Автор Тема: Железнодорожные шильды с молочной тары РИ  (Прочитано 9128 раз)

Тымф

Публикацию фото предварю оговоркой, что, по аналогии с шильдами, на которых прямым текстом указана принадлежность к молочному промыслу, существует массив аналогичных, зачастую с указанием тех же станций, но без подобного указания. Не привожу их здесь, понимая, что могут быть обычными шильдами с любого багажа, помимо молочной тары.

За фото благодарю Кирилла, DL с Ревью, Юру yurgen-а.

Тымф

Re: Железнодорожные шильды с молочной тары РИ
« Ответ #1 : 24 Январь 2020, 22:09:03 »
Собрался создать такую тему, а она уже есть. :hi_hi_hi: Тогда просто поясню и пополню.

Изучая статистику РИ, часто встречал упоминания о молочных скопах. Просто говоря, это молоко и всё из него, включая даже кислое молоко - все молочные продукты в хозяйстве или имении. Молочные магазины помещали объявления о скупке молочных скопов и упоминали их в рекламе. Владельцы молочных хозяйств продавали их по отдельности и создавая молочные союзы, кооперативы. Объединялись и укрупнялись и покупатели.

Доставка осуществлялась из самых разных уголков Санкт-Петербургской, а затем Петроградской, губернии и из-за её пределов, отсюда разнообразие шильд. Отвлекаясь на секунду от темы, молоко не было исключением, доставляли всё, что угодно, давеча Михаил хомяк показывал, среди прочего, шильду по отправке салаки. Поэтому приходится искать либо упоминание молока, либо опираться на историю имения, из которого отправляли тару с шильдой.

По одной из шильд видим, что со станции Веймарн Северо-Западной ж.д. Лялицкое Молочное Т-во отправляло продукцию Центральному Молочному Союзу в Петроград. Шильда поздняя, судя по уже сменившемуся названию столицы, после 1914 года.

Вот что отыскалось в книге "Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской губернии. Кингисеппский район" Н.В.Мурашовой и Л.П.Мыслиной:

"Ямсковицкая вотчина...была разделена между потомками...Петра Ивановича Шувалова. Владелицей деревень Лялицы, Гуркова, Кута, Новски, Раговицы, Валья, Литизна, Серговицы стала его праправнучка Софья Андреевна, вышедшая в 1850 году за графа Александра Алексеевича Бобринского, известного генеалога. В 1861-1864 гг. он был петербургским губернатором, в 1869-1972 гг. его избирали губернским предводителем дворянства, Александр II пожаловал званием камергера, затем шталмейстера, наконец - гофмаршала, назначил членом Государственного Совета. Для своей усадьбы Бобринские выбрали высокий Холм к северу от деревни Лялицы. В 1880-ые гг. усадьба занимала 5,5 десятин со строениями и парком, на реке Солке стояла мучная мельница.

...В начале XX века Софья Андреевна продала свою часть поместья Льву Николаевичу Чачкову, заложившему его в 1904 году в Тульском поземельном банке. В описи усадьбы Лялицы среди построек перечислены каменный скотный двор и деревянные: жилые дома, амбар, молочня, мастерские, кузница, баня, ледник, гумно с ригой и на речке Солке водяная мельница о двух поставах".

По поводу "своей части поместья", наверное, помогает понять инфа из Вики:"По данным «Памятной книжки Санкт-Петербургской губернии» за 1905 год, мызой Лялицы площадью 3144 десятины, владела графиня Софья Андреевна Бобринская. Кроме того, участком земли мызы Лялицы площадью 560 десятин владел крестьянин Иван Сергеевич Кирпуне, такой же участок в 560 десятин был в общей собственности ещё нескольких крестьян". Информация в Памятных книжках запаздывала, возможно, это всё поясняет.

Сменился ли владелец у Лялиц после Л.Н. Чачкова, и кто именно владел ими после 1914 года, мне пока неизвестно.

[Кстати, Софья Андреевна (в первом браке княгиня Долгорукова, во втором браке княгиня Волконская (1887-1949), одна из первых женщин-пилотов) вместе с Петром Петровичем Шуваловым, владельцем соседней усадьбы Графская Гора, подали в Синод прошение о строительстве в селе Ополье каменной церкви. Именно мимо этой Кресто-Воздвиженской церкви мы и ездим по Таллинке в Кингисеппский район.]
« Последнее редактирование: 29 Январь 2020, 17:30:26 от Тымф »

Тымф

Re: Железнодорожные шильды с молочной тары РИ
« Ответ #2 : 24 Январь 2020, 22:23:44 »
Шильды "SUOMEN MAITO KAUPPA" (Финская молочная торговля) тоже из разных мест. На одной, отчего-то, указано только место назначения - Pietari, т.е. Санкт-Петербург, либо же так обозначили принадлежность тары Санкт-Петербургскому отделению, что вероятнее. По другой видно, что "SUOMEN MAITO KAUPPA" - Акционерное Общество, указаны Петроград и Елисеенваара (где-то в р-не Вуоксы). Пока не в курсе подробностей, в поиске.
« Последнее редактирование: 29 Январь 2020, 17:44:07 от Тымф »

Тымф

Re: Железнодорожные шильды с молочной тары РИ
« Ответ #3 : 24 Январь 2020, 22:46:20 »
Ещё одна шильда.

