Из истории потребкооперации России и СССР.
В 1896 году во время Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде состоялся торгово-промышленный съезд, на котором была создана кооперативно-кустарная секция. В секцию вошли представители потребительских кооперативов, которые приезжали на Нижегородскую ярмарку для закупки товаров. Санкт-Петербургское отделение Московского Комитета о ссудо-сберегательных кассах разработало «Проект положения о союзах кооперативных товариществ». Этот проект был утверждён кооперативно-кустарной секцией. Осенью 1896 года в Москве начали разрабатывать устав союза. На состоявшемся совещании представители 18 потребительских обществ приняли «Положение о московском союзе потребительных обществ». Московский союз потребительных обществ (МСПО) был создан на первом собрании уполномоченных союзных обществ, прошедшем 23–26 октября (5–8 ноября по новому стилю) 1898 года. Он стал первым всероссийским объединением кооператоров. С 1903 года МСПО является членом Международного кооперативного альянса. До 1907 года союз выполнял только комиссионную деятельность. В 1907 году союз открыл собственный склад товаров. До 1904 года союз не имел собственного офиса и располагался в помещении экономического общества офицеров. В 1910 году союз приобрёл собственное здание. Московский союз потребительных обществ активно занимался обучением, кооперативной пропагандой и инструктированием, особенно в период 1911-1917 годов. В целях развития кооперативного движения печатал просветительские брошюры и листовки, агитационные плакаты, отрывные календарики, ежегодники «Записная книжка кооператора». А также издавал журналы «Союз потребителей» (с 1903 г.), приложение «Торговый отдел» (1911—1917 гг.), «Объединение» (с 1910 г.), «Общее дело» (с 1914 г.). В 1912 году Московский союз при участии кредитной кооперации создал Московский народный банк. Одним из первых мест создания потребительского кооператива в российском селе является Борисово-Судское в Вологодской области (ранее входило в Новгородскую губернию). К началу Первой мировой войны в Российской империи было более 20 тысяч потребительских кооперативных обществ и более 300 кооперативных союзов. После Февральской революции 1917 года Московский союз потребительных обществ был переименован во Всероссийский центральный союз потребительских обществ (Центросоюз). В 1918 году в Центросоюз были включены все союзы потребительской кооперации, а в марте 1919 года создана система потребительской кооперации со следующей структурой: первичное потребительское общество — райсоюз — губсоюз — Центросоюз. Так возникли советский Центросоюз и советская потребительская кооперация — полугосударственные образования, сохранившие лишь некоторые признаки кооперации.
После гражданской войны страна приступила к восстановлению экономики. Политика "военного коммунизма" в марте 1921 года была заменена новой экономической политикой. (НЭП). Вместо изъятия у крестьян излишков продуктов был введен натуральный налог, он был меньше прежней разверстки. Это заинтересовало крестьян в улучшении своего хозяйства и увеличении его продуктивности, а в конечном счете стимулировало подъем всей экономики страны. Государство стало внедрять между промышленностью и сельским хозяйством.
В такой обстановке государство возложило на потребительскую кооперацию задачи развития товарообмена (затем торговли), обеспечения смычки между промышленностью и сельским хозяйством, упрочения союза рабочих и крестьян, улучшения снабжения населения, укрепления кооперативного хозяйства, подготовки крестьян к производственному кооперированию, проведения культурно-просветительской работы. Одни из этих задач были близки и понятны потребительской кооперации.
Кооперация без предоставления ей известной свободы хозяйствования и экономической поддержки государства с возложенными задачами справиться не могла. В годы НЭПа мерами помощи и содействия были низкое налогообложение кооперативной прибыли, государственные кредиты под льготный процент, пониженные транспортные тарифы, первоочередной отпуск кооперации товаров государственной промышленностью, предоставление местными органами власти помещений для открытия кооперативных лавок, пропаганда идей кооперации в периодической печати, на собраниях и съездах.
Центросоюз в своей деятельности опирался на губернские союзы и уменьшил число своих контор в стране с 40 до 17. Численность работников аппарата с 7000 при "военном коммунизме" была сокращена до 2850 с переходом к НЭПу. Сокращали свои штаты и губсоюзы.
К 20-м годам относится подъем кооперации в стране. При НЭПе возрождаются такие виды кооперации, как промысловая, снабженческая, сбытовая, кредитная. Учреждается Банк кооперативной кооперации, преобразованный вскоре во Всероссийский банк, который стал обслуживать все виды кооперации. Промысловые артели ремесленников увеличивают выработку товаров и объем услуг, создаются кооперативные заводы, мельницы, маслобойни, пункты проката молотилок и других дорогостоящих машин. Усиливается через кооперацию распространение сельскохозяйственных знаний, кооперативная пропаганда лучших агро - и зоотехнических приемов.
Тем не менее, потребительская кооперация РСФСР в начале НЭПа пережила два кризиса. Первый кризис был вызван сильнейшей засухой в обширных областях, неурожаем 1921 года и небывалым голодом в ликвидации последствий которого, она деятельно участвовала сама. Другой кризис, наоборот, был обусловлен относительным избытком товаров осенью 1923 года, в народном хозяйстве возник "кризис сбыта", когда торговля затоварилась дорогими и некачественными товарами. В следующем году добавился "кризис цен", сложились низкие цены нас/хозяйственную продукцию и неоправданно высокие цены на промышленные товары.
Кооператоры извлекли из кризиса необходимые уроки. В 1924-1927 годах потребительская кооперация всемерно сокращала свои расходы и снижала розничные цены на товары в своих магазинах и лавках.
Потребительская кооперация укоренялась все глубже и имела в тот период много ветвей: сельскую, городскую, рабочую, военную, транспортную.
28 декабря 1923 года в потребительской кооперации был восстановлен принцип добровольного членства, одновременно восстанавливается принцип внедрения паевых взносов. Это дало возможность укрепления кооперации за счет средств самих потребителей. Усиливается приток в потребительские общества новых членов.
Если в 1922 году добровольных членов в Российской федерации было 3,5 млн. человек, то 1925 году - 6,4 млн. человек, а в 1927 году - 10,6 млн. чел. Пассивное членство уступало место активному. Восстановились после кризисов сеть магазинов и лавок, если в октябре 1924 года их у российской потребительской кооперации имелось около 25 тыс. человек, из них 20 тысяч на селе, то в октябре 1927 года соответственно 47 тыс. и 35 тыс. человек.
Экономическая роль потребительской кооперации при НЭПе повысилась. Ее деятельность способствовало успешному проведению денежной реформы, снижению розничных цен, организации потребителя, регулированию внутреннего рынка в целом. Потребительская кооперация успешно конкурировала с частным торговым капиталом.
В 1923 году частному сектору принадлежало ¾ розничного товарооборота страны, а в 1927 году - менее 1/3. Вытесняла частных торговцев на рынке, прежде всего кооперативная торговля. Кооперация активно занималась заготовками масла, яиц, шерсти, льна и другой продукции. В городах и промышленных центрах кооперативы продолжали работу по налаживанию промышленного хлебопечения и общественного питания. Кроме того, под давлением профсоюзов они отпускали рабочим-пайщикам товары в кредит под заработную плату, отвлекая значительные средства от участия в обороте.
В Центросоюзе в 1925 году был создан специальный орган - Бюро союзов потребительских обществ республик и областей национальных меньшинств (национальное бюро и северное бюро).
В период НЭПа, снабжая крестьянство промышленными товарами, рабочих продуктами питания и обеспечивая промышленным сырьем, потребительская кооперация способствовала развитию экономических связей между городом и деревней, а также между различными районами. Она становилась инструментом, при помощи которого государство регулирующе воздействовало на рыночные отношения, и на многоукладное сельское хозяйство, и на промышленность.
Потребительская кооперация проводила воспитательную и просветительскую работу среди населения. Это кооперативные библиотеки, издания книг, брошюр, лекционные беседы и т.п. Кооперативные организации открыли и содержали сотни пунктов ликвидации неграмотности пайщиков.
