Автор Тема: Таблица клейм из книги Русские фигурные бутылки на обсуждение  (Прочитано 9877 раз)

Тымф

[Отредактировал не содержание поста, просто убрал "миллион" пробелов после него]

Мотивы коллекции и создания книги, как раз понятны. (Поскольку, по-видимому, канал auction.ru на Дзэне или не принадлежит вам, или его окормляет нанятый человек, то я как-нибудь повторю написанное там, в том числе по поводу "Ольги", в этом топике, чтобы легче было найти и обсудить) Вот тот вид таблицы, который запощен для обсуждения, даже после пояснения мотивации, не очень понятен. Источников там больше, чем указанные два, взять хотя бы клеймо-оттиск завода Рыловых, версию расшифровки которого, до нашего форума видеть не доводилось. Повторю предыдущий пост - там и данные из сборника 1903 года, и из 1910-го и из 1912-го, но почти всегда искажённые, хотя бы на последнюю цифру. Ашарина составляла свой "Список..." во времена, когда интернета и архивной революции не предвиделось. Это была огромная системная работа с архивными источниками, по сию пору во многом актуальная, но, как теперь очевидно, содержащая ряд ошибок, вызванных ограниченным кругом этих самых источников, доступных автору и, по-видимому, тем, что Ашарина прекрасно понимала масштаб сверхзадачи и ограничилась тем, что считала достаточно достоверным. Что интересно, именно благодаря краткости и датировке приводимых данных, её "Список..." сохраняет изрядную долю актуальности и за время, прошедшее с публикации вдохновил многих исследователей.

Переходя к ответу на вопрос актуальности расширенного вами списка стекольных заводов и их клейм, выражу только своё мнение. Полагаю, что в том виде, в каком он представлен на обсуждение, он, скорее, вредит книге и авторитету автора. Дело даже не в том, что читателю книги о фигурных бутылках мало что дадут упоминания клейм-оттисков и клейм на дне питейной посуды значительно более раннего периода, названия заводов, таковую никогда не производивших, и всё это вперемешку с неточными данными статистики и порой неизвестного происхождения описаний продукции заводов (как-то "Штофы, бутылки" в 1-ом пункте). Если в книге использован указанный источник Езиоранского, это в разы лучше, чем данная таблица, в которой времена и данные очень запутаны и слишком часто неточны. Сами клейма здесь, как сразу отметил, совсем не самое слабое место, но их выборка так же способна заставить зависнуть кого угодно, как и некоторые другие данные из других столбиков таблицы.

Я для себя понимаю целевую аудиторию тех, для кого в книге может быть опубликована такая таблица, как несколько десятков (в идеале - сотен) знатоков темы, которые не могут не быть разочарованы большим количеством несоответствий и ошибок в ней, и тысяч читателей, которые дальше третьей страницы досмотрят только по случайности - это скучная и перегружающая любителя информацией форма.

Наиболее выигрышными видится такая пара вариантов составления таблицы. Первый - только клейма заводов, выпускавших фигурные бутылки в РИ (что не так тривиально, учитывая "теологический" вопрос включения в список заводов Царства Польского и Великого Княжества Финляндского). Потребуется фундаментальное исследование, только автору судить, готов ли он на это пойти. Второй - выборка заводов, производивших питейную посуду из одного или нескольких наиболее содержательных поздних статистических сборников РИ (как вариант, 1903, 1910,1912, 1914) сопровождённый клеймами, сколь поздними, столь более определёнными и лишёнными свойственной более ранним неоднозначности. В части описания названия и владельцев апеллировать к употребляемым статистическим источникам и не "углублять" без необходимости.

