Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Саныч

Страницы: [1] 2 3 ... 7
1
Кубинский стеклозавод  был основан вологодским купцом В.И.Семенковым в 1903 году и до 1907 г. на заводе производилась выработка бутылок.
В 1907 году завод был передан в аренду купцу М.Л.Франку и был переориентирован на выпуск исключительно оконного стекла.
С 1911 года Кубинский стекольный завод стал собственностью Санкт-Петербургского стекольно-промышленного акционерного общества.
После революции завод был национализирован и в 1920 году получил новое название «Заря».
В советское время завод производил аккумуляторные сосуды, банки, бутылки, изоляторы, пробки, графины, вазы.

Официальное клеймо Харовского стекольного завода «Заря».

2
Статья  П.И.Копылова в журнале «Вестник сибирских инженеров» (№ 6 за 1923 год) о выработке стекломассы
в различных типах ванн показалась мне познавательно-полезной и я хочу предложить её вниманию коллег.

3
Данный материал был подготовлен местной прессой к 130-летию Ливанского стекольного завода.

Ливанскому стеклу – 130!

Твердая песчинка… Казалось бы, мелкая и невзрачная.
Трудно даже осмыслить то, что происходит, что появляется,                                         
если эти песчинки вместе соединяются с несколькими компонентами
химических веществ и все это вместе нагревают в очень высокой температуре.                                                                                                                                                 
В результате рождается чудо – жидкая стеклянная масса.
Стеклянная масса, которая в руках опытного мастера переживает чудо метаморфозы
и превращается в различные изделия из стекла.


В этом году Ливанскому стеклу исполняется 130 лет с тех пор, как он един с городом Ливаны и жителями, с тех пор как он неразделим с именем города Ливаны. Нет в Латвии такой семьи или сельского дома, где в глубине бабушкиного серванта Вы не нашли бы Ливанское стекло. Ливаны были, есть и будут городом стекольщиков!


 ДРЕВНЯЯ  ИСТОРИЯ

Производство стекла в Ливанах начато, когда самого города еще и не было, в далеком 1887 году. В местечке Ливенхоф был построен стекольный завод, так как поблизости находились кварцевые пески, пунктирный доломит и топливо (торф и древесина),  что благоприятствовало производству стекла. Вскоре  производство стало крупнейшим стекольным заводом в ближайшей окрестности. В начале производства производилась необходимая в хозяйстве утварь – банки, бутылки. Со временем изменилась также и судьба завода.
Во время Первой мировой войны производственные  корпусы завода были уничтожены. Основательно потрудившись, уже в 1922 году производство возобновили. Главной продукцией производства были банки для варенья, бутылки для водки, используемые в аптеке бутылочки и стекла для ламп.
После Второй мировой войны завод возобновил  работу в 1945 году, когда производили бутылки, банки, стекла для ламп и светильников. Сначала  цель была достаточно скромной – из бесцветного стекла изготовить изделия первой необходимости.  Стекольщики той поры – простые люди, но с прекрасными навыками мастерства – начали ренессанс Ливанского стекла. Наперекор трудностям, терпеливо и упорно мастера стекольного дела шли своей дорогой. Молодых стеклодувов обучали старые мастера. Так в Ливанах выросли династии стекольщиков.
Мало есть таких семей, в которых кто-то, да и не работал на стекольном заводе.  Со временем изменился уровень жизни жителей, вместе с ним и ассортимент изделий. Изделия Ливанского стекольного завода стали популярными и востребованными.

