Ленстеклотрест
Классификатор => Керосиновые лампы, фонари и всё для них => Лампы, фонари РИ => Тема начата: vic от 22 Апрель 2017, 18:03:41
-
Болотины выпускали большой ассортимент керосиновых ламп разного назначения; столовых, будуарных также простых бытовых и ночничков, праздничных и рядовых, в разной технике и технологиях. После национализации и переименования в «Красный Май» в 1923 году ассортимент немного сузился, но объёмы сохранились. Думаю, что рассматривать эти два периода надо отдельно, разные цели и подход к изделиям.
Прейскурантов изделий мало (или пока не нашел) приходится опираться на музеи (здесь может быть всякое) и косвенные признаки.
Похожая лампа стоит в музее, пока еще работающем.
Объем 280 мл. Высота без стекла и горелки 156 мм.
-
Хочется обратить внимание на само стекло мутное с вкраплением белого и похоже выполнено в технике кракле. Сфотографировать не удалось, очень мелко, мельче, чем на этой вазочке.
Светится в УФО.
-
Помимо ламп Болотины выпускали и стекла к ним. Посмотреть можно тут. http://lensteklotrest.ru/index.php?topic=835.0 :uch_tiv:
-
Красный Май....
-
Керосиновые лампы завода А.В. Болотина
Ключинский хрустальный завод Болотина специализировался на выпуске стеклянных керосиновых ламп, которые к концу XIX столетия сменили в России первоначальные металлические и фарфоровые керосиновые лампы, дополненные абажурами из стекла.
Завод был основан Болотиным в 1859 году, как химическая фабрика: лишь с 1873 года там было налажено производство художественных изделий из цветного стекла. Новый вид работ на предприятии освоили довольно быстро - уже в 1882 году владелец завода А.В. Болотин был награжден золотой медалью на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве. «За хорошее качество окрашенной стекломассы, криолиновую массу (т. е. молочное непрозрачное стекло) для предметов освещения, большой выбор предметов и умеренность цен» - так было написано в официальном отчете о выставке.
Лампа молочного стекла, розовое крытье, роспись силикатными красками. Завод Болотина. Начало XX века.
Отмечая богатство цвета и оригинальность декора Болотинских изделий, профессор А.К. Крупский, специалист в области силикатной промышленности России, связывал их с именем мастера Василия Алексеевича Векшина, талантливого стекловара, «навыкшего к хрусталю» на заводе Ладыженских, основанном в 1823 году, и прошедшего «огромную школу» на заводе А.С. Меньшикова под Клином в 1850-1860-е гг. Попав на завод А.В. Болотина, В.А. Векшин «развил производство столовой посуды и ввел производство ламповых изделий, действительно замечательных по своему разнообразию и почти неожиданному изяществу», писал в 1885 году А.К. Крупский в «Вестнике промышленности» (т.VI).
Хрустальный завод А.В. Болотина выпускал столовую и парадную посуду, канделябры, люстры, абажуры, флаконы и др. продукцию из цветного и бесцветного стекла, гладкие и шлифованные. К 1910 году в производстве было занято около 500 человек. Завод почти полностью перешел на изготовление ламповых изделий, выпуская в год 4 млн. ламповых стекол, 500 тыс. штук больших и 600 тыс. штук малых ламп (ручников и резервуаров), до 130 тысяч абажуров. Осветительные приборы завода Болотина и другие изделия продавали в фирменном магазине в Москве, а также в Петербурге, Твери, Вышнем Волочке, на Нижегородской ярмарке и др. Часть продукции экспортировалась в страны Востока.
Наиболее распространенным видом изделий на заводе были настольные лампы на высоких постаментах, тонко расписанных эмалями, золотом и силикатными красками. Отличительный характер этих светильников – тщательность ремесленной обработки, а также яркость и нарядность, которые достигались модернизированными способами декорирования (деколью, аэрографом, литографией). Несмотря на приход эпохи электричества, многие Болотинские керосиновые лампы долго не покидали своего места в интерьерах домов, уже утратив свои утилитарные свойства, но служа просто украшением.