Возможно, и даже уместно, наверное, совместить эту пару вариантов, анонсировав первый из них, как пополняемый и обновляемый автором по мере переиздания книги. Это сейчас многими исследователями и историками используется, как пример, постоянно добавляемые в новые издания военного историка Алексея Исаева новые статистические данные архивного, как правило, происхождения. Это позволило бы, не погружаясь в работу на годы, опубликовать "для затравки" имеющиеся данные по нескольких заводам, изготавливавшим фигурные бутылки, в дальнейших изданиях увеличивая их количество и качество информации по ним. Высказываю эти соображения не из сомнений в вашем трудолюбии, а из понимания скудности имеющихся данных, как по таким заводам, так и по истории их и их владельцев. Так что такой "лайтовый", облегчённый первый вариант был бы более удобоварим для любителей, давая им пищу для глаз и ума по теме книги, но и знатоков бы не разочаровывал, поставляя в каждом издании обновлённые интересные данные, для чего, конечно, придётся потрудиться, но для этого будет выиграно время. А таблица (лучше одного избранного года, чем нескольких, ПМСМ, давала бы представление не только о производителях фигурных бутылок, но и о заводах-современниках, производивших питейную посуду. Без путаницы с преемственностью владельцев на протяжении всей истории, неразберихи в данных и т.д., просто строгое следование используемому статистическому источнику (источникам). Как-то так. 

Тымф

В продолжение. В этом году у меня появились две новые фигурные бутылки с клеймами и я их отразил в таблицах.
Это бутылка, в основе которой "Церера" Легра, в копиях "Богиня плодородия" или "Девушка Смирного" с клеймом АЛТ, а моя  с клеймом в донной части в виде большой буквы Т в квадрате и емкость 0,5. Именно такое клеймо имел завод в Таргувеке. Судя по емкости, 0,5 л., бутылка выпускалась после революции.
И другая с клеймом ФАК. У меня есть несколько бутылок с таким клеймом, я его не расшифровывал и да, конечно, допускаю, что это бутылки Флорентия Александровича Курова в Твери.
Но вот моя новая бутылка с клеймом ФАК в донной части это "Эйфелевая башня". Она полностью индентична моей другой Эйфелевой башни, производства заводов Костеревых, но без клейм и надписей. Подболотный завод основанный Александрой Егоровной Костеревой точно выпускал фигурные бутылки, например медведей. Сама А.Е. Костерева умерла в 1884 г. Детей не было и завод и оборудование  перешли  к племянникам Н. и И. Костеревым. И здесь считаю, проще допустить что после серти А.Е. Костеревой братья Костеревы использовали оборудование ее завода и клейма для выпуска таких же бутылок, что выпускали и они, чем завод Флоренция Курова начал выпуск фигурных бутылок и по чужим формам.
Поэтому очевидно, что изделия с клеймом ФАК были  как на заводе Флорентия Александровича Курова в Твери, так и на фабриках Александры Костеревой.
С уважением, Андрей Ушаков

Миграция и копирование чужих форм заводами - не редкость.Припоминаются формы с клеймом Бромлей на Релинском заводе, например. К тому же логическая цепочка, начинающаяся допущением "считаю, проще допустить, что..." совсем не обязательно вытекает в очевидность чего либо. И завод Костеревых, и завод Курова были в числе тех семи крупнейших заводов-поставщиков, которые на пике могущества П.А. Смирнова поставляли ему суммарно сорок девять миллионов бутылок в год. Если уж вступать на дорогу разочарований допущений, то не проще ли допустить, что столь крупное предприятие, как завод Ф.А. Курова мог себе позволить производство чего угодно из стекольного ассортимента в каких угодно количествах, в том числе и фигурные бутылки. Оговорюсь, что я не изучал производство фигурных бутылок на заводе Курова и не готов о нём пока рассуждать. Но я крайне сомневаюсь в атрибуции клейма Ф.А.К., как принадлежащего заводу А.Е. Костеревой. Формулировка "Фабрика Икса Игрековича" была характерна для значительно более ранних времён, уступив место сменившей её, вида  "Завод Икса Игрековича" (во множестве с надписью Завод (Завода) + инициалы/фамилия на дне штофов и бутылок), а затем, преимущественно, вида "Икс Зетов" - Имя/Фамилия, как вариант, с отчеством, часто сосуществовавших на клеймах в одно и то же время, у того же Курова был вариант клейма Ф.К., у Капитолины Рашутиной - К.И.Р., К.Р. и т.д.

