Автор Тема: Костяной знак Санкт-Петербургского Воспитательного дома и питомнический промысел  (Прочитано 12194 раз)

Тымф

Костяной знак Санкт-Петербургского Воспитательного дома и питомнический промысел.
По материалам книги Анатолия Александровича Бахтиарова "Брюхо Петербурга".

Лет семь назад "старшой" исторического клуба, в котором я состоял, рассказал, как, идя по тропинке вдоль поля, увидел и поднял на нём костяной кружок. История, рассказанная в связи с его поисками определения предмета, заинтересовала, впоследствии источник определения был найден в книге Бахтиарова, во второй части, в главе "Пригородные чухны". Когда на днях такой же костяной кругляш заметил Юрий Yurgen, обещал ему знакомство с первоисточником. Надеюсь, история будет интересной для многих. Далее цитата из вышеупомянутой книги.

""Питомнический промысел" развит преимущественно в Матокской и Токсовской волостях, где он по своей доходности превышает все остальные промыслы, исключая молочный. Питомнический промысел, можно сказать, единственный во всей России, питается и поддерживается особыми условиями столичной жизни. Как известно, "тайный плод любви несчастной" сбывается в Воспитательный дом. Из многочисленных причин, заставляющих мать тащить незаконнорожденного ребёнка в Воспитательный дом, особенно обращают на себя внимание две: бедственное социальное положение родителей и давление общественного мнения.

Большой контингент незаконнорожденных детей доставляется пришлым населением столицы - "прекрасным полом", живущим в услужении: по большей части в горничных, кухарках и т.п. Какая-нибудь деревенская Доротея, приехав в Петербург, выйдя в люди и вкусив от древа познания добра и зла, бывает в большом затруднении, когда на свет Божий появится тормоз в виде ребенка. Она ведёт кочевую жизнь, но кто же возьмёт её на место с ребенком? Нищета заслоняет собою врождённые инстинкты матери, которая и спешит избавиться от обузы посредством Воспитательного дома. Да к тому же впереди - заманчивая перспектива: попытать счастья в "мамках". Нередко, стащив своего ребёнка в Воспитательный дом, кормилица берется воспитывать чужих детей, прельщаемая относительно беспечною жизнью и подарками. В объявлениях ежедневных газет нередко можно встретить интересные публикации, обращённые к так называемым секретным роженицам. Кроме бесплатных полицейских родильных приютов, имеющихся при каждом участке для простого народа, в столице организовано немало частных убежищ, куда скрываются "в минуту жизни трудную" романтические роженицы из привилегированного класса. Обыкновенно над этими приютами прибивается вывеска: "Убежище для секретных рожениц".

Между всеми подобными учреждениями пальма первенства, без сомнения, принадлежит С.-Петербургскому родовспомогательному заведению. Сюда приезжают налегке, не имея средств заплатить даже за извозчика. Прибывшие роженицы принимаются дежурным врачом во всякое время дня и ночи. Если места бывают все заняты, на воротах вывешивается объявление.

Роженицы, приютившиеся в родовспомогательном заведении, могут оставаться, кто из них пожелает, секретными, причём они во все время своего пребывания в заведении никем из посторонних лиц не могут быть посещаемы. Им предоставляется, не объявляя ни своего звания, ни имени, ни места жительства, оставить в запечатанном конверте записку, в которой лишь на случай смерти должны быть обозначены: имя, фамилия и местожительство родильницы. Этот конверт хранится у директора и при выходе родильницы из заведения возвращается по принадлежности, а в случае её смерти вскрывается директором.

Родовспомогательное заведение служит, так сказать, неугасаемым очагом для Воспитательного дома. Ежедневно в 2 часа пополудни так называемая детская карета, наполненная секретными детьми, отвозит этих последних в Воспитательный дом. Эта карета, выкрашенная в чёрный цвет, по своему виду напоминает дилижанс: два окна по бокам и входные дверцы сзади; внутри обита войлоком. Новорожденных детей отвозят няни, при этом им вручают шнуровую книгу, в которой дежурная приёмщица Воспитательного дома делает отметку, что эти дети приняты.

Теперь обратимся к Воспитательному дому, на дворе которого, в садике, поставлен бюст И.И. Бецкого, знаменитого основателя учреждения. При входе в ворота висит табличка правил касательно приносимых детей. Первый параграф гласит следующее:"В Воспитательный дом беспрепятственно принимаются во всякое время дня и ночи незаконнорожденные младенцы не старее одного года".
- Неужели и ночью приносят?
- Во всякое время. В двенадцать часов ночи приходят железнодорожные вечерние поезда, так иногда прямо с машины ребёнка и везут к нам.

Несут детей акушерки, сами матери и даже отцы. Городовые доставляют из полиции подкидышей.

