О первых торговых и промышленных заведениях станции Харовской (По материалам Государственного архива Вологодской области)
//Харовск. – Вологда, 2004
11 июня 1894 года Высочайшим соизволением императора Александра III Обществу Московско-Ярославской железной дороги было предоставлено право строительства узкоколейной железной дороги от Вологды до Архангельска. Так в Кадниковском уезде Вологодской губернии появилась станция Кубино, вероятно, из-за протекающей вблизи реки Кубины (в современной орфографии — Кубены). Впоследствии станцию переименовали в Лещево. Однако укоренилось лишь третье название — Харовская, — сегодня уже привычное для вологжан.
Существует несколько трактовок данного топонима. Согласно одной из них, при подъезде к железнодорожной станции паровозы, преодолевая подъем, буксовали, «харкали», когда машинист поддавал пару. Поэтому и станцию назвали Харовской. По второй версии, возможно, причиной тому стала фамилия десятника Харова, который, как утверждают, строил этот участок пути. Также известно, что в прошлом тысячелетии на территории Вологодской области жил угро-финский народ. Обращаясь к вепсскому языку, встречаем в нем слово «хару», в переводе означающее «кварцевый песок». Действительно, песчаники являются характерными отложениями бассейна реки Кубены, недаром вскоре при станции вырос стекольный завод, ведь сырье для производства стекла лежало, что называется, под ногами.
Временное движение на участке Вологда — Кубино открылось 1 августа 1896 года, а с 22 октября 1898 года начала действовать вся железнодорожная магистраль от Вологды до Архангельска.
С именем вологодского купца Василия Ивановича Семенкова связано возведение при станции промышленного предприятия, с которого и началось развитие промышленности. Купец владел лесными дачами, землями, торговыми и промышленными заведениями, домами в городе Вологде и Кадниковском уезде; среди его недвижимости в Вологде выделялась красивая трехэтажная гостиница «Эрмитаж» с рестораном при ней (ныне здание администрации города на Каменном мосту). Семенков в 1903 году арендовал на 30-летний срок у крестьян деревни Мятнево Михайловской волости Кадниковского уезда землю с условием построить на ней фабрику или завод. Арендованный участок граничил со станцией Кубино.
Спустя год Василий Иванович представил в строительное отделение Вологодского губернского правления чертежи будущего стекольного завода с просьбой разрешить его постройку. Для вологодского купца стекловарение не было неизведанной отраслью промышленности: в конце XIX века в Маныловской волости Кадниковского уезда уже действовал принадлежавший ему завод по производству стекла. Проектная документация выносилась на обсуждение три раза, и в каждом случае совещательное присутствие строительного отделения предписывало ее доработать. Между тем завод возвели, и губернский архитектор оформил акт его осмотра, на основании которого 18 сентября 1903 года проект с внесенными изменениями был наконец утвержден.
В 1904 году стеклозавод при станции Кубино уже действовал, через несколько месяцев, 22 августа 1904 года, В. И. Семенков умер, предприятие по завещанию перешло к его сыновьям — Владимиру и Борису. Унаследованное имущество, оцененное Московским страховым обществом в 19 600 рублей, включало следующие здания: непосредственно стекольный завод, дачный дом, контору, дом-квартиру управляющего, три дома с квартирами для рабочих и служащих, гончарную мастерскую, мануфактурно-бакалейную лавку с кладовой и квартирой для служащих. К сожалению, в июне 1905 года здание стекольного завода было уничтожено пожаром.
Через два года предприятие арендовал у наследников Максим Леонтьевич Франк. С лета 1909 года производство стекла на нем прекратилось, в 1910 году завод был закрыт и 142 человека остались без работы.
С 1911 года Кубинский стекольный завод, уже как собственность Санкт-Петербургского стекольно-промышленного акционерного общества, возобновил свою деятельность. К работе на предприятии приступили 76 мужчин и 1 женщина.
В 1913 году наметилось расширение производства. Управляющий заводом Иван Михайлович Кораблев вместо имевшегося при стекольном заводе лесопильного отделения решил построить лесопильный завод. Вопрос был согласован со строительным отделением Вологодского губернского правления, и в сентябре 1914 года новый завод заработал: бревна распиливались на доски, из которых изготавливались ящики для упаковки стекла, а обожженная глина и известь, необходимые в производстве, измельчались специальной машиной. Официальное же разрешение открыть завод собственники получили только 3 ноября.
В поселке, выросшем при стекольном заводе, к 1914 году насчитывалось 10 дворовых мест, занятых постройками, и 236 жителей, Из них 111 мужчин и 125 женщин. По количеству населения он более чем в семь раз превосходил железнодорожную станцию Харовскую и почти в два раза — поселок при ней.
Во время Первой мировой войны стекольное предприятие работало на оборону. Железная дорога, подчиненная военному ведомству, прекратила перевозку частных грузов, в связи с чем в 1915 году завод испытывал затруднения с получением сырья для производства стекла, возросла и стоимость дров. В сложившихся обстоятельствах среди прочих промышленных заведений Вологодской губернии временно закрывался и завод на станции Харовской. Обращения в Министерство торговли и промышленности помогли исправить положение, регулярную доставку необходимых материалов обеспечили, производственный процесс был восстановлен.
Интересен и тот факт, что в начале 1915 года на Кубинском заводе стекольными мастерами работали военнопленные, состоявшие под надзором местной полиции. Это были саксонские подданные — братья Петр Францевич и Константин Францевич Эйхгорны. К 1 января 1917 года производством листового стекла при станции Харовской занимались 107 человек, в 1918 году — 132.
Подборка документов подготовлена по материалам архивных фондов Вологодского губернского правления,
Вологодского губернского статистического комитета, старшего фабричного инспектора Вологодской губернии,
Вологодской казенной палаты, Кадниковской уездной земской управы, податного инспектора Кадниковского уезда,
пристава 4 стана Кадниковского уезда.