Автор Тема: Завод им. 1 мая (Фанинский Я.М. Магидсона) Смоленская обл.  (Прочитано 216 раз)

Штирлиц

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6465
  • Репутация: 296
    • Просмотр профиля
Л. В. Синицына (Московская обл.) Стекольные заводы Смоленщины в ХIХ–ХХI веках. (с сокращениями).

В начале XX в. крупнейшим стекольным заводом Смоленщины был основанный в 1897 г Я.М. Магидсоном Фанинский, на котором было занято около 350 рабочих. После событий октября 1917 г. предприятие было национализировано и переименовано в Стекольный завод им. Первого мая. Владелец предприятия Яков Маркович Магидсон остался в Рославле и работал в комитете промышленности до 1927 г., затем уехал в Москву, где умер в 1942 г. 1920-е гг. стали тяжелым периодом для отечественного стеклоделия, сократилось количество заводов, а изделия носили сугубо утилитарный характер. Только постановление СНК «О стекольной промышленности Наркомлегпрома» от 2 апреля 1934 г. меняет ситуацию в отрасли: постепенно восстанавливаются позиции художественного стеклоделия.
1930-е гг. внесли большие изменения в нелегкий труд рабочих завода им. Первого мая. В 1935 г. были установлены полуавтоматы Шиллера для выработки бутылок, смонтированы две чугунные печи для обжига изделий, установлена вентиляция, что позволило охлаждать рабочие места у печи. Вместо старого локомобиля в строй был введен новый генератор электрической энергии мощностью 100 киловатт. Теперь не только цеха, но и вся территория предприятия была освещена. В это время завод получает 12 автомобилей, которые стали осуществлять подвоз торфа (основного топлива предприятия), добывавшегося в 10 километрах от производства. Руководство завода во главе с директором Михаилом Константиновичем Москвитиным приняло решение о реконструкции завода. Однако разработка технической документации была завершена накануне Великой Отечественной войны, и осуществить преобразования было уже невозможно.