Конструктивная схема Болотинских керосиновых ламп была неизменна: полый постамент - «ваза», в который вставлен круглый сплющенный резервуар с выступающими стенками, маскирующими верхний край основания. Некоторые лампы изготовлялись из цветного трехслойного или двухслойного стекла, а также из непрозрачного стекла. Нередки были и светильники из молочного стекла, расписанные тонким слоем силикатных красок нежно-голубых, розовых, зеленоватых оттенков. Мастера, украшавшие вазы, предпочитали орнаментальный декор, главным образом, с использованием растительных мотивов. Роспись на теле вазы выстраивали с расчетом на круговой обход. Исконно «фирменным» украшением были цветы и птицы, выполненные в технике эмали или золочения на фоне цветного стекла; часто использовался и рельефный декор с росписью. Для более поздних ламп, особенно, в стиле модерн, более характерен сюжетный декор, акцентированный на одной из сторон, а не охватывающий всю лампу вкруговую.
Все лампы Болотинского завода увенчаны абажурами из тонкого, с шелковистой поверхностью стекла, декорированного рельефами или тончайшей вязью узоров в технике травления; как правило, края таких абажуров волнистые. В старину подобные абажуры назывались «тюльпанами».
Имена авторов оригинальных композиций Болотинских керосиновых ламп, как и имена их конкретных исполнителей до нас не дошли. Мастера не помечали именем свои работы. Определению авторства способствуют сохранившиеся письменные документы и эскизы. Так, про одну из ламп, можно утверждать более-менее точно, что ее расписал А.В. Соколов, внук В.А.Векшина, живописец, отдавший этому делу более полувека своей жизни. В рабочих блокнотах Соколова есть и попытки стилизации журнальных иллюстраций, и пейзажные зарисовки, и отвлеченные декоративные композиции. На обороте одной, наколотой по контуру (для перевода на стекло графитовым порошком) композиции присутствует надпись: «А.Соколов. 4 февраля 1914 года. Рисунок медальон». Лампа с таким декором сохранилась до наших дней.
Керосиновые стеклянные лампы на заводе Болотина активно изготовляли вплоть до 1920-х гг. В 1930-е годы там, все еще, изредка, создавали большие керосиновые лампы в качестве памятных символических подарков, но искусство их оформления уже не достигало былой тщательности и великолепия. Затем выпуск ламп был прекращен.
http://goodcoins.su/antic/svet/bolotinlamp.htm
-
Вроде все просто, но всегда одолевают смутные сомнения. :old:
Лампы этой формы и рисунка вроде как выпускали разные заводы, но найти хоть какую-то привязку можно только в музее «Красного Мая».
Обращу внимание, что на лампе в музее вокруг кюветы есть рисунок полукруги с точками (ромашка вокруг горелки).
На представленных лампах только у одной есть такой, что это новые формы или другой производитель не знаю.
Лампа в музее.
-
Почти как в музее. ;)
Без стекла и горелки – 164 мм. Объём колбы – 420 мл.
-
Семи линейная на высокой ножке.
Без стекла и горелки – 227 мм. Объём колбы – 440 мл.
-
Десяти линейная, с ромашкой.
Без стекла и горелки – 240 мм. Объём колбы – 550 мл.
-
По форме как десяти линейная, но с другим рисунком.
Без стекла и горелки – 237 мм. Объём колбы – 550 мл.
-
Красота! :bravo:
-
Листочки прейскуранта
-
В 1987 году издательство «Планета» выпустило набор открыток «Художественное стекло. Лампы»,
в котором были представлены 13 керосиновых ламп, экспонатов музея стекольного завода «Красный Май».
Составитель и автор текста – Е. Рачук. Практически все представленные лампы изготовлены из цветного стекла
с росписью силикатными красками или эмалями в период конца XIX – начала XX веков.
-
Лампы - 2
-
Лампы - 3
-
Лампы- окончание
-
Спасибо, Николай! :uch_tiv: