Решил сопроводить статью о заводе воспоминаниями его работников, как это сделано на сайте Лучановской библиотеки, замечательный материал, полностью который можно найти по приведённой в конце топика ссылке. Прошу не быть слишком строгими к эксцессам разночтения истории завода или разной её интерпретации, что всегда неизбежно.
Из воспоминаний работников завода:
Зинаида Авдеева - зам. директора Лучановского стеклозавода:
Недавно в Лучаново в местном доме культуры собралось два десятка человек, работавших когда-то на Лучановском стеклозаводе. 20 января годовщина смерти их бывшего директора Святослава Еремина. На встречу из Самары приехала член Союза художников, некогда главный художник Лучановского завода, Клавдия Глазова. Вспоминали, переживали, плакали...хотя с момента закрытия завода прошло 20 лет.
Замдиректора завода Зинаида Авдеева, приехавшая на Лучановский стеклозавод по распределению в 1973 году, так в Лучаново и живёт. Иногда ходит мимо родных заводских стен, уже после закрытия завода попробовала собрать, купить хоть что-то из того что выпускалось на заводе. Во времена, когда она на заводе работала, считалось дурным тоном руководящему составу иметь дома свою продукцию. Собрать удалось немногое.
Рассказывает Зинаида Авдеева:
ссылка на видеоЗавод был построен в 1908-09 годах. Сначала делали оконные стекла, изготавливали стекло для ламп, всякие скляночки, бутылочки. Использовали песок, который тут же рядом с Лучаново добывали. Дороги еще не было. Напрямую через Предтеченск вела узкоколейка, по ней ходили маленькие вагончики, доставляли сырье на завод и так же увозили продукцию. Потом на базе того царского завода в начале 70-х годов был построен другой, более современный и стали уже выпускать посуду.
У меня, к сожалению, мало что есть из нашей продукции, чтобы показать. Принцип такой был, когда работаешь на заводе, чтобы в доме ничего из продукции не было, потому что в дом приходили люди, жители поселка, я работала руководителем, и считалось как бы дурным тоном что-то у себя иметь. Это я уже потом собирала, что-то у людей находила, кто-то выкидывал, что-то купила на заводе, когда его начали закрывать. Может это правильно, может не правильно, ну вот такая у нас была идеология, что у меня ничего не должно быть заводского и у меня действительно ничего не было.
В 1973 году в Лучаново нас по распределению приехала целая группа специалистов, закончивших техникум в городе Дятьково Брянской области. Я хорошо училась, и это было единственное место, где предоставлялось жильё. Я не думала, что Сибирь - это так далеко, потому что на карте тогда мы Лучаново найти не смогли. А еще мы знали, что в Политехническом институте на тот момент было отделение стекла. И все мы, закончившие техникум, мечтали получить по нашей специальности высшее образование. Мы начали учебу, но не закончили. Потому что в Политехническом институте не было заочного отделения, а на вечернем мы учиться не могли, потому что, когда мы приехали сюда, в Лучаново, автобус не ходил, и приходилось пешком 4 километра идти до Лоскутово и там только можно было сесть на автобус. Так что учиться на вечернем отделении для нас оказалось не реально.
В то время на заводе работали 220 человек. У нас было два художника Фидаиль Яхин и Клавдия Глазова. Интересна история, как Егор Лигачев, руководивший тогда областью, переманил из Ленинграда в Лучаново художника Яхина. Была как-то раз выставка, Лигачев подходит к нам и спрашивает:"А где это завод такой?". Мы говорим:"Так вот же рядом с городом в Лучаново". Он говорит: "А что вам надо?". "Да вот художников нам не хватает". Лигачев едет в Ленинград, в Мухинское училище и спрашивает: "Кто у вас лучший художник?" Ему отвечают:"Яхин". Говорят, уговаривал он его очень долго, ну представьте - с Ленинграда приехать сюда в деревню. Лигачев ему пообещал:"Я тебе и квартиру дам и мастерскую". И он все выполнил, у Яхина в городе была квартира, и мастерская на заводе. Так собрался у нас коллектив очень хороших специалистов. 99 процентов своей жизни мы проводили на работе. Придёшь домой, только уснёшь, бегут, стучат в окно: брак пошел. Три часа ночи, два часа, идёшь, ходишь вокруг этой печи, смотришь, ну, давай, пламя попробуем направить вот на ту кирпичинку. Глядишь, через полчаса вроде бы стекло получше стало. Потом стали проводить художественные советы, раз у нас появились художники, художникам нужно было с авторскими работами на эти советы выезжать. Мы варили разное стекло: дымчатое, желтое, сульфидно-цинковое. Было центробежное формование, шёлко-трафаретная печать, с 12% раствором золота мы работали, деколи, краски... масса технологий освоили, которые вообще тогда существовали. И всё было хорошо.
Деньги, которые зарабатывались, шли на благоустройство посёлка, потому что автобус не ходил, дороги были ужасные, водопровода не было, мы по воду ходили на завод. Начали строить дома, квартиры, дороги, стадион. Была база лыжная, коньки на всех жителей поселка были, библиотека, медицинский пункт, детский сад. Приобрели автобус, а в те времена, когда всё было по лимиту, это было очень сложно. И поселок наш при заводе жил очень хорошо. Нужно в театр, мы автобус заказали, билеты купили в первые ряды. Дети куда-то наши ездили, за продуктами ездили.
И вот когда стали наши художники ездить на худсоветы и выставки, начали их работам присваивать классные места, нас отнесли к разряду "уникальные предприятия России". Но как говорят, либо бездарность, либо уникальность губит. Нас погубила уникальность этого завода, этих технологий. Потому что, когда проблемы в стране начались и сложная экономическая ситуация, нам не разрешили наш завод приватизировать, он же был отнесен к уникальным предприятиям. Это как с оборонкой - приватизировать нельзя. А потом всё развалилось, в общем, печальная история.
Сейчас заводские стены ещё стоят и бывшую заводскую территорию даже охраняют. Принадлежат остатки завода частным лицам из Новосибирска. В 1990-е годы завод хотели купить эстонцы и даже американцы, но тогда приватизировать "Лучановское стекло" никому не дали. В 1986 году журналисты Томского ГТРК сняли документальный фильм о Лучановском стеклозаводе. До закрытия завода оставалось 9 лет.