Резюмируя, в клеймо Ф.А.К., как принадлежащее заводу А.Е. Костеревой не верю.

Тымф

Последний пост - отправленный спустя несколько часов после сетевых проблем, к сожалению, прервавших весьма интересную, на мой взгляд, дискуссию. Буду рад продолжить при первой возможности. Обещанные перепосты из Дзэна (или хотя бы один) организую вечером.

Тымф

Бутылка «Княжна Ольга»

"С семьёй императора Николая II связана и история создания, пожалуй, самых редких русских фигурных бутылок.

В уже упоминавшейся книге «Русский характер» В.П. Смирнов рассказывает: «Фирма Бекман перехватила заказ Двора, на который зарились и Шустовы, и к 300-летию Дома Романовых вышла водочная серия — семья императора в стекле. Серия, конечно же, вызвала фурор. В Елисеевском за ней стояла огромная очередь».

Право выпуска этих бутылок было выиграно по конкурсу. Серия состояла из пяти бутылок, изображавших детей Николая Александровича и Александры Фёдоровны Романовых.

О выпуске этой серии рассказывается и в рассказе писателя Петрова «Крестный ход».

«Тут лакей достал из кармана своего мундира какую-то необычную бутылку, на дне которой плескались остатки жидкости. Бутылка была сделана в виде женской полуфигуры. Он отпил глоток и говорит: — Водка высшего качества! Царская! А бутылка-то какая. Фигурная! Это моя Ольга!

Лакей прижал бутылку к щеке и поцеловал её.

— Что ещё за Ольга? — спрашивает Кристина.

— А это, видишь, ли в Санкт-Петербурге была такая фирма — «Бекман и К°». Так вот к трёхсотлетию дома Романовых фирма выпустила водку в бутылках в виде фигур членов императорской семьи. Четыре девочки и один мальчик. Полное портретное сходство. У меня вот Великая княжна Ольга Николаевна. Лакей ещё раз поцеловал бутылку».

К сожалению, в процессе многолетних поисков мне удалось узнать о судьбе лишь трех бутылок из этой серии, и все они — «Княжна Ольга». Одна из них, со сколом на плече, находится в Музее русской водки А. Никишина, другие — у коллекционеров из России и США. О других бутылках, выпущенных к 300-летию Дома Романовых, достоверных сведений нет. И вряд ли этому можно удивляться. Да, за бутылками, изображавшими царских детей, выстраивались очереди. Но с тех пор прошло уже более ста лет, а стекло — материал хрупкий. Кроме того, в советские времена хранение любых предметов, связанных с фамилией Романовых, было делом крайне опасным …

Да и по приведённому отрывку из рассказа Григория Петрова, видно, что автор знал о выпуске таких бутылок, но воочию не видел. Уж очень описание не соответствует действительности — не женская «полуфигура», а бюст и при том таких размеров, что положить его во внутренний карман невозможно: высота бутылки 30,5 см, емкость 1/20 ведра. Автор явно перепутал бутылку из царской серии с модными «бекмановскими» плоскими стеклянными фляжками, которые легко умещались в карманах сюртуков и мундиров.

В книге Жерара Вагнера «Бутылки с сюжетами» («Lesbouteilles a`sujet», Gerard Wagner), которая считается наиболее полной работой о фигурных бутылках, под №236 помещена фотография бутылки в виде бюста молодой девушки под названием «Ольга, королева Греции». Вагнер уточняет, что её имя начертано на постаменте, на греческом языке (Olga, Reinede Gre`ce, Sonnommar queґeen Grecsurlesocle). И хотя на самой фотографии надпись видна не чётко и не полностью, вполне можно разобрать, что она такая же, как на бутылках, выпущенных к 300-летию Дома Романовых, причём выполнена надпись на русском, а не на греческом языке.

Тем не менее, с этой бутылкой всё может быть не так однозначно. Ведь могли же греки, памятуя о русских корнях своей королевы, сделать надпись на русском языке?