ЭРА  КРУПНОМАСШТАБНОГО   ПРОИЗВОДСТВА  СТЕКЛА

В 60-ые годы начали зарисовываться контуры  современного крупномасштабного предприятия по производству стекла. Ливанские стекольщики осваивали опыт своих коллег, посещая другие стекольные заводы. В свою очередь, 70-ые отличались красивыми творческими победами, освоением производства сортовой посуды из цветного стекла. Ливанское стекло, которое ,,сияет всеми цветами радуги”, стали востребовать и за рубежом. Завод со своими стекольными изделиями участвовал на международных ярмарках и выставках. До покупателей дошла созданная в технике свободного формирования посуда, которая стала  очень популярной и характерной для Ливанского стекольного завода.
В 1970 году работу на заводе начали художники-дизайнеры, которые внесли большой вклад в расширении ассортимента продукции и эстетическом оформлении стеклянных изделий. Петерис Вилцанс в брошюре ,,Līvānu stikls pasaules ceļos” писал - ,,Многие работники культуры и науки Латвии  высказывались, что изделия Ливанского стекольного завода: стаканы, вазы, конфетницы и др. в магазинах могут отличить от изделий других предприятий стекольного производства, даже не видя заводской знак – по формам и линиям изделий.”
Художники были многогранными специалистами, ведь, представляя конкретное изделие из стекла и рисуя его на бумаге, необходимо разработать чертеж, а также надо знать производственный процесс.  Путь от эскиза до готовой продукции был длинным – сначала эскизы оценивали ведущие специалисты отделов, и после утверждения Художественного совета следовало изготовление первого образца. Затем следовал технический чертеж формы, по которому в механическом цехе делали чугунную форму. В экспериментальном цехе бригада стеклодувов замыслы художников воплощали в жизнь, в реальное изделие, но часто и сами стеклодувы были авторами форм посуды. Аида Ротченкова, главный художник Ливанского  стекольного завода вспоминает - ,,Стекло очень красивый, но трудный материал. Похожей была и судьба художника. Завод ограничивает, ведь не все задуманное было технически выполнимо. Ждать воодушевления времени не было. Быть художником и самому себя запретить – вот, что такое быть художником на заводе. Но с другой стороны – много ли есть художников, дизайнерская посуда которых имеется чуть ли ни в каждом доме. Художник в своем роде является направляющим, порой непонятым. Но все же – наш дизайн был лучшим в Балтии, к нам никогда не было претензий.”
 
ХРУСТАЛЬ И СВЕТОВОДЫ

Даже с этими достижениями творчество стекольщиков и любовь к стеклу не пропали. Началась неутомимая работа над освоением производства стеклянных изделий высшей пробы, т.е., производством хрусталя. Прошлое стекла и хрусталя овеяно легендами. Ливанчане долго вынашивали мечту о хрустале, не отступали от этого ни на шаг, и угадали загадку хрусталя. И так, в 1981 году началось производство ливанского хрусталя. У каждого настоящего мастера присуща одна черта, которую можно назвать любовью к экспериментам. Без разницы, то ли он сапожник, столяр, портной или механик, после отличного и в хорошем качестве изготовленного изделия он снова хочет испробовать что-то новое, попробовать изготовить что-то намного больше, лучше, сложнее. Также и со стекольщиками. Поэтому работники стекольного завода, используя свои знания и предприимчивость, в 80-ые гг. 20 ст. начали производить уникальное изделие из стекла – световоды.
Главный конструктор Ливанского стекольного завода, начальник хрустального цеха, внедривший производство оптического волокна Даумантс Пфафрод о первых шагах производства оптического волокна рассказывает - ,,Меня увлекла оптика волокна. Был восторг, что мы создали что-то новое. Мы не считали рабочие часы. Это был вызов, мы хотели себя доказать. В то время с волоконной оптикой в Союзе занимались огромные компании, и наш провинциальный завод в начале никто не воспринял в серьез. Своим энтузиазмом создавая изделия и технологии нового рода, постепенно начали доказывать, что мы достойны внимания. Что мы производили и где это использовали? В основном это были различные оптические сенсоры. Оптическое волокно успешно может работать в подводных лодках, самолетах, вертолетах, двигателях и др. Ни один стандартный сенсор не работает, например, под влиянием высокой радиации. Помню, 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции и уже 10 мая у меня сидели люди, которым нужны были сенсоры, которые смогли бы исследовать случившееся в эпицентре аварии, увидеть, что происходит там внутри. В конце 80-х появились первые сигналы для производства медицинского оборудования.” На сегодняшний день волоконная индустрия на ливанских производствах высоких технологий уже дальше продолжает эту историю стекла на новом языке технологий. Острым и больным, почти пчелиным укусом, был 2008 год, который пришел с известием о закрытии Ливанского стекольного завода. Это болезненное событие до сих пор живо в памяти ливанчан.

