Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Саныч

Страницы: 1 ... 5 6 [7] 8 9 ... 11
91
Согласно легендам дед фабрикантов Курженковых заполучил свои богатства, ограбив на дороге почту, а 30 тысяч рублей припрятал, в чем покаялся только перед смертью. Так образовался первоначальный капитал знаменитых новгородских стеклопромышленников. Дальнейшая история бизнеса братьев Курженковых уже зафиксирована в архивных документах.
Михаил и Павел Семёновичи Курженковы были выходцами из крестьян деревни Полищи Крестецкого уезда. Начинали свое дело в Малой Вишере с универсального торгового заведения  лавки бакалейных и галантерейных товаров.
По информации сотрудника Государственного архива Новгородской области Ольги Салтыковой, в июле 1880 года Маловишерская посадская управа приняла прошение Курженковых и определила им под постройку  завода четыре десятины общественной земли в посаде, рядом с железной дорогой, в арендное пользование на 25 лет бесплатно. Однако поставив условие: построить и пустить в ход завод в течение года. Возможно, что осенью этого же года начался выпуск первой продукции. Есть и другая версия, по которой дата основания завода - 20 июля 1878 года, а начало работы - апрель 1881-го.
Заключая документ о совместной деятельности по управлению заводом, Курженковы договаривались: каждый из нас должен приложить все свое умение для наилучшего извлечения законным путем выгод из предприятия и споспешествовать развитию завода всеми зависящими от нас средствами.
Производство поставили в удобном месте: сам завод был построен при Николаевской железной дороге, что снимало вопрос транспортировки. Топливо и сырье использовали местные, в Москве и Санкт-Петербурге располагались главные рынки сбыта. Правда, первоначальное техническое оснащение завода было крайне примитивным: работа шла на ручных и ножных станках, со временем приобрели единственный двигатель на 12 лошадиных сил. Переоборудование началось в конце 1880-х  начале 1890-х годов, когда поставили вторую и третью печи, затем установили газовые печи и построили новый цех, каменную шлифовую.
С самого начала завод работал по заказам, причем в начале года составлялся план выпуска изделий. На Маловишерском заводе изготавливались стеклянные принадлежности для электрического, газового и лампового освещения, фонари для железнодорожного транспорта, речных пароходов, морских судов и военного флота. Продукция выпускалась качественная, тщательно проводилась отбраковка, что связывали с требовательностью заказчиков и мастерством рабочих. Спрос на стеклянные изделия всегда был большой,  товар никогда не залеживался. Возможно, поэтому Курженковы решились на расширение производства и строительство второго стекольного завода.     

92
Ещё один стакан с не до конца понятной родословной.
250 мл с ободком, 14 граней, 7 коп. Высота - 107 мм, низ -56мм, верх - 73 мм.
Клеймо "ЛСЗ". В основных кандидатах Лучановский и  Лисичанский стекольные заводы,
а так же московский Ленинский.

93
Протокол заседания правления треста Государственных Мальцовских заводов,
посвящённого пуску Дятьковской фабрики от 1 ноября 1923 г.

Очень интересны архивные сведения о работе Дятьковской хрустальной фабрики
в первые годы Советской власти, приведённые в сноске.
Масса фактической и аналитической информации, в частности об изыскании "метода
сортировки продукции".

"Фарфор.Фаянс.Стекло. Советское декоративное мскусство. Материалы и документы 1917-1932гг." 1980.