Жена греческого короля Георга I Ольга, урождённая Великая княжна Ольга Константиновна Романова, внучка императора Николая I. Она родилась в 1851 году и королевой стала в 16 лет. А Великая княжна Ольга Николаевна Романова, старшая дочь императора Николая II, родилась в ноябре 1895 года и в год празднования 300-летия Дома Романовых ей было 17 лет.
Фотография Великой княжны Ольги Константиновны, сделанная после свадьбы с королём Георгом I

Докопаться до истины в этом вопросе не просто, помочь в его решении могли бы другие бутылки из серии, посвященной 300-летию Дома Романовых, если, конечно, они сохранились. Остается только надеяться на содействие коллекционеров и музейных работников".

Тест приведён по источнику: Дзэн-канал auction.ru.

Рассказ Григория Петрова, нашего современника, комментировать не стал, написал следующее, возможно, будет полезно:
"Спасибо, очень интересно.

Относительно Ольги Константиновны, то мне легче было бы поверить, что бутылки в виде её бюста изготавливались для российского рынка. Она в РИ была не менее популярна, чем в Греции.

Кстати, насчёт неразборчивой надписи на основании бутылки (постаменте) есть такая догадка. Попробуйте прочесть её, исходя не из предлагаемого перевода "Ольга, королева Греции", а из более привычного в то время "Ольга, королева Эллинов". В своё время через мои руки проходили погоны и ленточки от бескозырки 12-го флотского Ея Величества Королевы Эллинов экипажа, шефом которого была Ольга Константиновна. Погоны. понятно, просто с буквой "О" под короной, а ленточки с надписью "Королева Эллинов".

По облику дамы на бутылке мне видится как раз Ольга, Королева Эллинов, но это едва ли может быть критерием истины". :)

Андрей Ушаков

Продолжение.
Еще раз прочитал переписку и решил свою таблицу с обсуждения снять. Каждый должен заниматься своим делом в котором более разбирается.
Переделаю таблицу именно для тех заводов которые достоверно выпускал именно фигурные бутылки и уже ее представлю на обсуждение. Ну а поднимать тему клей других заводов, если такая таблица нужна - тем кто в этом лучше разбирается.
Некоторые уточнения или добавления.
Строчка 10 в таблице моей книги или  14, представленной на обсуждение, Торговый дом и хрустальный завод Дютфуа А.Ф., в выпускаемых изделиях добавлю фигурные бутылки. Бутылка-бюст Т.Г. Шевченко на 1\40 ведра  с клеймом AD имеется в запасниках ГИМа.
Строчка 26 завод Ликфельда в Тарковичах, почему я привожу эти три клейма. Все три я взял с реальных бутылок. А.В. и ниже год 1890 на дне бутылке в виде девушки в национальном наряде. Фото есть в начале моей книги на стр. 12.   Клеймо  АРЛ и ниже опять год 1890 на дне бутылки с мужиком. Не правда ли похоже на клеймо АЛТ 1890, которое ставилось в нижней, боковой  части бутылки завода Ликфельда. Что проще предположить, что было три разных стекольных завода, все три выпускавшие фигурные бутылки, два из которых потом резко прекратили работу или один стекольный завод искавших себе клеймо для выпуска продукции. Именно клеймо, потому что АЛТ 1890 это не клеймо и потом год производства, а именно единое клеймо, и нет ни одной боковой надписи с указанием АЛТ и потом годом 1891 или 1892 и т.д. Но есть с такой боковой надписью - АЛТ 1890 и потом в донной части крупными буквами АЛТ и годом, например 1894 и т.д. Об этом я более подробно уже написал в своей книге.
На сегодня кажется все.
Далее я попробую поделиться о клеймении фигурных бутылок на заводах братьев Костеревых и братьев Курженковых.
С уважением, Андрей Ушаков

