среди имперских мерзавчиков от 1\200 до 1/100 один с теми самыми "характерными швами". Сфотал наскоро, у нас тучи нынче грозовые, но шов виден хорошо. Клеймо ПЗЛ, попадается и на коньячных фляжках, как у Ликфельда, найдено по РИ. И припоминаю формы такие, раскрывающиеся, они, наверное, там-сям сохранились и до революции, и оказались использованы после неё.

На фото вижу, что шов исчезает ближе к венчику, на самом венчике шва не увидел. Тут или я не правильно написал... Шов не на боку характерный, а на верхней части горла, переходящей на венчик .
Куплю/обменяю/приму в дар старинные бутылки с надписями и этикетками до 1946г. Особенно интересно стекло Ростовской области (Ростов-на-Дону, Нахичевань-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Старочеркасск, Азов и др)

Old_bottles

Приветствую всех небезучастных! Решил сегодня на примере одной бутылки ввести в широкое применение некоторые термины и понятия, пытаясь установить коллекционирование старинных бутылок на более научную колею. Сразу забегая вперёд. Если в этой заметке что-то неправильно или не точно- поправляйте, будем совершенствовать всю эту бутылочную терминологию.

Бутылка санкт-петербургского завода Новая Бавария обозначена в "Каталоге  старинных бутылок для пива, кваса, фруктовых и минеральных вод" под номером СПБ-НБ-0717.

Бутылка классической формы (похоже, самая распространённая форма бутылок, поэтому я назвал такую форму классической),29,5 см. 
зелёного цвета (назовём этот цвет зелёным, в отличии, например, от оливкового и изумрудного). Венчик типовой с кольцом (венчик это навершие на горле. Будем считать такой тип венчика, иногда чуть более цилиндрический, иногда округлый - типовым. Ну и если под ним есть кольцо, тоже будем обращать на это внимание).
Технология производства - выдувка в 2х составную форму ( До того, как Мария Степанова взялась за перевод зарубежных статей о технологии выдувки старинных бутылок я условно для себя выделил несколько основных видов : Машинное производство - с помощью автоматов и полуавтоматов; выдувка в 1-, 2х-, 3х-составную форму и поворотное производство. Выдувка в 2хсоставную форму означает, что с боков бутылки присутствуют два шва, начинающиеся у дна и пропадающие у верхней части горла или края венчика. Хотя по-хорошему форма состоит не из двух частей, а из трёх:-боковых и донной). 
На горле узор из продольных линий. (Если у вас есть лучший вариант, как обозвать эту штукенцию - напишите).
Л.С.: изображение Государственного герба с Н на щите НОВАЯ БАВАРIЯ С.П.Б. (Двуглавый орёл на бутылке означал 1е, 2е или 3е место на дореволюционной Художественно-промышленной выставке (поправьте, если ошибся) либо право ношения звания Поставщика Двора Его Величества вплоть до 1901 когда для Поставщика появился собственный герб. Почему двуглавый орёл наносился на аптечные флаконы я не знаю. Знаете-подскажите. Буква Н на щите означает, что бутылка произведена в правление Николая Второго, то есть после 1896г. Ну а надпись СПБ, а не Петроград, например, должна говорить о том, что бутылка до 1914 года. Что касается Сухого закона 1914-1920х гг., я не уверен что производство дореволюционных пивных бутылок остановилось в 1914 г. Наверняка и в провинции и на периферии Империи, можно было раздобыть пиво в фирменной бутылке и после объявления сухого закона. Опять же, если я неправ, прошу сообщить)
О.С.: Можно было просто написать - без надписей, но правильнее будет без легенд. Легенда здесь  и надпись и рисунок и вензель.
Дно: БК 1/20.  (Мишеронский завод братьев Костерёвых - через "ё")
Надеюсь Вопросы и предложения будут. Пишите!

