Автор Тема: Суотниемская фабрика Х.В. Лёфстрёма (C.W. Lofstrom), Выборгская губерния  (Прочитано 3258 раз)

Тымф

175 лет тому назад, в 1842 году, в деревне Суотниеми (ныне посёлок Яркое), в шести километрах от Кексгольма (ныне Приозерск) был открыт первый в Великом княжестве Финляндском фарфоро-фаянсовый завод.

Запустил новое производство губернский секретарь Христиан Вильгельм Лёфстрём (1792-1870). Согласно Табели о рангах, губернский секретарь – это чиновник 12-го класса, соответствовавший в армейской среде поручику. Лёфстрём служил в Сердоболе (ныне Сортавала), а в 1825 году приобрёл поместья в деревнях Суотниеми и Капеасалми (ныне "Платформа 148-й километр"). Через год сам перебрался в Кексгольмский уезд и поселился в приобретённых поместьях. Поначалу сдавал в аренду имение Суотниеми, но спустя полтора десятка лет решился на запуск производства фаянсовой посуды. Вероятно, он не мог не обратить внимания на залежи белой глины, которые, кстати, существуют там до сих пор.

Итак, получив все необходимые разрешения и одобрения властей, Суотниемский фарфоровый завод начал свою работу. В российской историографии он известен как завод Левстрема в Выборгской губернии. На антикварных форумах о нём говорится, что выпускал он фаянс невысокого качества, декорированный синими, зелёными и розовыми печатными бордюрами. Такая технология нанесения изображения на керамические или стеклянные изделия называется деколь, от французского слова декалькомания, когда изображение переносится на керамику с бумажной основы, а затем фиксируется высокотемпературным обжигом.

Ещё сообщается, что на заводе вырабатывался фарфор. А в 1860 году на производстве работали 46 человек. Точная дата закрытия неизвестна, продукция его встречается довольно редко.

Однако мы-то знаем, что Лёфстрёмы были вынуждены с предприятием расстаться, и оно было приобретено русскими купцами Артемьевыми в 1864 году. Артемьевы оказались в Кексгольме волею судьбы, впрочем, такое нередко случается в нашей жизни. Их сын Пётр Фёдорович (1840-1906), получив образование в Казанском университете, преподавал там французский язык. За сочувствие к Великой французской революции он был сослан в Кексгольмский уезд и некоторое время находился на покаянии в Коневском Рождество-Богородичном монастыре. Вся его семья – родители, четыре брата и сестра – последовала за ним из центральной России.

При Артемьевых ассортимент выпускаемой продукции был значительно расширен. Тогда были популярны изделия из майолики, белого фаянса, мелкозернистой, имитирующей мрамор керамики и фарфора. Изделия Суотниемского завода отличались яркими красками, тонким узором рисунка и высоко ценились у потребителя.

Но в 1873 году в Финляндии открылась фабрика по производству керамики и фарфора "Арабия", которая благополучно существует в Хельсинки до сих пор, хотя и говорят, что её продукция производится уже в Китае, тем не менее бренд такой есть. Она стала выпускать посуду попроще, лаконичнее, более подходившую для повседневного использования. К тому же у Суотниемского завода был серьёзный соперник – крупнейший поставщик майолики, фарфора и фаянса Кузнецовский завод (по-видимому, подразумеваются заводы Кузнецова в целом - прим. Тымфа), распространявший свою продукцию не только в России, но и во всей Европе. Поэтому производство на Суотниемском заводе стало постепенно сходить на нет, и в 1893 году он был закрыт. Но буквально за несколько лет до этого грустного события предприятие было продано Артемьевыми с аукциона, его выкупил прежний владелец Лёфстрём. Так велико было желание сохранить дело, начатое отцом.

Безусловно, для того времени полувековое существование фарфоро-фаянсового производства на территории Кексгольмского уезда имело огромное культурно-промышленное значение для развития всего региона.

Источник

Клеймо от Евгения 3822.