Тымф

Продолжение.
Еще раз прочитал переписку и решил свою таблицу с обсуждения снять. Каждый должен заниматься своим делом в котором более разбирается.
Переделаю таблицу именно для тех заводов которые достоверно выпускал именно фигурные бутылки и уже ее представлю на обсуждение. Ну а поднимать тему клей других заводов, если такая таблица нужна - тем кто в этом лучше разбирается.
Некоторые уточнения или добавления.
Строчка 10 в таблице моей книги или  14, представленной на обсуждение, Торговый дом и хрустальный завод Дютфуа А.Ф., в выпускаемых изделиях добавлю фигурные бутылки. Бутылка-бюст Т.Г. Шевченко на 1\40 ведра  с клеймом AD имеется в запасниках ГИМа.
Строчка 26 завод Ликфельда в Тарковичах, почему я привожу эти три клейма. Все три я взял с реальных бутылок. А.В. и ниже год 1890 на дне бутылке в виде девушки в национальном наряде. Фото есть в начале моей книги на стр. 12.   Клеймо  АРЛ и ниже опять год 1890 на дне бутылки с мужиком. Не правда ли похоже на клеймо АЛТ 1890, которое ставилось в нижней, боковой  части бутылки завода Ликфельда. Что проще предположить, что было три разных стекольных завода, все три выпускавшие фигурные бутылки, два из которых потом резко прекратили работу или один стекольный завод искавших себе клеймо для выпуска продукции. Именно клеймо, потому что АЛТ 1890 это не клеймо и потом год производства, а именно единое клеймо, и нет ни одной боковой надписи с указанием АЛТ и потом годом 1891 или 1892 и т.д. Но есть с такой боковой надписью - АЛТ 1890 и потом в донной части крупными буквами АЛТ и годом, например 1894 и т.д. Об этом я более подробно уже написал в своей книге.
На сегодня кажется все.
Далее я попробую поделиться о клеймении фигурных бутылок на заводах братьев Костеревых и братьев Курженковых.
С уважением, Андрей Ушаков

По поводу Дютфуа вопросов нет - оба эти клейма известны.
По поводу "Клеймо  АРЛ и ниже опять год 1890 на дне бутылки с мужиком" - очень бы хотелось хорошо различимое фото в макро. :praise
По поводу "А.В. и ниже год 1890 на дне бутылке в виде девушки в национальном наряде" - это ошибка. Об этом писал на auction.ru, просто повторю вашу цитату и мой ответ оттуда :
- "Первое — «АВ», клеймо Тороповического завода А.М.Варшавского, существовавшего уже 1869 году и перешедшего в собственность А.Р. Ликфельда в 1881 году".

- Налицо описка и ошибка. Описка, поскольку я не думаю, что при вашей компетенции вы могли назвать завод в Торковичах "Торопичевским" (это ошибочное название кочует повсюду из "Списка..." Ашариной). Ошибка, поскольку А.В. - клеймо Александры Виддер, а не А.М. Варшавского. Это легко понять по вашим же тексту и фото. Вы пишете:"...перешедшего в собственность А.Р. Ликфельда в 1881 году", но на вашем фото под клеймом А.В. вполне различим год - 1890. Ясно, что изготовителем бутылки не может быть завод А.М. Варшавского. В Санкт-Петербургской губернии инициалы "А.В." принадлежали двум дамам-стеклозаводчицам, но речь об Александре (Александрине Августе) Васильевне Виддер. Не только потому, что её клеймо с той же датировкой часто встречаемо на питейной посуде, вплоть до мелкой, но и потому, что доводилось встречать питейные фигурные и обычные бутылки с клеймом А.В.В. (датированные не только 1890-ым годом), а отчество места для сомнений не оставляет. Таким образом, клеймо А.В. на вашей бутылке принадлежит Липовскому заводу Александры Виддер".

Пример продукции Александры Виддер с клеймом А.В.В. на фото, после вашего клейма А.В. 1890.

Тымф

Ещё примеры клейм Александры Виддер из столичной губернии, повсеместно попадающиеся рядом, иногда десятками, донышки, иногда бутылки или штофики, А.В. и А.В.В.

Тымф


Тымф

Фигурную бутылку, как на фото выше, держал в руках на Уделке, и просили тогда всего 3.000 за неё, но не будучи в теме, не решился купить, тем паче, что в определении клейма разобрался значительно позже. Создание топика по Александре Виддер постараюсь ускорить, насколько это сейчас возможно. Полагаю, она использовала клеймо А.В. в память о муже - Александре Виддере (клеймо Н.З. А.В. Никольского завода, например), но, имея современников с теми же инициалами, удлинила до А.В.В. Впрочем, для вменяемой мною ей мотивации, она изрядно затянула с её реализацией.

В аттаче - достоверное клеймо Торковичского Завода Абрама Моисеевича Варшавского, тоже с отчеством. По-видимому, как раз, чтобы отличаться от коллег с совпадающими инициалами.

Андрей Ушаков

Пришлось вернуться, прочитал про Ольгу.
Что такое дзен-канал на аукционе не знаю, никогда им не пользовался и на продвижении на нем никого не нанимал А вот весь текст по Ольге и фотографии взяты из моей книги. И я это я ставлю вопрос, а не однозначно решаю, что Ольга это русская бутылка.
Мне знакомы три такие бутылки, две в России и одна в США, но ее владелец указывает на ее русский источник покупки. А вот  ни на EBAY, ни в каталогах и книгах о Легра и других источниках об иностранных фигурных бутылках, кроме книги Вагнера, которая тоже у меня есть, эта бутылка не упоминается.
Хоть бы найти еще одну бутылку из этой серии к 300-летию. Говорят об якобы бутылке с надписью Алексей, но ее я не видели у кого такая есть и есть ли не знаю.
Пытался связаться через Московский Союз писателей с Григорием Петровым,он в преклонном возрасте, но вроде бы жив. Но тут пандемия и ничего не получилось. Возобновлю попытки, что бы узнать откуда он взял источник о выходе такой серии. А.Никишин источник упоминания такой серии кроме воспоминаний В.П. Смирного не знает. Поднимал газеты в отделе периодики Ленинки в Химках о подготовки к 300-летию , но упоминаний о таком конкурсе не нашел.
И еще, на счет того,что не верю в клеймо ФАК, принадлежащее Костеревой. На моей полке рядом стоят две бутылки близнецы, Эйфелевые башни, одна без каких либо клей, но производства братьев Костеревых - и другая с клеймом ФАК на дне. Могу переслать фото. Есть ли сведения хоть об одной фигурной бутылке завода А.Ф. Курова, а Подболотный точно выпускал. И вообще бутылка Эйфелевая башня это была фишка Костеревых, они начали ее выпуск к всемирной выставке 1889 г. и нет сведений ни об одной такой бутылке другого русского производителя, кроме Костеревых. Вот братья и использовали и оборудование и само клеймо. Также как после смерти последнего из рода владельцев завода Н.И. Костерева в 1905 г. , его наследник П.П. Блинов и мой прадед Н.В. Филиппов продолжали ставить клеймо Бр.К.
С уважением,
Андрей Ушаков

Андрей Ушаков

Отлично. В споре рождается истина. Убираю из таблицы клеймо АВ, как завода Варшавского и вношу исправления в книгу. Буду разбираться с клеймом АРЛ. Надо же такие совпадения, три фигурные бутылки с разными клеймами и одним годом, которые можно отнести (скорее притянуть к одному заводу. Попытался перенести фотографии в свой архив, но у меня не получилось.
Просьба, Вы не против если послать их на мой электронный адрес   a.p.ushakov@mail. ru  и я их в дальнейшем использую в свое книге.
Ура, у меня сведения о еще одном заводе выпускавшем фигурные бутылки!!!
С уважением и благодарностью,
Андрей Ушаков