      КОЛЛЕКЦИЯ  ИЗДЕЛИЙ СТЕКОЛЬНОГО  ЗАВОДА

Уникальная ценность, которая осталась со времен стекольного завода, это экспозиция „Музей ливанского стекла”. Коллекция, какой нет больше нигде в Балтии. Благодаря энтузиазму и предприимчивости Ливанского самоуправления, в свое время удалось сохранить коллекцию музея Ливанского стекольного завода – впечатляющее свидетельство эпохи. И сейчас это сияющий всеми цветами радуги Музей ливанского стекла, который с 2013 года находится в помещениях Центра искусства и ремесленничества Латгалии, и где, благодаря участию в проекте, удалось построить достойный для экспозиции зал. Экспозиция знакомит посетителей с историей Ливанского стекольного завода, рассказывает о технологии производства стеклянной посуды и дает возможность увидеть несколько тысяч созданных на Ливанском стекольном заводе изделий из стекла.
Также у любого желающего есть возможность посмотреть созданные на Рижской киностудии короткометражные фильмы советских времен о Ливанском стекольном заводе, его работе и работниках. В интерактивном и современном стиле устроенная экспозиция не оставляет равнодушным и способна быть интересной для посетителей всех возрастов. Ведь через стекло можно рассказать об истории народа! Историю, которую ставили на стол в будние дни и на праздники. Первые баночки и бутылки, стаканы и рюмки, салатницы, вазы для цветов и гордый хрусталь. Также светильники. Аквариумы. И даже стеклянная вертикаль Памятника Свободы, которая была изготовлена здесь – в
Ливанах. Благодаря отзывчивым людям экспозиция каждый год пополняется новыми экспонатами.
Также, от бывших работников Ливанского стекольного завода узнаем новые факты об истории и технологии завода. Огромное им спасибо за сотрудничество!


    УВИДЕТЬ  И  ПОЧУВСТВОВАТЬ,  КАК   РОЖДАЕТСЯ  СТЕКЛО

Большой и искренний интерес к стеклу доказывает жизнеспособность традиций и истории производства стекла. Не зря в душе бурлила стекольная масса, подобно лаве для бывшего стекольщика, и самоуправление Ливанского края пробило дорогу новому вызову – открытию мастерской по выдуванию стекла в Центре искусства и ремесленничества Латгалии.
При финансовой поддержке думы Ливанского края, в новой мастерской по выдуванию стекла возродилась 130-летняя традиция выдувания стекла. Важно, что эта – созданная в Ливанах – будет единственной доступной туристам мастерской по выдуванию стекла в Латвии.
Начиная с апреля, посетители мастерской смогут заглянуть в процесс появления стеклянного изделия, узнать секреты технологии разработки стекла и ощутить чудо превращения горячей стекломассы, которое происходит в руках опытного стекольщика Александра Логвина.
Параллельно осмотру мастерской по выдуванию стекла, в этом юбилейном году будут созданы специальные открытки, на которых будут изображены периоды 130-летней жизни ливанского стекла. Также, чтобы выделить это событие, в течение всего года, в экспозиции Центра искусства и ремесленничества Латгалии ,,Музей ливанского стекла” будет обустроена специальная юбилейная витрина. Уже 4 мая приглашаем посетить ,,Праздник белой скатерти”, на котором, отослав другу специальную открытку, сможешь напомнить об одном из объектов гордости города Ливаны. Если не успеешь посетить эту экспозицию, то это, бесплатно, сможешь сделать, посетив мероприятие Ночи музеев, которое состоится 20 мая. Летом уже сможешь увидеть выставку созданных в мастерской по выдуванию стекла работ Александра Логвина. О других мероприятиях юбилейного года сможете узнать, посетив новый сайт Центра искусства и ремесленничества Латгалии: www.livanustikls.lv .
В этом году юбилей для Ливан, стекольщиков и членов их семей. В течение всего года приглашаем принимать участие не только в различных мероприятиях, которые будут организованы
в честь этого события, но и заглянуть на свои полки, где стоит сделанная на Ливанском стекольном заводе посуда, поговорить с бывшим работником завода, прочитаь какой-нибудь интересный факт о Ливанах – городе стекольщиков! Если и у Тебя есть рассказ или интересный факт, расскажи это нам – работникам Центра искусства и ремесленничества Латгалии, опубликуй это в своих социальных сетях, поделись с друзьями и знакомыми, пусть воспоминания, в которых еще живет тепло не остывшего стекла, не исчезнут!

                                                                                                     

                                                                                                    Информационное издание
                                                                                                   ”LÎ VÂNU  NOVADA  VЕSTIS         
                                                                                                       12 апреля 2017 г.
                                                                         



4
Всем доброго дня!
Несколько дней хожу и не могу вспомнить, что за сосуд на фото. Точно, что где-то видал, но в голову не идёт.
По-моему, что-то современное и импортное. Выручайте коллеги, а то начну самоедством заниматься!


5
Во время одного из дружеских застолий коллектив пожелал «принять» из старинной посуды, зная мою любовь к старому стеклу.
Все, а особенно прекрасная половина, оказались очень удивлены качеству изготовления трактирных стопок.
Действительно, практически все представленные мною экземпляры имели вид довольно непривлекательный:
мутная стекломасса с пузырями, косоватые несимметричные грани, плохо обработанные и кривые края.
Мои объяснения по поводу массовости и дешевизны  поняты не были. