10 января 1928 года на экраны страны вышел художественный фильм «Ухабы» (второе название «Ухабы жизни») (драма, 9 частей, 2091 м, 76 минут), снятый в 1927 году на киностудии «Совкино» (г. Москва) режиссером Абрамом Роомом по сценарию, написанному совместно с Виктором Шкловским. Сюжет был заимствован из помещенного в ленинградском журнале «Резец» рассказа рабкора А. Дмитриева.
Съемки фильма проходили на стекольных заводах рабочих поселков Гусь-Хрустальный и Великодворье.
Стеклодув Павел и шлифовщица Таня, полюбив друг друга, стали мужем и женой. При сокращении штатов Таню уволили. Она не стала искать другой работы, решив посвятить себя семье и ребенку. Но теперь Павлу начинает нравиться рисовальщица Лиза, и он оставляет семью. Чтобы облегчить положение Тани, общественность завода добивается предоставления ей работы в другом городе. Перед отъездом на заводском вечере Таня участвует в самодеятельном спектакле. Искренне и увлеченно она играет роль покинутой женщины, переживая свою личную драму. Поэтому слова героини, произнесенные ею со сцены, «так нельзя поступать с женщиной» особенно тронули зрителей, в том числе и находящегося в зале Павла. У него зарождаются сомнения, угрызения совести, а впоследствии раскаяние. К тому же у Павла прошло и увлечение Лизой, она оказалась не такой, какой он ее представлял ранее. Но тяжелое моральное состояние привело к тому, что совсем плохи стали и его дела на заводе. Общественность осуждает его, и он переводится на другой завод. Направляясь на место новой работы, Павел встречает на пароходе Таню, которая ехала на новое место жительства и работы. Происходит примирение супругов.
Выбор авторов фильма темы стекольного производства, достаточно подробно отраженной в картине, обуславливался новомодной в те времена теорией «установки на материал». В данном конкретном случае «материал» (стекло) увязывался с сюжетом и идеологическим посылом («формовка», или «изготовление», нового советского человека) с помощью ключевых титров в начале фильма («Знаете ли вы, как делается стекло?») и в его конце («Так делается стекло!»). Наряду со стеклом «производился» и «шлифовался» главный герой фильма - его заново воспитывал коллектив.
Перед премьерой только что смонтированный фильм прошел нелегкое испытание многих просмотров и обсуждений в рабочих коллективах, прежде всего, там, где проходили съемки картины. И везде «Ухабы» смотрели живо, заинтересовано, потом спорили, нередко сравнивая, примеривая увиденное на себя. Разговор начинался с фильма, а потом уходил в проблемы рабочей жизни и снова выходил к фильму, к кинематографу вообще. Резолюции обсуждений были единодушны: «Двинуть фильм в рабочую массу!», «Картина наша!». Не обошли вниманием премьеру фильма и центральные СМИ. Даже в газете «Правда» появился материал. Несмотря на то, что профессиональные критики с упоением ковыряли пальцем, пытаясь выявить все явные и мнимые изъяны фильма, зритель принял картину достаточно позитивно.
Что касается великодворской «составляющей» фильма «Ухабы», то хотелось бы привести выдержки из статьи режиссера картины Абрама Роома, напечатанной в сентябрьском номере (№ 37) журнала «Советский экран» за 1927 год:
«Всякому, имеющему хоть небольшое представление о стекольном производстве, будет понятно, насколько трудно и даже почти невозможно было снимать.
Хуже всего нам пришлось в Великодворье на заводе, где вырабатывается полуторное и двойное бемское стекло. Работать приходилось ночью (днем не было тока). Наши осветители Кузнецов В. и Беляев, устанавливая аппаратуру у самых печей, выдерживали при этом такое «горячее испытание», какое они, достаточно стажированные работники, еще ни разу не испытывали.
Халява имеет в длину до 200 см и весит вместе с трубкой несколько более 1,5 пудов. И вот такую «трубочку» выдувает рабочий один без каких-либо помощников, стоя на 2-саженном узком помосте.
То, что мы видели в Великодворье, это тяжелый человеческий труд, это чуть ли не самая вредная работа, но рабочие-выдувальщики достигли в ней такой исключительной техники, нашли такой своеобразный ритм, который не только во много раз облегчает им эту тяжелую работу, но вносит в нее элемент подлинного искусства и мастерства. Выдувание стекла превращается у них в подлинный биомеханический танец человеко-машины.
Мы видели рабочего Чепорина*; он так раскачивает полуторапудовую халяву, так ловко откидывает правую ногу назад, когда вводит халяву в печь для обжога, он с таким совершенством выдувает на согнутых коленах, такой танцевальной и подпрыгивающей походкой относит готовую халяву на место, что мы с Фельдманом (оператором), как только находили свободную минуту, шли смотреть этого «Великодворского Смольцова» **.
Наши актеры – Малышева, Ольгина, Юренев и Минин имели свое крепкое место на заводе. Юренев – выдувальщик халяв, Минин – выдувальщик сортового стекла, Ольгина – шлифовка стекла, Малышева – живописная отделка стаканов.
Каждый из этих актеров несколько дней не только изучал производство, как зритель, но по-настоящему работал, и только тогда, когда они до некоторой степени овладевали производством, мы их снимали.
Рабочие обоих заводов относились к нам исключительно. Они помогали нам во всем. Обучали актеров производственным процессам, сами охотно работали перед аппаратом, исполняя при этом все наши просьбы во время съемок. Администрация заводов также во все шла нам навстречу.
Это понятно: в картине «их завод»».
К глубокому сожалению, фильм считается утраченным. Информация о нем базируется лишь на мемуарах авторов фильма, литературном сценарии, многочисленных рецензиях в центральных органах массовой информации и специализированных периодических изданиях того времени, а также на чудом сохранившихся кадрах (срезках) из фильма. К слову сказать, специалисты Госфильмофонда РФ составили список утраченных фильмов, в который вошли 557 картин. Перечень составлен при участии 32 киноведов, в него попали игровые, документальные и анимационные фильмы, снятые в период с 1909 года по 1976 год. Среди 102 фильмов, вошедших в первую часть этого перечня и признанными экспертами самыми значимыми для отечественного кинематографа, картина «Ухабы» Абрама Роома стоит на 3-ем месте.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* Не Чепорина, а Чигорина. Возможно, ошибка или опечатка в первоисточнике.
**Виктор Васильевич Смольцов (1900-1976) – советский артист балета и педагог. Заслуженный артист РСФСР (1933). Лауреат Сталинской премии второй степени (1949). Обладал большим легким прыжком, выразительной пластикой, совершенной техникой, чувством стиля.