ТИП1: Бумага на основе целлюлозы с небольшим (до 30%) содержанием «беленой» древесной массы.
На бумаге этого типа печатается основная масса полиграфической продукции, включая и этикет. Отличительные особенности: тонкая или средней толщины, плотная однородная масса с равномерным распределением волокон целлюлозы небольшого размера (до1,5 мм). Достаточно высокая пластичность (этикет практически не «мохрится» по краям и на перегибах бывают лишь небольшие потёртости, разрывы не частые). Хорошая белизна. Даже когда бумага состарилась, то имеет лишь желтоватый или сероватый оттенок. Может иметь как ровную поверхность, так и рисунок при изготовлении или тиснение. Бумага сильно гигроскопична, а так же имеет высокую впитываемость маслянистых жидкостей (бензин, растительное масло и т.д.). В связи с этим требует при реставрации работы на подложке в обязательном порядке. Промывку, отбелку и прочие работы переносит хорошо. Дает возможность просушки без пресса между различными этапами реставрации. Это, наверное, самый беспроблемный вид бумаги, переносящий все виды химической обработки без каких-либо негативных последствий.
ТИП2: Бумага на основе целлюлозы с белой или бурой древесной массой, содержащей лигнин.
Данный вид бумаги относят к низкосортным типам бумаги (3 и ниже: упаковочная бумага, газетная бумага, низшие сорта типографской бумаги и картона). В промышленных объемах выпускается с середины 18 века по наши дни. В основном из этой бумаги мне попадались аптечные этикетки. Довольно много она использовалась в конце 19 века, а также после Революции, период НЭПа и после Великой отечественной. Основные характеристики: Бумага от тонкой (газетной) до картона. Имеет средне и крупноволокнистую фактуру с длиной волокон до нескольких миллиметров. Состав такой бумаги неоднороден. Попадаются как крупные пучки, так и мельчайшая древесная пыль. Бумага в своем составе имеет лигнин (вещество находящееся в наружной оболочке волокон древесины). Содержание лигнина увеличивает прочность и эластичность бумаги, увеличивает ее капиллярность, что дает возможность лучшему проникновению типографской краски, но в то же время является основной причиной ее быстрого потемнения и разрушения. Встретить 100-летний юбилей для такой бумаги – задача практически не выполнимая. Состарившаяся бумага имеет цвет от темного буро-желтого до темно-коричневого. Заметно расслоение бумаги на чешуйки. Сильные потертости на сгибах, на разрывах и обрывах бумаги видны волокна древесины. Очень часто при прикосновении бумага просто рассыпается «в пыль».
В реставрации такая бумага очень трудоемка. Основной минус – для отбелки категорически нельзя использовать хлорсодержащие отбеливатели. Лигнин при взаимодействии с хлором меняет цвет бумаги на ярко-розовый или ярко-желтый. Исправить в дальнейшем это будет нельзя! Потребуется дополнительная пластификация бумаги. Работа только подложке. Нуждается в последующем закреплении и прессовании бумаги.
ТИП3: Бумага на основе целлюлозы с добавлением тряпичной массы.
Эта бумага чаще всего встречается в этикетках конца 19 века – начала 20-го. В ее состав пеработанные тряпичные (хлопковые, льняные т т.д.) волокна. Основные характеристики: тонкая, плотная, однородная масса с волокнами целлюлозы размером менее 1 мм. Очень белая. Оптическая белизна некоторых видов картона, изготовленных из этого вида бумаги, достигает 99,8%. Эта бумага практически не желтеет со временем. Единственный минус – со временем становится хрупкой, что приводит к надрывам и «мохрению» по краям. Что в большинстве случаев требует применения проклейки и подклейки краев.
Бумага сильно гигроскопична. В связи с этим требует при реставрации работы на подложке в обязательном порядке. Хорошо переносит влажную очистку. Ограничений по химической обработке нет.