Для философа ворота Воспитательного дома представляют очень выгодную точку зрения, в смысле наблюдения над человеческою природою. Иные, избавившись от ноши, спешат домой, легкомысленно смеясь, у других на глазах заметны слезы... прошибло, значит! Третьи тоскуют, на лице выражается отчаяние.

Ежегодно в Воспитательный дом приносят до 10 000 незаконнорожденных детей.

Проследим жизнь ребенка в самом Воспитательном доме от отправки его в деревню, к крестьянину или чухонцу.

В приемной комнате за письменным столом дежурная акушерка день и ночь принимает приносимых детей. Иных приносят с метриками, даже запечатанными в конвертах, других - без всяких документов и даже без имени.
- Скажите, пожалуйста, каждый день приносят к вам детей?
- Да вот, слава Богу, двадцать лет как уже служу здесь, а не запомню ни одного дня, когда бы не приносили их.
- Откуда их приносят?
- Эти номера из Кронштадта, эти - здешние, городские, а вот эти - из Ораниенбаума.

Оказывается, что в Петербургский воспитательный дом, судя по метрикам, большинство детей прибывает из провинции: Новгородской, Псковской, Тверской, Витебской и других губерний. В 1882 г., например, всего детей было принесено 8675, из них 3038 - из города, а остальные - из провинции.

Тымф

Когда дежурная акушерка запишет в книгу номер ребёнка, с этого времени он становится питомцем Воспитательного дома. Его отправляют в приемный кабинет врача для медицинского осмотра. Здесь питомцу делают ванну и одевают в казенную рубашку. Всё, что принесено с ребёнком - одеяло, пелёнки, кресты и т. п., считается пожертвованным в пользу Воспитательного дома.

При крещении всем детям, принесённым в один день, даётся одно имя, в честь святого того дня, когда их принесли. Если сегодня, например, день Иоанна, то и все 10-15 мальчиков будут названы Иванами и т. д.

В кабинете возле письменного стола стоят весы десятичной системы. На столе - сантиметр. Каждый день в 4 часа врач производит медицинское исследование принесённых детей и затем уже сортирует их по отделениям. Каждого ребенка взвешивают, для чего его кладут на лоток, а последний - на весы. Посредством сантиметра измеряют объём головы и грудной клетки. Исследование врача заносят в билеты: голубого цвета - для мальчиков, розового - для девочек. Эти билеты имеют следующие рубрики: 1) номер питомца, 2) когда родился, 3) когда и откуда поступил в дом, 4) возраст при приёме, 5) вес и мера, 6) объём грудной клетки, 7) объём головы, 8) когда отправлен в деревню, 9) когда умер и от какой болезни, 10) сколько времени находился в доме, 11) когда привита оспа, 12) вес и мера при отправлении в деревню.

Когда докторские исследования закончены и билеты готовы, детей разносят по отделениям. Больных - в лазарет, здоровых - в "опытное отделение", которое ещё называют "дорожным", потому что отсюда детей отправляют в путь-дорогу, в деревню. Для сифилитиков имеется особое изолированное отделение. Эти несчастные дети прибывают в Воспитательный дом только для того, чтобы здесь умереть, так как редкий из них переносит все сифилитические кризисы. В Воспитательный дом ежегодно приносят до 100 сифилитиков, которые вызывают особые хлопоты. Прежде всего, является вопрос, как кормить ребенка, потому что во избежание заразы никакая мамка не согласится кормить его грудью.

Поэтому сифилитиков кормят из рожка коровьим молоком с примесью известковой воды. Самый уход за ребенком требует величайшей осторожности. Во избежание заразы кормилицы носят особые нарукавники руки часто вымываются. Бельё сифилитиков моется отдельно и хранится в особом шкафу.

Интересно видеть детей "недоносков", с которыми тоже немало хлопот. Представьте себе ребенка, имеющего вместо 8-10 фунтов нормального веса только 1-2 фунта. Или еще меньше - полтора фунта! "Недоноски" лежат в особом отделении с повышенной температурой, в так называемых "паровых люльках". Эти несчастные живут недолго: 90% из них умирают в стенах Воспитательного дома, куда обыкновенно матери посылают "недоносков" во избежание хлопот, соединённых с похоронами.

Воспитательный дом имеет три этажа: в каждом этаже - по 9 палат с 20 кроватками в каждой. В первом этаже - "приносное отделение", во втором - "опытное" или "дорожное", в третьем - лазарет. У всех детей в головах кроваток повешены вышеупомянутые билеты с обозначением номера питомца и его физического состояния. В каждой палате имеется камин, в котором приспособлена сушильня для детских пеленок. Эта сушильня представляет собою продолговатую печурку, запирающуюся заслонкой. Мокрые пеленки и вешают в эту печурку. Кроме того, пред камином стоит вешалка: когда камин топится, на ней развешивают мокрые пеленки. Посреди каждой палаты поставлен так называемый "пеленальник". Это стол с мягкой настилкою, где производят пеленание детей. Традиционное укачивание детей в Воспитательном доме отменено. В каждом этаже имеются для детей особые ванны, в которых купают детей по назначению доктора.