Куплю/обменяю/приму в дар старинные бутылки с надписями и этикетками до 1946г. Особенно интересно стекло Ростовской области (Ростов-на-Дону, Нахичевань-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Старочеркасск, Азов и др)

Old_bottles

Так как данный форум самый активный, ответы с других форумов буду переносить сюда:

Старый Сегодня, 15:13   #593
cupol Меню пользователя cupol
Участник Форума
Регистрация: 13.04.2011
Адрес: Новодвинск
Сообщений: 138
Репутация: Добавить отзыв для cupol 2713 Добавить отзыв для cupol


Может, по тексту наскоро и не всё увидел, но на мой взгляд, есть два типа цвета бутылочного стекла – зелёное и янтарное, всё остальное оттенки и не стоит загружать каталог и мозг изумрудной, болотной жёлтой и коричневой гаммой.
У конкретно этой бутылки на горле не прямые полосы, а стилизованное изображение пены.
Венчик с кольцом, это горло с ясным и чётко выраженным кольцом с чётким местом под металлическое крепление керамической пробки — здесь юбка какая-то. Возможно и ошибаюсь.
Куплю/обменяю/приму в дар старинные бутылки с надписями и этикетками до 1946г. Особенно интересно стекло Ростовской области (Ростов-на-Дону, Нахичевань-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Старочеркасск, Азов и др)

Old_bottles

Ох-хо-хо...
Любитель пива
Сообщение N: 4958
Откуда: Россия, Москва-Кунцево
Рейтинг: + 39 -

ссылка на сообщение Отправлено: Сегодня 16:01. Заголовок: Old_bottles пишет: .. - новое!

Old_bottles пишет:
 цитата:
Двуглавый орёл на бутылке означал 1е, 2е или 3е место на дореволюционной Художественно-промышленной выставке
Нет. Право изображения государственного орла на изделиях, упаковке и вывесках было выше всех остальных наград (золотых и пр. медалей).
"Мест" не устанавливалось (не присуждалось) вообще.

 цитата:
либо право ношения звания Поставщика Двора Его Величества

Сомнительно. Даже скорее - нет, хорошо бы найти подтверждение в источниках (тех времён, конечно).


 цитата:
Почему двуглавый орёл наносился на аптечные флаконы я не знаю

По той же схеме: это было установлено для всех сфер производства.

Куплю/обменяю/приму в дар старинные бутылки с надписями и этикетками до 1946г. Особенно интересно стекло Ростовской области (Ростов-на-Дону, Нахичевань-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Старочеркасск, Азов и др)

Тымф

Выскажу собственные соображения насчёт сухого закона. Производство и продажа спиртного в РИ было запрещено, но при этом продажа в ресторанах разрешалась. Шла ли при этом речь только об импорте, или русским производителям выделялись какие-то квоты, не знаю. Но знаю о нарушениях запрета на производство, например, читал о таком в алтайской прессе времён ПМВ. Логика подсказывает, что в случае нарушения производители спиртного едва ли старались бы указывать своё название на стекле или этикете. На это же указывает и то, что технологически более совершенные бутылки известных производителей РИ сплошь и рядом лысые. Для примера несколько от Евграфа Лебедева с сыном и внуками.

Тымф

И от ТД "Э.А.Грабовский".

Тымф

Поскольку, как писал выше, не знаю, существовали ли квоты для русских производителей, не могу рассуждать, заказывались ли ими подписные бутылки.

Есть в истории завода Голубевых забавный пассаж от её автора:"Но вот и наступил 1915 год, война окончилась, пивоваренные заводы начали открываться, и надобность в продукции у пивоваренных заводов назрела, но наливать пиво - тары не оказалось. Был дан запрос по старому адресу, прежнему поставщику - Торговому Дому Голубевых, который не растерялся, предложил свои услуги поставить 50 вагонов пивной посуды, но только по новым ценам, какие существуют в настоящее время...".

Допустим, с 1915 годом произошла описка и речь о 1917-ом, после февральской революции, например. Хотя я могу чего-то не знать, да и автор мог забыть что-то, и речь шла о каком-то, хотя бы локальном, разрешении пивоварения в 1915 году, а окончание войны он уже сам приплёл. Из дальнейшего повествования видим, что завод Голубевых в переходное время отгружал на московские заводы, не только пивоваренные, но и водочные, Шустову, например, но по дате, когда точно начались отгрузки, в этой истории завода, кроме цитаты выше, других упоминаний нет.

Передача московского склада в руки Коллегии Заводоуправления (в ней был членом и Сергей Иванович Голубев) происходила. насколько я понимаю, в марте 1918 года. Плохо представляю, как бы Голубев-младший успел обернуться с продажей затаренной в первые год-два войны продукции и покупкой заводов конкурентов, если начинать бы ему пришлось в марте 1917 года. Так что с гипотетическим разрешением пивоварения ранее 1917 года надо разобраться.