Тымф

Пришлось вернуться, прочитал про Ольгу.
Что такое дзен-канал на аукционе не знаю, никогда им не пользовался и на продвижении на нем никого не нанимал А вот весь текст по Ольге и фотографии взяты из моей книги. И я это я ставлю вопрос, а не однозначно решаю, что Ольга это русская бутылка.
Мне знакомы три такие бутылки, две в России и одна в США, но ее владелец указывает на ее русский источник покупки. А вот  ни на EBAY, ни в каталогах и книгах о Легра и других источниках об иностранных фигурных бутылках, кроме книги Вагнера, которая тоже у меня есть, эта бутылка не упоминается.
Хоть бы найти еще одну бутылку из этой серии к 300-летию. Говорят об якобы бутылке с надписью Алексей, но ее я не видели у кого такая есть и есть ли не знаю.
Пытался связаться через Московский Союз писателей с Григорием Петровым,он в преклонном возрасте, но вроде бы жив. Но тут пандемия и ничего не получилось. Возобновлю попытки, что бы узнать откуда он взял источник о выходе такой серии. А.Никишин источник упоминания такой серии кроме воспоминаний В.П. Смирного не знает. Поднимал газеты в отделе периодики Ленинки в Химках о подготовки к 300-летию , но упоминаний о таком конкурсе не нашел.
И еще, на счет того,что не верю в клеймо ФАК, принадлежащее Костеревой. На моей полке рядом стоят две бутылки близнецы, Эйфелевые башни, одна без каких либо клей, но производства братьев Костеревых - и другая с клеймом ФАК на дне. Могу переслать фото. Есть ли сведения хоть об одной фигурной бутылке завода А.Ф. Курова, а Подболотный точно выпускал. И вообще бутылка Эйфелевая башня это была фишка Костеревых, они начали ее выпуск к всемирной выставке 1889 г. и нет сведений ни об одной такой бутылке другого русского производителя, кроме Костеревых. Вот братья и использовали и оборудование и само клеймо. Также как после смерти последнего из рода владельцев завода Н.И. Костерева в 1905 г. , его наследник П.П. Блинов и мой прадед Н.В. Филиппов продолжали ставить клеймо Бр.К.
С уважением,
Андрей Ушаков

Пример поста из вашей книги - на фото. Судя по тому, что перепощено без указания, что публикует не автор, это может быть любой зарабатывающий на хайпе субьект. Комплекс постов канала производит впечатление, что автор - человек из мира антиквариата с очень широкой специализацией. А возможно, просто любитель плагиата... Можете зарегистрироваться и пожаловаться, как автор, его заставят убрать перепост вашей книги. Можно постами форумчан с сообщениями о плагиате сильно затруднить каналу монетизацию (чем на досуге хорошо бы заняться), но удалить можно, ЕМНИП, только по жалобе автора.

-"На моей полке рядом стоят две бутылки близнецы, Эйфелевые башни, одна без каких либо клей, но производства братьев Костеревых - и другая с клеймом ФАК на дне".
- И это ничего не говорит о принадлежности клейма Ф.А.К. А.Е. Костеревой.

Вот вам ссылка на Раздел клейм стекольных заводов РИ. Там 5 страниц, попробуйте отыскать хоть одно после середины XIX века со словом "фабрика" в расшифровке. Это не всеобъемлющая подборка, конечно, даже с неопределёнными отыщется едва ли. Отчего Костерева должна была бы использовать клеймо Ф.А.К. - Фабрика А. Костеревой, - а не З.А.К. - Завод А . Костеревой, в отличие от всех заводчиков Владимирской губернии в это время, и не только их? Даже на клеймах-оттисках происходит этот переход от "фабрика" к "завод". Есть клейма-оттиски Черниговской губернии Ф.А.К., явно ранние, а с 1850-ых - З.А.К. - Завод А. Кочубея. Отчего Костерева стала бы выделяться? Почему не использовала бы просто инициалы без завода, и с оным? Как Братья Костеревы, например, у которых, кроме Бр.К. было клеймо Б.К. и З.Б.К., а не Ф.Б.К.