Если ребёнок здоров, он в Воспитательном доме живет недели 2-3 и ни в коем случае не более 6 недель. Обыкновенно его снаряжают в "опытном отделении" в деревню, на лоно природы. Снабжают ребёнка дорожным билетом и дают ему с собою: несколько пелёнок, рубашку, шапочку, свивальник, суконку и бумазейку. За день, накануне отъезда, надевают на шею так называемый "костяной знак" на белом шелковом шнурке, который запломбировывают печатью Воспитательного дома. С одной стороны костяного знака вырезан номер питомца и год его приноса, а на другом - крест. Костяной знак - это круглая пластинка из кости величиною в 2 копейки. Счёт номеров ведётся с каждого нового года. Детей отправляют по субботам, а в пятницу пломбируют знаки. Этим делом заведует особый чиновник, который следит, чтобы каждому ребенку надевали соответствующий ему номер.

[В нашем случае - 1900 год, там единичка есть истёртая, если присмотреться - примечание Тымфа]

Тымф

Процедура запломбировывания происходит следующим образом. Когда принесут дорожные билеты, костяные знаки и шнурки, то мамки, держа детей на руках, выстраиваются"гусём", в затылок одна другой, например, человек до 40. Затем по очереди подходят к письменному столу, получают дорожный билет, на ребенка надевают костяной знак, который и запломбировывают, предварительно проверивши, одинаковы ли номера на билете и на костяном знаке. По этим номерам отыскивают в деревне детей, справляются, жив ли ребенок. Костяной знак надевают на шею, на коротком шнурке, так что его нельзя снять с головы ребенка - во избежание злоупотреблений. Представьте, что у кормилицы, кроме казенного питомца, есть ещё свой ребенок. Допустим, что питомец умер; тогда она может надеть костяной знак на своего ребенка, чтобы получать за воспитание деньги. Кроме того, знак нужен для того, чтобы кормилица могла отличить своего питомца, не перепутала бы его с чужим, так как в одной деревне воспитывается по нескольку питомцев.

Когда дети приготовлены в путь-дорогу, их в особых дилижансах развозят по вокзалам железных дорог; на Балтийский, Варшавский и Николаевский, откуда они на поездах отправляются в округа-питомники, расположенные в губерниях Петербургской, Новгородской и Псковской.

Ежедневно из ворот Воспитательного дома выезжает несколько карет, представляющих собою целый караван детей. На вокзалах в известное время, например, по субботам в 5 часов вечера, бывает большое стечение детей. Сюда же являются и матери этих последних, чтобы бросить на них прощальный взгляд. Тут иногда обнаруживается высокий подъём материнского чувства: каждая мать инстинктивно чувствует, что, может быть, ей не придётся уже видеть свое детище...

В 1882 г. питомцы были размещены по 1873 деревням, у 18.201 воспитателя-крестьянина. Воспитательными округами называется ряд деревень, в районе которых воспитывается до 2500 питомцев. При округах устроены лазареты, которыми заведуют окружные врачи. Так, например, есть округа Карголовский, Финляндский, Ропшинский, Капорский и др.

Вследствие недостатка кормилиц, дети могут быть поручаемы на воспитание женщинам, не имеющим собственности, как то: бобылкам, солдаткам, девкам и т.п. Впрочем, ребёнка стараются отдать по преимуществу такому крестьянину, который имеет корову. Этим и объясняется, почему, например, в Шлиссельбургском уезде, в Матокской и Токсовской волостях вместе с молочным промыслом процветает и питомнический промысел.

За содержание питомцев чухны получают:

До 2-летнего возраста - 30 рублей в год
6-летнего   - 24
10-летнего - 18
15-летнего - 12

С пятнадцатилетнего возраста плата за содержание прекращается, так как предполагается, что питомец в эти лета представляет уже рабочую силу. К питомническому промыслу в Шлиссельбургском уезде прибегают около 1/10 всех крестьянских семей.

В Токсовской волости это число поднимается до 3/10, а в Матокской - до 2/5! Питомническим промыслом занимаются преимущественно захудалые семьи, наиболее же зажиточные сторонятся от него, не желая "брать греха на душу". На стр. 175 приведена таблица, показывающая картину питомнического промысла в Шлиссельбургском уезде за 1885 год.