Станция Струги Северо-Западной ж.д., имение Загорье, В.Ф. Киршбаум. Поясню, почему считаю, что шильда с молочной тары, отрывком из книги "История, личности судьбы. Сборник очерков о выдающихся личностях, связанных с территорией современного Струго-Красненского района" Алексея Фёдорова:

"Одним из восьми детей Сергея Владимировича Киршбаума, преподавателя Царскосельского лицея, получившего право на потомственное дворянство, был Владимир Фёдорович Киршбаум – человек больших деловых способностей, он сделал быструю карьеру на государственной службе. Выйдя ещё молодым человеком в отставку, продолжал энергично работать и создал себе крупное состояние. С 70-х гг. XIX в. и вплоть до 1918 г. был владельцем типографии и издательства, располагавшихся в доме Министерства Финансов, в здании Главного Штаба на Дворцовой площади в Петербурге. Принадлежали ему и некоторые другие предприятия.

В имении Загорье на берегу Щирского озера (сейчас данное место называется Киржбалм) жена Владимира Фёдоровича – Варвара Фёдоровна, вела образцовое хозяйство, в котором имелись и конюшни, и большое количество крупного рогатого скота. Владимир Фёдорович являлся членом правления Струги-Бельского союза молочных хозяев, в котором состояли и его супруга Варвара Фёдоровна и соседка по имению Александра Николаевна Блок. В 1910-1911 гг. в имении Загорье семья Киршбаумов содержала 49 голов крупного рогатого скота, в том числе 42 дойных коровы. У Блоков в данный период было всего 11 голов, в том числе 7 дойных коров. Также Владимир Фёдорович состоял членом ревизионной комиссии Товарищества Бельских сельских хозяев с 1899 по 1916 гг.".

[Кстати, это тот самый В.Ф. Киршбаум, печатавший "Списки Фабрик и Заводов...". У имения весьма характерная для своего времени предыстория, как-нибудь дойдут руки, поделюсь.]
« Последнее редактирование: 29 Январь 2020, 17:43:45 от Тымф »

Тымф

Re: Железнодорожные шильды с молочной тары РИ
« Ответ #4 : 29 Январь 2020, 19:54:51 »
Очередная шильда - С.Петербург, М.А. Краузе, ст. Кикерино, имен. Жабино. Была в жутком состоянии, приложил руки напарник Алексей.

Мартин (Мартын) Александрович Краузе нам уже известен по Молочному складу имений Щеглово и Приютино, поэтому принадлежность шильды к молочной таре доказывать нет нужды. И появляется материальное свидетельство поставок молочных скопов на склад М.А. Краузе не только из Щеглово и Приютино.

Сведения по имению Жабино скудны, обычно подчёркивается, что последний его владелец, герцог Георгий Георгиевич Мекленбургский-Стрелицкий (правнук Павла I по матери), использовал его почти исключительно, как охотничьи угодья. Но встречаются и упоминания о его хозяйственной деятельности. Герцог был женат морганатическим браком на фрейлине своей матери, которая не могла унаследовать по его смерти принадлежащее императорской фамилии имущество. Поэтому, заботясь о будущем семьи, Георгий Георгиевич увеличивал капитал при любой возможности. После его смерти в 1909 году супруга всё содержала в том же порядке. Вот что отыскалось в "Гатчинской правде" за 2017 год:

"...Барское хозяйство, благодаря умелому руководству его управляющего, выходца из прибалтийцев Мартына Анисимовича Мяги, процветало. В поместье велось образцовое садовое хозяйство, выращивалась клубника, имелась оранжерея и пасека. Неслучайно на ежегодных сельскохозяйственных выставках в уездных городах Петергоф и Царское Село не раз демонстрировалась усадебная продукция из Жабино. Например, в 1912 году выращенная здесь "особо крупных размеров клубника" была удостоена на выставке Малой серебряной медали".

Пока документальных сведений о КРС или молочном хозяйстве в этом хозяйстве не нашёл, хотя среди развалин имения по сию пору есть подвалы с крюками для подвешивания туш. Но шильда говорит не хуже любого документа, ведь М.А. Краузе едва ли покупал для своего молочного склада клубнику.