94
Посуда из стекла / Вазы для цветов
« : 22 Декабрь 2020, 05:41:04 »
     Вазы для цветов, вазы декоративные, служат для украшения жилых и общественных помещений. Ведут свое происхождение от ваз, которые в древности предназначались для хранения жидкостей (вина, масла, воды), зерна и пр. Известны различные по форме и назначению типы греческих ваз, носивших определенные названия. В античную эпоху были распространены глиняные вазы, украшенные росписями (чернофигурные, краснофигурные и др.) или рельефными изображениями, а также декоративные вазы из мрамора, порфира и других горных пород. Разнообразны по форме, материалам и технике изготовления китайские вазы. Современные вазы для цветов изготовляются из разных материалов, встречаются подражания античным и китайским образцам. Замечательны русские вазы XVIII-XIX веков - Петергофской, Екатеринбургской и Колыванской фабрик из олонецких, уральских и алтайских цветных камней, а также вазы Петербургского фарфорового завода.
    Вазы для цветов типичных форм состоят из основания, тула, шейки и ножки. Наиболее распространены вазы для цветов, имеющие форму геометрических тел вращения, в которых высота превышает наибольшую ширину. Реже изготовляют вазы для цветов шарообразные (аквариумные), эллипсоидальные и других форм, где высота меньше диаметра, а также прямоугольные и многогранные. Они могут быть без ручек или с ручками. Некоторые вазы для цветов в зависимости от формы носят условные названия (напр., амфорные, кувшинчик, репка, бокал). По материалу разделяются на: стеклянные (стекло белое и цветное, прозрачное и заглушённое), хрустальные, фарфоровые, фаянсовые, майоликовые, каменные, металлические, деревянные, пластмассовые; бывают и комбинированные, изготовленные из нескольких материалов.
     Стеклянные и хрустальные вазы для цветов по способу выработки подразделяют на выдувные (простые и сложные), тянутые и прессованные. Выдувные вырабатываются путем выдувания в чугунных или деревянных формах. Артикулы их определяются в зависимости от фасона, высоты и отделки края. Для некоторых артикулов устанавливается еще и определенная толщина стенок. Края выдувных ваз для цветов бывают четырех видов: гладкие с фацетом, с зубцами, вырезные, вырезные с зубцами. Иногда гладкие края отделывают серебром. По толщине стенок выдувные вазы для цветов подразделяются на: обыкновенные (толщина стенок которых может быть различной и не оговаривается в прейскуранте) и с утолщенными стенками. Выдувные декорируются алмазной гранью. Вазы для цветов из хрусталя (свинцового стекла) имеют толщину стенок 6-12 мм, они декорируются преимущественно сложными рисунками алмазной грани (от 8-й до 16-й), покрывающими большую часть поверхности вазы для цветов. Особый вид декорирования - рисунки, выполненные глубоким травлением. Вазы для цветов с такими рисунками обычно изготовляют из двуслойного или трехслойного стекла: внутренний слой - бесцветное прозрачное стекло, наружные слои - цветное стекло одного или разных цветов.
  Декоративный эффект рисунка глубокого травления основан на том, что при травлении слоя цветного стекла на разную глубину, вследствие изменения толщины этого слоя, а таким образом степени его просвечивания, получаются разные оттенки основных цветов и полутонов. Тематика рисунков бывает самой различной: геометрический или растительный орнамент, пейзажи, растения и др. После нанесения рисунка глубоким травлением производят матирование с наружной и внутренней стороны способом травления или пескоструйной обработкой. Декоративная обработка травлением по стоимости приравнивается, в зависимости от сложности рисунка, к 8 - 10-й алмазной грани. При сортировке выдувных ваз для цветов во время приемки обращают внимание на толщину стенок, края горловины, качество поверхности, шлифовку дна и т. п. Хотя толщина стенок в прейскуранте и ГОСТ указана лишь для ваз для цветов из свинцового стекла определенных артикулов, практически необходимо, чтобы толщина стенок ваз для цветов из простого стекла была у края не менее 3 мм, т. к. при меньшей толщине стекла грани не могут быть достаточно глубокими. Не должно быть специфических пороков края: неровной шлифовки, недостаточной полировки, уступов, неровностей и мелких щербинок. Полированная поверхность должна быть зеркально блестящей, а не тусклой; фацет по наружному и внутреннему краю отверстия - равномерно снят и хорошо отделан. Если фацет не одинаков по ширине, то там, где он узок, край отверстия острый, режущий. Неровная шлифовка дна вызывает неустойчивость вазы, поставленной на ровную поверхность.
     Тянутые вазы для цветов вырабатываются одного фасона, в них формой образуется только нижняя часть, а верхняя получается вытягиванием вручную: артикулы их различаются в зависимости от высоты и отделки ребер. Эти вазы для цветов отличаются массивной ножкой и толстыми гладкими стенками без рисунков. Разновидности фасона зависят главным образом от формы ножки и верхнего среза (срез прямой или наискось). Ребра этих ваз для цветов бывают гладкие, с насечкой во всю высоту или в половину высоты. Наиболее распространенная высота от 200 до 450 мм. При приемке проверяют устойчивость на ровной поверхности.
     Прессованные вазы для цветов вырабатываются большей частью из цветного стекла. Распространенные формы этих ваз для цветов: бокалы, цилиндры на ступенчатом поддоне. Размеры в большинстве случаев определяются тремя измерениями: высотой, диаметром отверстия и диаметром ножки. Высота наиболее распространенных прессованных ваз для цветов от 130 до 290 мм. Они бывают со шлифованным дном и с дном без отделки. При приемке следует обращать внимание на специфические пороки, слишком заметные и режущие при ощупывании швы от прессформы, заусенцы по краям, неровную поверхность дна и недопрессовку рисунка. Изготовители стеклянных ваз для цветов - заводы Министерства легкой промышленности СССР в гг. Гусь-Хрустальном, Ленинграде и др.
     Фарфоровые и фаянсовые вазы для цветов изготовляют из керамической глины путем формования в гипсовых формах с последующим обжигом. Их декорируют росписью, фотопечатью, цветной глазурью, отделывают золотом. Из фарфора и фаянса производят уникальные, памятные и юбилейные декоративные вазы, отличающиеся обычно значительными размерами и высокохудожественной декоративной отделкой. Эти вазы иногда дополнительно декорируют металлом, бронзой, медью или латунью с чеканным орнаментом.


95
И ещё одна банка без опознавательных знаков. Хотелось бы выяснить назначение и время изготовления.
Объём по плечики - 1300 мл, высота - 200 мм, дно - 100 мм, высота горловины - 32 мм, диаметр - 60 мм.


96
Информация "на любителя", но надеюсь, что в наших рядах такие найдутся.

1. "О введении единой маркировки консервных банок и тары заводами Наркоммясомолпрома СССР" - из приказа
по Народному Комиссариату Мясной и Молочной Промышленности Союза ССР № 42 от 13.01.1940 г.
2. Инструкция по маркировке тары, применяемой в консервном производстве Главконсервмясо и Главконсервмолоко.

97
   Оказывается с 20-х годов был довольно популярен сухой чернильный порошок.
Рекламировался, как удобный для хранения и приготовления и "весьма прост и доступен каждому".
Обычно 25 грамм порошка разводилось в 1 литре воды - и пиши хоть  прописи, хоть стихи,
хоть ябедку на соседа. О качестве чернил при этом ничего не сообщалось.
   Чернильный порошок фиолетовый Министерства Химической промышленности СССР
Главанилинпром, Молотовский химический завод имени Орджоникидзе, по всему судя 50-х годов.
Пакет размером 50х100 мм, растворялся в  0,5 литра горячей воды.
И пиши...

98
  В период своей профессиональной деятельности довольно часто  приходилось иметь со стационарными аккумуляторными батареями
большой мощности, которые служат на всех узлах связи в качестве источников гарантированного электропитания. 
   Первые  батареи  были открытого типа состояли из 30 стеклянных  банок и в целом выдавали постоянное напряжение  60 вольт.   
Недавно попалась одна из подобных банок от отечественной аккумуляторной батареи типа СК-2.
Довольно элегантная баночка имеет размеры 270х215х130 мм, закруглённый низ, стенка 6 мм и по паспорту объём 5,5 литров .
   По ГОСТу допускалось изготовление стеклянных банок из полубелого стекла: зеленоватого, голубоватого и желтоватого оттенков, наша зелёная.
Основными производителями старых аккумуляторов были Курский и Подольский аккумуляторные заводы.
Не знаю, сами ли они делали стеклянные банки для своей продукции, но в настоящее время пластиковые корпуса выпускаются на самих заводах.
На имеющейся никаких клейм нет.
  Срок службы таких батарей составлял не менее 30 лет и после замены стеклянные банки были довольно востребованы – из них выходили интересные вазы или аквариумы.


99
ОСЗ начал выпускать пивные кружки с начала 90-х, причём все эти модели были уже
давно освоены прочими стеклозаводами, тем же Уршельским в частности. Замечу, что по изяществу
и качеству исполнения продукция ОСЗ заметно уступала конкурентам.
Кружка "Мещера", 0,5 литра, 20 граней, клейма ЦСМ нет, цена тоже отсутствует.
Начало 90-х.

100
Объединение стекольно-фарфоровых заводов Центральной России (Стеклофарфор) ВСНХ  РСФСР (1921 - 1925 гг., Москва).
Образовано 12 августа 1921 г. при Главном управлении по добыче и обработке материалов минерального происхождения (Главсиликат) ВСНХ РСФСР.
Объединение являлось самостоятельной организацией на хозрасчете и пользовалось всеми правами юридического лица.
Ликвидировано 4 июня 1925 г., а подведомственные предприятия переданы местным совнархозам.

Положение  « Об объединении стекольно-фарфоровых заводов центральной России «Стеклофарфор» опубликовано в «Собрании узаконений и распоряжений
рабоче-крестьянского правительства, издаваемым Народным Комиссариатом Юстиции» № 10 от 18.09.1922 г.

101
Зная мой интерес к стеклу соседи принесли молочную бутылку: нашли при ремонте дома и говорят, что никогда такой не видели ( им чуть за 30). Бутылка, как я понимаю, самая обычная, 1 литр и я такие видал, но не более. Если правильно понял, 1968 года выпуска. А какой завод?

102
Главный комитет стекольно-фарфоровой промышленности при отделе химической промышленности Высшего Совета Народного Хозяйства (Москва).
Образован 1 ноября 1918 г. для организации и развития стекольно-фарфоровой промышленности РСФСР.
"Главстекло" руководил предприятиями, снабжал их сырьем и материалами.
Упразднен 6 июня 1921 г., а функции переданы Главному управлению по обработке материалов минерального происхождения (Главсиликат)
Текст "Положения" - "Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства № 95 от 25 декабря 1918 года". Увы, как и многие документы первых лет Советской власти на бумаге скверного качества!

103
Этим летом через систему межбиблиотечного абонемента удалось заполучить на время интересную
и содержательную книгу "Фарфор.Фаянс.Стекло. Советское декоративное искусство. Материалы и
документы 1917-1932гг." выпуска 1980 года. Масса очень интересных документов по становлению
советской фарфоровой промышленности и чуть-чуть по стекольной. Часть материалов,
касающихся истории стекольных заводов, удалось скопировать и один из них по Уршельскому заводу
предоставляю всеобщему вниманию.

104
Вещи с историей / Стакан с гравировкой
« : 15 Август 2020, 07:19:11 »
    Хочу сразу оговориться, что все нижеизложенное является только версией. Мне, как автору, она кажется логичной и складной, но если найдутся оппоненты пусть начнут аргументировано  разубеждать  словами «этого не может быть никогда, потому что….»   Все сомнения толкуются в пользу автора версии. Дополнения, уточнения и справедливые замечания принимаются.                                                                                                                                                                             
    С момента покупки этого стаканчика возникла полемика с продавцом на предмет его происхождения. Я, правда интуитивно и учитывая текст на немецком более склонялся к европейскому, продавец – к российскому, причём основным аргументом было, что его сдали в комиссионку в Гатчине  и то, что «раньше все говорили на трёх языках и надписи делали на французском или немецком, чтобы плейбеи не разобрали». На тот момент я ещё не держал стакан в руках, текст был мне передан неверно и спорить с такими «железобетонными»  аргументами не стал.                                                                                                                                                   
     Стаканчик показался мне  интересным. Высота -100 мм, объём чуть более 150 мл, тонкое прозрачное стекло, полированное донышко и гравировка по всей окружности: растительная ветвь и текст на немецком:  « Hopfen und Malz  Gott  erhalt’s!  A. Reinholdt. 1901». Первая фраза оказалась  девизом средневековых монахов-пивоваров – «Боже, храни хмель и солод!» и встречается на старых и современных немецких пивных кружках. По всей вероятности, несмотря на малый объём следует признать стакан пивным, а  наличие конкретной фамилии и даты говорило о его подарочном назначении. Оставалось найти неизвестного А. Рейнгольдта, которому в 1901 году подарили этот стакан. Всезнающий интернет выдал нескольких кандидатов. Если  допустить, что всего вероятнее,  это был российский подданный с немецкими корнями  проживающий в Санкт-Петербурге или окрестностях, выбор мой оказался очевиден.                                                                                                 
 Рейнгольдт или даже, фон Рейнгольдт,  Александр Александрович (1856-1902 гг.)  — историк русской литературы немецкого происхождения , родился  01.01.1856 г. в Санкт-Петербурге, в лютеранской семье, предки которой переселились в Россию из Англии. Окончил курс в Дерптском университете по историко-филологическому факультету. Вскоре после того написал брошюру «Zur Gymnasialfrage» и поместил в немецких периодических изданиях несколько статей о русских писателях. С 1883 по 1885 гг. он составил историю русской литературы: «Geschichte der russischen Litteratur von ihrem Anfang bis auf die neuste Zeit», вошедшую в состав издаваемой Фридрихом в Лейпциге серии: «Geschichte der Weltlitteratur in Einzeldarstellungen». Книга эта до сих пор является главным источником, из которого в Германии черпают систематические сведения по нашей литературе. Автор с любовью относится к русской литературе и проникся идеями передовых русских критиков и публицистов; его книга является почти всегда верным отголоском русских взглядов на художественное и общественное значение наших писателей. «История русской литературы» доведена до 1885 г. и в свое время явилась вообще первым полным обзором всего литературного развития русского народа.
   Правда, злые языки утверждали, что произведений русских писателей он, в основном, не читал, а передирал сведения и отзывы из трудов российских авторов. В сборнике «Анекдоты о литераторах. Вып.12»  упоминается такой эпизод : когда  известный переводчик русской поэзии на немецкий язык, педагог и собиратель частного «литературного музея», посвященного литераторам России и Германии, автор дневника -хроники жизни литераторов, Ф.Ф.Фидлер предложил ему для ознакомления том стихотворений Полонского, Рейнгольдт отказался:
Фидлер изумился:
"Да как же ты будешь писать о нём?"
На что Рейнгольдт спокойно ответил:
"А у меня есть книга Чуйко о современных русских поэтах".       
     Но официальных претензий в плагиате А.А. Рейнгольдту никто и никогда не предъявлял. С конца 80-х годов начинается его сотрудничество  в русских периодических изданиях (в «Новостях», «Неделе», «Севере», «Северном Вестнике», «Космополисе», «Русском Богатстве» и др.). Он написал несколько оригинальных рассказов, много стихотворений и ряд статей о новом движении в немецкой и скандинавских литературах.                                                                                                     
    Скончался Александр Александрович Рейнгольдт  08.06.1902. (по др.данным 01.12.1902 г.)  в возрасте 46 лет и по всей вероятности был похоронен на Волковом лютеранском кладбище в Санкт-Петербурге.                                                                                                                                   
    Таким образом, в 1901 году Рейнгольдту исполнилось 45 лет и, как я полагаю,  в честь этого юбилея кем-то из родных или знакомых и был подарен ( возможно с составе какого-то набора или сервиза) стакан с гравировкой и традиционным девизом, удивительно переживший все важные и непростые этапы нашей истории и доживший до сегодняшнего дня. Вопрос о месте его изготовления остаётся пока открытым: мне  всё же ближе версия о немецком происхождение, ибо именно немецкие мастера на протяжении многих  лет производили стеклянные пивные кружки и бокалы с гравировкой и достигли в этом деле большой искусности. Впрочем и российское его происхождение вполне вероятно.






105
Заводские марки и товарные знаки советского художественного фарфора 1917-1932гг.
1. Государственный фарфоровый завод.
2. Дмитровский фарфоровый завод.
3. Дулёвский фарфоровый завод им.газеты "Правда".
4. Тверская фабрика им. М.И.Калинина ( Конаковский фаянсовый завод)
5. Первомайский фарфоровый завод.
6. Волховская фабрика в Новгородской губернии.

"Фарфор.Фаянс.Стекло. Советское декоративное искусство. Материалы и документы 1917-1932 гг."
М, Искусство, 1980.

Страницы: 1 ... 5 6 [7] 8 9 ... 11