Прибыв на место назначения, кормилица-чухонка прежде всего прибивает на своей избе зелёную вывеску с надписью: "П. В. Д." (т. е. питомец Воспитательного дома), а где есть грудные питомцы, так кроме того, и белые дощечки, что необходимо для удобнейшего надзора за питомцами как со стороны врача, так и других лиц.

Смертность питомцев вошла в пословицу и выражается 75% до годичного возраста.

Любопытно, что среди русских крестьян Гдовского уезда питомнический промысел слывёт под характерным названием "производство ангелов", вследствие громадной смертности питомцев.

Как и всякий промысел, питомничество развило около себя и барышничество билетами на получение платы за вскормление. Некоторые крестьяне, преимущественно торговцы и лавочники, промышляют тем, что дают вперед под эти билеты ссуды, за что взимают 33% следуемой по билету платы. Таким образом, 1/3 часть выплачиваемой Воспитательным домом ссуды попадает в руки барышников и только 2/3 идет в пользу тех домохозяев, которые взяли на себя вскормление питомцев".

[Кроме упомянутой таблицы, помещаю фото печати Императорского Воспитательного дома и приёмного зала Воспитательного дома во время приёма прошений от женщин, желающих отдать детей - примечание Тымфа]


Yurgen

Очень содержательно. И удивительно. Эта тема редко освещалась и на глаза не попадалась. А тут такое совпадение: найти необычный жетон и тут же узнать его предназначение  :co_ol: Удивительное рядом. Андрей, спасибо за информацию! :dr_ink:

Yurgen

Что там говорят насчет снарядов, облетающих старые воронки?  ;) Чудеса бывают... Большая поляна... и опа-па, через неделю в 10 метрах от места, где попался предыдущий жетон, вдруг выпадает его костяной собрат!  :ts_ss: Два жетона в одном месте... есть повод задуматься и строить версии  :glaz ki:
« Последнее редактирование: 13 Сентябрь 2017, 19:09:13 от Тымф »

Тымф

Возможно, обычный случай питомнического промысла, но это я себя самоуспокаиваю  :hi_hi_hi: Буду искать информацию во всех доступных мне источниках, любопытное совпадение.

Тымф


Тымф


Тымф

Пятый от Жени 3822. Отличается от всех остальных одной дырочкой для подвешивания вместо двух, стилем и качеством резьбы по кости. Под четырёхзначной цифрой, как мне видится, вырезано 16 Г. (Г - большая прописная), но Женя говорит, что возможно повреждение поверхности жетона, искажающее исходное изображение.

Тымф

Шестой от Олега Shadow. Кроме пятого, погодовка складывается.

Тымф

Два вчерашних - седьмой-восьмой.

Yurgen

Да уж... а сколько мы там их не заметили?!  :194  Загадка, почему их туда сбрасывали

Тымф

Да уж... а сколько мы там их не заметили?!  :194  Загадка, почему их туда сбрасывали
Можно только предполагать. Думаю, больница при заводе, которая, скорее всего, имела место быть рядом, занималась питомцами Воспитательного дома. И знаки в количестве - плохой знак (простите за тавтологию) для тех, кому они принадлежали. Исходя из датировки локации, прожили они недолго. Вспоминая частую находку - Santal de Midy, применявшуюся, в частности, для лечения венерических заболеваний, и отрывок из книги, где упоминалась судьба питомцев с врождёнными заболеваниями аналогичного характера, можно натянуть сову на глобус предположить, что, при отсутствии мест в Воспитательном доме, их отправляли в стационары с наличием таковых. Знаки тех, кто умирал, хранились, к примеру, до сдачи годового отчёта. Впрочем, и без подобных сложных допущений, в книге достаточно свидетельств о высокой смертности питомцев Воспитательного дома. Младенческая смертность была вообще высокой, в силу состояния и доступности медицины в те годы. Посещая кладбище отцовской вотчины (там прапрадеду Фоме Тихоновичу дали землю за доблесть в боях), наблюдаю рядок младенческих могилок детей прадеда, Александра Фомича с удивляющими сейчас именами - Олимпиада, Серафима, и т.д., которые приходились владельцам знаков ровесниками. Из десятка детей прадеда дожили до взрослых лет только трое, но зато все были долгожителями. Из остальных никто не дожил до пятилетия. Так что предположения мои самого печального характера - едва ли кто-то из тех, чьи знаки мы нашли, пережил младенчество. 

Тымф


Тымф

№10, подарок от Жени Чудо-парня. 11-ый попался мне, но съеден мирозданием подчистую, единственное, что понятно - номер четырёхзначный, первые цифры года - 19... Не фоткал его.

З.Ы. Кстати, стиль надписи, как на самом первом, тройка сверху. Состояние лучше всех предыдущих.