Штирлиц

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6465
  • Репутация: 296
    • Просмотр профиля
После войны всё пришлось начинать заново, с возведения стен, кирпич для которых делали здесь же, на территории разрушенного завода, вручную. Работали самоотверженно. Вот имена тех, кто внес огромный вклад в возрождение Стекольного завода им. Первого мая: Дмитрий Ефимович и Анатолий Михайлович Марцевы, Юрий Федорович Панков, Анатолий Альбертович Радзин, Николай Васильевич Карпачев, Лидия Павловна Васьковская, Любовь Ивановна Никитина, Мария Ивановна Фищенкова, Вера Николаевна Шкуратова, Нина Андреевна Марченкова и многие другие. Во главе коллектива встал тогда Николай Иосифович Шугаров. Завод возвращается к жизни в 1948 г. Первой послевоенной продукцией были бутылки, но коллектив стремился вернуть былую славу предприятия и освоить выпуск сортовой посуды. Этот рубеж был взят в 1950 г. Теперь с конвейера завода сходили графины, вазы, стаканы. В 1950-е гг. стеклоделы опирались на лучшие отечественные традиции, классику стекольного наследия. Изделия этого времени характеризовались эмоциональной выразительностью цветового строя. Московская школа взяла под свою опеку мастеров провинциальных стекольных заводов. В 1960–1970-е гг. проводится модернизации предприятия, оно становится крупнейшим в отрасли. У завода появились новые задачи. Одна из них — сделать первомайское стекло высокохудожественным. Изделия из стекла, как и любое произведение декоративно-прикладного искусства, призваны быть украшением повседневной жизни, нести радость обычным людям, формировать у них эстетический вкус. Особое место стали уделять цвету; утверждалась ценность гладкого стекла. Затем наступил период увлечения народным искусством: стеклу возвращались формы старинной гуты. А вот от художника стекло требовало особого мастерства, смелости в поисках чего-то нового. Художник должен создать такой образец изделия, который, с одной стороны, был бы привлекателен, а с другой — прост в исполнении. Этот период в художественном стекольном производстве ознаменовался творческим переосмыслением отечественных традиций и соединением их с тенденциями своего времени. В начале 1970-х гг. изделия из стекла становятся менее утилитарными, теперь в них доминирует эстетическое начало. Формы посуды укрупняются, намечается некоторая монументализация форм. Многие художники обращаются к народным мотивам, что приводит к появлению сложной цветовой гаммы от густо-красного, синего, зеленого до молочного. Теперь художник работает с контрастом фактуры, соотношением масс, форма отличается простотой и лаконичностью — это цилиндр, шар. Стеклопластика активно взаимодействует с пространством. Следует отметить, что стремление к декоративности в 1970-е гг. привлекло на производство художников, которым удалось внести в понятие массовости художественную индивидуальность. На Первомайском заводе работали и работают сейчас многие талантливые художники. В 1970-е гг. интересные творческие изделия были созданы П. А. Бруевым: к ним следует отнести набор декоративных ваз «Дубрава», вазу «Весна». Плодотворно трудились на заводе художницы Н. П. Курьянова и М. В. Храмова. Их декоративные наборы «Калина» и «Сентиментальность» экспонировались на крупных международных выставках в США, Чехословакии. Немало интересных работ было создано А. И. Храмовым. Но, несмотря на значение роли художника, стекольное производство не может существовать без мастеров-выдувальщиков. В 1969 г. коллектив Первомайского завода был удостоен диплома и трех медалей Выставки достижений народного хозяйства. С 1970 г. завод стал выпускать только сортовую посуду, в декабре 1979 г. был взят новый рубеж: освоено производство хрустальных изделий. В этом же году завод был награжден орденом «Знак Почета». Всё это время заводом руководил Н. И. Шугаров. Он пришел на завод сразу после Великой Отечественной войны, работал механиком, затем мастером стройучастка, восстанавливавшим завод, главным механиком. Обладая талантом руководителя, Н. И. Шугаров был человеком высочайшей культуры, что позволило ему не только стать организатором производства, но по-настоящему понять значение завода как предприятия, выпускающего художественную продукцию. Отличительная черта таких предприятий состоит в том, что основой производства является творческий труд художников и мастеров, в процессе которого сохраняются и развиваются лучшие традиции народного искусства, обогащаются его творческие методы. Совсем непросто наладить и сбалансировать работу промышленного предприятия таким образом, чтобы решались еще и художественные задачи. К ним относится работа художественного совета завода, консультирование мастеров и художников по творческим вопросам, рассмотрение эскизов, проектов и новых образцов массовых, малосерийных и уникальных изделий, внедрение в производство новых образцов и снятие малохудожественных, устаревших изделий. Перед руководителем предприятия народных промыслов всегда стоит очень непростая задача: внести в массовую продукцию элементы художественного многообразия. С 1970 г. и по настоящее время главным художником Стекольного завода им. Первого мая работает выпускник художественно-графического факультета Смоленского государственного педагогического института Владимир Иванович Бердников. Первый раз он попал на завод случайно, еще будучи студентом. Его воображение поразила стекловаренная печь. Окончив институт, Владимир Иванович уехал «за стеклом» в пос. Первомайский. Первым его учителем на заводе был Н. С. Борисенков, работавший тогда главным художником. А еще на завод часто приезжали художники Московского комбината прикладного искусства С. М. Бескинская, Н. Ю. Ганф, Л. С. Жигалкина, С. М. Рязанова. Вскоре завод был переведен на выпуск сортового стекла. На завод приехали выдувальщики — выпускники профтехучилищ, существовавших тогда при заводах «Красного Мая», Гусь-Хрустального, Дятькова. И сегодня в пос. Первомайском живут и работают «гусяки», «красномайцы» и их потомки. В 1970-е гг. на заводе работали одновременно восемь художников. Стремление к декоративности дало им возможность проявить свой творческий потенциал. В это же время выдвигается проблема синтеза декоративно-прикладного искусства с архитектурой; многие художники по стеклу, в том числе и В. И. Бердников, стали активно работать над витражами (например, композиция В. И. Бердникова «Цветы» для магазина «Смоленские товары»). Но всё же самой большой любовью, которой он остается преданным и сейчас, является гутное стекло. 1990-е гг. были сложными для предприятия, резко упал спрос на продукцию; результатом стала задолженность по зарплате и сокращение производства. В 1992 г. Стекольный завод им. Первого мая был акционирован, а спустя 10 лет получил статус предприятия народных промыслов. Новым ударом явился кризис 2008 г. Увеличились долги. Особенно тяжелым бременем легла задолженность за газ и электричество. Всё это привело к тому, что в июле 2017 г. арбитражный суд Смоленской области признал ОАО «Первомайский стекольный завод» банкротом и ввел в отношении предприятия процедуру наблюдения. В тяжелейшем положении оказались жители пос. Первомайского, так как завод фактически является градообразующим предприятием, хотя официального статуса не имеет. Без средств к существованию остались потомственные мастера национального стеклоделия. В случае закрытия завода народные промыслы России также понесут невосполнимую утрату.

Штирлиц

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6465
  • Репутация: 296
    • Просмотр профиля
Литература
Батанова, Воронов 1964 — Батанова Е. И., Воронов Н. В. Советское художественное стекло. М., 1964.
Дзаккария 2006 — Дзаккария Д. Декорируем стеклом: предметы интерьера, витражи. М., 2006.
Жбанков 1894 — Жбанков Д. А. Санитарное исследование фабрик и заводов Смоленской губернии. Смоленск, 1894.
Иванов 1997 — Иванов С. С. «Стеклянная» страница истории Рославльской земли // Рославль:
Очерки по истории города Рославля и Рославльского района. Смоленск, 1997.
Орловский 2006 — Орловский И. И. Краткая география Смоленской губернии. Смоленск, 2006.
Разина 2006 — Разина Т. М. Художественные промыслы Подмосковья. Истоки и развитие. М., 2006

Штирлиц

  • Глобальный модератор
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6465
  • Репутация: 296
    • Просмотр профиля
Стакан, предположительно, Первомайского завода позднесоветского периода.