Повторю, я не изучал, производил ли завод Флорентия Курова фигурные бутылки. Но клеймо Ф.А.К. на одной из них сильнейшим образом заставляет начать подозревать его в этом, поскольку с А.Е. Костеревой это клеймо ассоциировать могу, только сильно натягивая сову на глобус. Удивляет ли меня, что бутылка с клеймо Ф.А.К. копирует известную бутылку завода Братьев Костеревых? Нисколько. Я, скорее, удивлюсь, если со временем на столь популярной форме не обнаружится клейм ещё каких-нибудь заводов РИ, в частности, из Царства Польского. Но это гипотетика, а клеймо Ф.А.К. - факт. Можно дальше оперировать Костеревой, совой и глобусом, а можно порадоваться ещё одному заводу, кандидату на производство фигурных бутылок, после соответствующего исследования, конечно.

Тымф

Отлично. В споре рождается истина. Убираю из таблицы клеймо АВ, как завода Варшавского и вношу исправления в книгу. Буду разбираться с клеймом АРЛ. Надо же такие совпадения, три фигурные бутылки с разными клеймами и одним годом, которые можно отнести (скорее притянуть к одному заводу. Попытался перенести фотографии в свой архив, но у меня не получилось.
Просьба, Вы не против если послать их на мой электронный адрес   a.p.ushakov@mail. ru  и я их в дальнейшем использую в свое книге.
Ура, у меня сведения о еще одном заводе выпускавшем фигурные бутылки!!!
С уважением и благодарностью,
Андрей Ушаков

Отношусь к этому так же, отыскивая правильное определение, мы тоже порой ошибаемся и "плодим сущности", но работаем над ошибками постоянно. Собственно, для внесения вами правок в последующие издания, я и писал на Дзэн, будучи совершенно уверен, что это ваш канал.

Фото можно увеличить, кликнув на них, а затем нажать правой кнопкой мыши и в открывшемся меню выбрать "Сохранить изображение, как" и указать место у себя на компьютере, где сохранить. Но, если это затруднительно, конечно, зашлю на почту. Лучше, когда сделаю топик, вместе со всем массивом информации и фото. Информации по заводу и заводчице, кроме статистики РИ, негусто, к сожалению. Но тем быстрее скомпоную её и выложу, а там и вам зашлю. Думаю, на ближайшей неделе справлюсь.

Андрей Ушаков

Здравствуйте! Плохо, когда плохо разбираешься в компьютерах, разных сайтах и т.д.,  это я про себя. На дзэн канале оказывается это я, но просто даже не знал, что он  так называется. По предложению Аукциона я им посылал ряд статей.  Именно статей, а не главы моей уже изданной книги, хотя они во многом и перекликаются, а возможности обратной связи как то не понял и не оценил. А по переписке с Вами решил, что кто публикуют главы из моей книги. Извиняюсь, что ввел такую путаницу.
С уважением, Андрей Ушаков

Андрей Ушаков

Далее, по поводу, что употребил название тороповичский  завод.  Именно с таких разночтений я и начал главу о предприятии Ликфельда.
Общество стекольного производства А.Р. Ликфельда
Фигурные бутылки с клеймом «АЛТ» — Общества стекольного производства
А.Р. Ликфельда в Торковичах (допускались в разное время также написа-
ния Тарковичи, Тырковичи и Тороповичи) — самые распространённые и узна-
ваемые. В книге Н.А. Ашариной «Русское стекло» фамилия Ликфельда как про-
изводителя стекла не упоминается, но в приложении о русских стекольных
заводах указывается Тороповический завод Лужского уезда Петербургской гу-
бернии и его предыдущий владелец А.М. Варшавский (ФОТО № 56).
И  привожу фото из каталога Ашариной.
И не просто писал, но собирая материалы,  ездил в Лугу, в краеведческий музей, потом в Торковичи, в поселковую библиотеку, в которой есть стенд, посвященый заводу, хранятся документы и т.д. К сожалению фигурных бутылок в экспозиции не было и позже я выслал в подарок медведя с клеймом АЛТ 1890 и еще позже свою книгу.