Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Тымф

Страницы: 1 ... 52 53 [54] 55 56 ... 80
796
Чем спорить, лучше выставлю присланное Виталием фото штофа Фридриха Вильгельмовича Лича, дополнив своими снимками, сделанными у Кирилла Водогрея.

797
М.М. - Стекольный завод Морица Самуиловича Малера в имении Озельн,
ранее - Стекольный завод в имении Озельн в аренде у Морица Самуиловича Малера,
позднее - Стекольный завод "Вальдгютте" Морица Самуиловича Малера в имении Озельн.

Сначала - фото самого клейма М.М, с дна позднего штофика водочного завода Ф.В. Лича, Гольдинген. Инициалы М.М. среди стеклозаводчиков РИ не уникальны, поэтому указание на Озельн на клейме позволяет избежать ошибки.

О владельце водочного завода - кратко из инф. справки в каталоге Сергея Попкова (с уклоном на РИ, а не современные названия):
"Водочный завод Ф.В. Лича (F.W.Litsch) г. Гольдинген. Завод основал немецкий поданный Ф. Лич  в 1867 году, и он существовал до смерти владельца в 1900 году. Изготавливал разные водки. В 1884 году изготовил 12.500 вёдер водки. На заводе работало 9 рабочих. В 1896 году - ? ведер. До 1896 года завод имел 4 награды на разных выставках в  Курляндской губернии. [Vēsturnieks]

798
Чернила, тех/хим тара РИ / Winsor & Newton Ltd
« : 13 Февраль 2018, 17:25:38 »
До сих пор популярный у нас импорт. Масляные и акварельные краски, средства для работы с ними, знаменитые кисти для акварели, разработанные в своё время для королевы...

Магазин АРТ-квартал, продающий продукцию бренда в России, кратко сообщает о нём так:
"Winsor & Newton - известная английская фирма, основанная химиком Уильямом Винзором и художником Генри Ньютоном в 1832 году в Лондоне. Winsor & Newton является лидирующим брендом в Великобритании и крупнейшим импортером во многие страны мира. Именно в этой компании были изобретены акварельные краски".

Сама компания несколько скромнее:
"Winsor & Newton точно определил, что действительно нужно - регулярный источник надежных цветов и кистей. Winsor & Newton впервые разработал значительно улучшенные акварели, а затем ряд других нововведений, включая китайский белый, первую прочную непрозрачную белую акварель и свёртывающиеся оловянные тюбики (тубы) для масла и акварелей.

Ряд королевских назначений и наград в конце 1800-х годов проложил путь для Winsor & Newton, для проникновения его цвета по всему миру".

Впрочем, и более прозаические вещи фирме были не чужды, поэтому она выпускала и тушь с чернилами, гуммиарабик и другие близкие по профилю товары.

Попадается и стеклянная и фарфоровая продукция фирмы, не стал их разделять, едва ли в разделе фарфора такие прозаические вещи найдут ценителей, пусть лучше всё по теме будет в одном топике. Начну с фарфоровых "ванночек"для акварели, не знаю, как правильно, может, кювет. Нам с Женей 3822 и Юрой попадались двух размеров - по периметру верхнего ободка - 3,2 х 1,9 см, и 1,9 х 1,5 см.

799
Подобралось изрядно стёклышек от пенсне и прочих, менее понятных, решил посвятить им отдельный топик.

Как видно, изготовление и форма весьма разные, даже цвет. Я сначала думал, что это было просто пенсне для модника с "пустышками" кобальтового стекла вместо линз, однако после проверки на практике, оказалось, что это не так. Обычное стекло там только среднее в нижнем ряду. Весь нижний ряд - полубелого стекла, о нём я тоже сначала думал, что это допродажные заменители линз в пенсне, которые нынче  бывают из пластика. Однако, как уже писал выше, "пустышка" только посередине, остальные - линзы, хотя правая удручающе плохо изготовлена, даже пузырь есть. Большинство линз около 4 см в длину. Обломок пенсне из пластика, возможно был омеднён или покрыт другим металлом методом гальванизации, но следов не осталось. Несмотря на незаметность, там и линза сохранилась.

Что это за мутная стекляха в разных местах шириной от 5,5 до 6 см, мне неизвестно. Была ли такой матированной изначально или это приобретённое от времени и влияния окружающей среды свойство - тоже непонятно. Однако заметная обработка по условному "периметру" подсказывает, что предмет использовался, если не для увеличения, то для рассеивания света, пусть будет в топике до выяснения его назначения.

800
П.Б., версия: Волжская стекольная фабрика Петра Ивановича Богданова.

Клеймо П.Б. выставили на Ревью, исходя из локации запостившего, других версий, кроме фабрики Петра Ивановича Богданова, не возникло. Предприятие, будучи основано в 1900 году, уже через пару лет оставило след в справочнике "Вся Россия" за 1902 год, и ещё через пару - в Адресной книге русских керам. заводов, что не вполне обычно для начинающих производств. Впрочем, в Списке Фабрик и Заводов РИ 1903 года места для упоминания фабрики не нашлось, видимо, объёмом производства "не вышла".

801
Олег Shadow порадовал фотками свежеобретённой НЭП-овской чернильницы. Фотку клейма пришлёт попозже.

802
Клеймо с бутылки пивоваренного завода в Ликсне (около 30 км до Ливенгофа). Если у кого-то есть фото лучшего качества, буду благодарен за его размещение здесь.  :uch_tiv: Завод основан в 1887 году. Ливенгофское Акц. О-во стеклянного и пробочного производства, помещая в справочнике фабрично-заводских предприятий РИ на 1914 год информацию о входящем в его состав Ливенгофском стеклянно-хрустальном заводе, указало год его основания, как 1880, но это ошибка или опечатка, в музее Ливанского* стекольного завода сохранилась копия письма Ю.Х. Фогеса с просьбой об открытии завода, обращенная к российскому царю, датированного 1887 годом.

В 1902 году на заводе работало 205 человек (скрин прилагается). Но убыточность производства привела к банкротству в 1903 году, и Юлиус Фогес продал стекольный завод купцу первой гильдии из Харькова Михаилу Ясному и помещику Владимиру Борткевичу. Новые хозяева модернизировали производство в Ливенгофе, а также создали другие на территории РИ. В 1904 году было основано вышеупомянутое Акционерное общество, руководство которого находилось в Санкт-Петербурге. Завод в Ливенгофе продолжал наращивать производство, в 1912 году там уже работало 513 человек (в 1914 г. - 500). В начале ПМВ Ливенгоф оказался в зоне боевых действий. В 1915 году Ливенгофский стекольный завод прекратил свою работу, а во время военных действий производственные корпуса были разрушены. Клеймо периода Акц. Об-ва мной пока не идентифицировано.

* - название "Ливанский стекольный завод" появилось, так как Ливенгоф после провозглашения независимости Латвии был переименован в Ливаны, название сохранилось и при СССР.

803
Пивные кружки / Прочие кружки РИ
« : 01 Февраль 2018, 21:15:57 »
Ещё одна обнаруженная после ремонта кружечка. Розалиновое стекло, на дне малоразличимое клеймо "От МФ на 10 летъ". После такой находки и нахождения, пусть и не массово, осколков посуды розалинового стекла на пригорках, поневоле возникает мысль - а не из РИ ли родом некоторые любимые нами фасоны графинов розалинового стекла?  :glaz ki: Вот в статье оСтаревском стекольном заводе брюзжал я на атрибуции графина "Репка" краеведческим музеем, а вдруг в датировке XIX - начало XX вв. прав музей?... Прошу иметь в виду сии подозрения, и проверять их при случае.  :uch_tiv:

З.Ы. А кружечку/бокальчик и забыл-то...  :blink:  :-) Высота - 7 см, диаметр верхнего ободка - 4,7 см, восьмигранная.

804
Пивные кружки / Прочие кружки СССР
« : 01 Февраль 2018, 21:06:29 »
У многих дома видел такие мелкие кружки, а ля "детские пивняки", посоветовавшись, решили спрятать их в корень подраздела пивных кружек. Их не так много, как пивных, и целенаправленно увлекаются их собирательством немногие. Но они есть, а значит будут и у нас. Стартую поздней кружечкой ДХЗ, высота - 8 см, диаметр верхнего ободка - 6 см.

805
В папке сифонов на собственном компе обнаружил эти 2 фото из инета, не припомню откуда, как раз по свежей теме.

806
Интересный сифон, выставленный на Ревью коллегой elets.

807
Клейма с 1900 года; как пишут, действуют по сию пору. Чашка от чайной пары, блюдечко ещё пока скрывается в закромах. Фарфор потрясающего качества - прозрачен, невесом, изящен. Высота - 4,5 см, диаметр верхнего ободка - 6 см.

808
Сарсинский и Ертарский стекольные заводы Торгового Дома Поклевского-Козелл А.Ф. Наследники.

Благодаря вартовск-у с Ревью обзавелись первым клеймом Т.Д. Наследников Поклевского-Козелл. Какому заводу из двух принадлежит, пока не знаю, надеюсь, в будущем прояснится.

809
В Тропической Африке умели делать стекло до появления европейцев.

Масштабные археологические раскопки и сложные химические исследования показали: к югу от Сахары владели секретом изготовления стекла задолго до прибытия европейских колонизаторов. Открытие описано в научной статье, вышедшей в издании Journal of Archaeological Science.

Северная Африка заслуженно считается землёй великих культур. Древний Египет, одна из колыбелей цивилизации, и Карфаген, финикийская колония, а потом жертва римской агрессии, держат на плечах эту славу. Что же касается огромных пространств Чёрного континента к югу от Сахары и до самого океана, то здесь, по былому мнению надменных европейских колонизаторов, история началась с их приходом. Ныне мы знаем, что это не так, но прошлое Тропической Африки всё ещё таит немало загадок. Что именно знали и умели люди, населявшие эти обширные земли? Многие ответы только предстоит найти.

Как уточняет пресс-релиз исследования, археологический раскоп Игбо Олокун на юго-западе Нигерии уже более ста лет известен как место производства стеклянных изделий. Но историки долгое время считали, что здесь занимались исключительно переплавкой импортного стекла. В 2006 году научная группа во главе с Джеймсом Ланктоном (James Lankton) пришла к выводу, что один из сортов стекла, имеющий высокое содержание известняка и глинозёма (учёные обозначили его HLHA), не имеет аналогов ни в одном известном историческом центре производства. Этот факт мог указывать на то, что стекло имеет местное происхождение.

И всё-таки прямых доказательств не хватало. Многие эксперты сомневались в выводах Ланктона и коллег. Новое исследование, проведённое научной группой во главе с Абидеми Бабатунде Бабалолой (Abidemi Babatunde Babalola) из Университета Райса, расставило точки над всеми нужными буквами. При раскопках учёные обнаружили более 12 тысяч стеклянных бусинок и несколько килограммов стеклянного мусора. 52 найденных шарика подвергли химическому анализу с помощью техник с труднопроизносимыми названиями: масс-спектрометрия с индуктивно-связанной плазмой и энерго-дисперсионная рентгеновская спектроскопия.

Анализ не только подтвердил, что состав стекла HLHA не имеет аналогов в Египте, на Ближнем Востоке, в Восточном Средиземноморье и Азии. Также обнаружилась совершенно новая композиция LLHA, в которой мало карбоната кальция, зато много оксида алюминия. Она тоже не встречалась в мировых центрах производства этого материала. Кроме того, в исследованных шариках не было найдено солей натрия, распространённого маркера импортируемого в Африку стекла. Изучение обнаруженных тиглей показало, что оба сорта стекла, HLHA и LLHA, изготовлялись одновременно и в рамках одной и той же технологической традиции. Скорее всего, они делались из местного гранитного песка с добавлением красителей, богатых оксидами марганца, железа, меди и кобальта (MnO, Fe2O3 , CuO и CoO). Отличие между двумя сортами состояло в том, что в первом случае в сырьё добавлялся ещё и известняк.

Доказательство местного происхождения открытого в 2006 году сорта HLHA очень важно. Его находили и в других местах Западной Африки, что означает: африканские сообщества той эпохи активно обменивались готовой продукцией и/или технологиями. Между тем производство стекла в Игбо Олокуне датируется XI–XV веками нашей эры. Это исследование добавило новое важное знание в копилку сведений о древних и развитых культурах, существовавших в своё время на земном шаре. В конце концов, население Европы составляет лишь 10% мирового. И при всей нашей любви к Риму, Греции и Возрождению их сияние не должно ослеплять нас и искажать истинную картину культурного развития человечества.

Анатолий Глянцев.

На 1-ом снимке - египетское стеклянное изделие эллинистического периода,
на 2-ом - 52 образца стеклянных изделий, подвергнутых сложному химическому анализу.

Источник.

810
Опровергнуто общепринятое мнение о методе создания знаменитой Портлендской вазы.

Новое исследование показывает, что один из самых знаменитых артефактов Британского музея - Портлендская ваза - был изготовлен при помощи совершенно другой техники, нежели думали историки и археологи. На протяжении не одного века эксперты, специализирующиеся на античности, считали, что Портлендская ваза наряду с другими римскими артефактами из стекла "камея" (cameo glass) изготавливались древними римлянами при помощи техники выдувания стекла.

Исследователь из Австралийского национального университета и эксперт в области изготовления стекла Ричард Уайтли (Richard Whiteley) оспаривает это устоявшееся мнение. Он утверждает, что многие фрагменты стекла "камея" были созданы при помощи особого метода низкотемпературной обработки - "pate de verre" (декоративное стекло, полученное методом спекания).

Римское стекло "камея" того времени является невероятно значимым предметом. Кроме того, оно невероятно редкое: существует порядка 15 других ваз и тарелок, изготовленных из такого же стекла.
Портлендская ваза (предположительно изготовленная между 30 годами до нашей эры и 50 годами нашей эры) - вероятно, самый известный экземпляр римского стекла "камея", вдохновляющий многих мастеров и производителей стекла.

Историки и археологи считали, что стекло "камея" создано благодаря особому процессу, требующему выдувание стекла. Однако Уайтли говорит, что он обнаружил доказательства, опровергающие это мнение. "Дело даже не в том, чтобы доказать неправоту людей, - говорит Уайтли в пресс-релизе - речь идёт об исправлении исторических данных и восстановлении утраченной техники". Он пришёл к этому выводу после изучения некоторых римских стёкол "камея" при помощи компьютерного томографа. Такой метод позволил ему впервые увидеть форму, расположение и состав воздушных пузырьков, застрявших между тёмно-синим и белым слоями римского стекла. "Я помню момент, когда увидел это и сказал, что это совершенно необыкновенно, потому что я разглядел на поверхности следы холодной обработки. И это было несовместимо с предположением о выдувании стекла, - рассказывает Уайтли - я своими руками вырезаю и создаю стекло на протяжении десятилетий. Отметки, которые я увидел, были несовместимы с теми, которые я вижу в своей работе".

Исследовательская группа Уайтли увидела определённую форму пузырьков внутри стекла, которое создаётся при помощи сжимающихся и поворачивающихся движений. Исследователь считает, что холодное раздробленное стекло было упаковано в прессформу, а затем было введено небольшое количество расплавленного синего стекла и спрессовано при помощи прессформы. После чего происходило нагревание белых гранулов.

"Вы просто не получите пузыри такого размера и такой плоской формы при надувании стекла. Самое поразительное в этом, это даже не размер, а то, что мы нашли участок, где синее стекло смешалось с раздробленными белыми частичками стекла", - объясняет Уайтли. К слову, учёный признаёт, что не он первым сделал подобное заявление. Ещё в 1990-х годах немецкая художница Роземари Лирке (Rosemarie Lierke) пришла к аналогичному выводу, но он не был принят общественностью из-за отсутствия доказательств.

Уайтли же представит новые доказательства на исторической конференции, посвящённой стекольному производству, в Британском музее. Он надеется, что его новая теория привлечёт достаточное внимание, чтобы воссоздать Портлендскую вазу при помощи метода "pate de verre". По его мнению, это навсегда помогло бы урегулировать все споры.

Евгения Ефимова.

Источник.

Страницы: 1 ... 52 53 [54] 55 56 ... 80