С конца 20-х годов в условиях отказа властей от принципа НЭПа многоукладная рыночная экономика все больше превращалась в многоукладное хозяйство, управляемое командно-административными методами. Произошел возврат к практике заготовки хлеба, крестьян стали принуждать к продаже (сдаче) государству по нерыночным ценам, заведано низким. У крестьян, отказавшихся продать хлеб, он конфисковывался. В 1929 году последний раз состоялась нижегородская ярмарка. Усилился налоговый пресс на частную торговлю, административный нажим на кооперацию. Началась сплошная и ускоренная коллективизация крестьянских хозяйств, проводившаяся с нарушениями принципа добровольности.
В июле 1928 года состоялось 41-ое собрание уполномоченных Всероссийского центрального Союза кооперативных обществ, вошедшее в историю кооперативного движения как 1 Всесоюзный съезд потребительской кооперации. Съезд постановил разделить Центросоюз на два - Центросоюз РСФСР и Центросоюз СССР.
Аппарат Центросоюза и низовых Союзов подверглись чисткам от "чуждых" и "враждебных" элементов. В документах кооперативных органов все чаще начинают упоминаться " враги народа". Потребительская кооперация потеряла в центре и на местах опытных руководителей и специалистов, предельно снизилась внутрикооперативная демократия.
В связи с острой нехваткой важнейших продуктов питания и промышленных товаров с конца 1928 года была введена карточная система снабжения населения, существовавшая в течение 6 лет. Практиковалась также коммерческая торговля без карточек, но по более высоким ценам.
В конце 1932 года решением директивных органов были созданы отделы рабочего снабжения (ОРСы), что стало первым шагом к ликвидации потребительской кооперации в городах. Потребительская кооперация лишилась тысяч добротных магазинов, столовых, многих хлебозаводов, а также квалифицированных работников. По сути произошла национализация потребительской кооперации, которая проводилась под видом ликвидации ее монопольного положения в розничной торговли. Отныне в стране развивается советская торговля в трех ее социальных формах: государственной, кооперативной и колхозной. Произошла деформация цели потребительского общества, которое теперь должно действовать на основе "генеральной линии партии". В уставах потребительских обществ особо подчеркивалось, что распределение прибыли потребительского общества между его членами ни по паям, ни по забору товаров или другим признакам не допускается. Пайщики в своих обществах не имели никакого преимущества перед остальными населением.
В 1932 г. началась организация межрайонных оптовых торговых баз, в 1934 году в центрах сельских районов стали открываться первые кооперативные универмаги, культмаги. В этот период внимание уделялось вопросам ликвидации очередей в городских кооперативных магазинах, улучшению организации труда работников прилавка. Была расширена сеть кооперативных техникумов, ВУЗов, рабфаков.
К середине 30-х годов в результате передачи крупных потребительских обществ в городах государственной торговле доля потребкооперации в городском товарообороте заметно сократилась, однако задача организации торговли в деревне стояла очень остро.
С конца 1935 г. работа кооперации в основном сосредоточилась в сельской местности. Тем не менее потребительская кооперация обнаружила свою удивительную живучесть и быструю приспосабливаемость к новой обстановке. Наметился устойчивый подъем ее основных отраслей: торговля, заготовки, хлебопечение. Розничный товарооборот сельской потребительской кооперации РСФСР (без автономий) в 1935 г. составил 8,8 млрд. руб., в 1937 г. - 15,4 млрд. руб., в 1940 - 21,6 млрд. руб. В кооперативной торговле расширился ассортимент товаров, появились в продаже велосипеды, швейные машины, часы и др.
Все это позволяет сделать вывод, что сосредоточение деятельности потребительской кооперации в деревне имело и некоторое положительное значение, так как оно являлось одним из факторов улучшения социальных условий жизни сельского населения.
В 1939 г был принят новый Примерный Устав сельского потребительского общества. Согласно которому задачей сельпо являлось удовлетворение растущего спроса колхозников и всех трудящихся на нужные товары. Восстановилась выдача пайщикам начислений по паям от прибыли сельпо. В целом же потребительская кооперация уже утратила свою самостоятельность.
(Продолжение следует.)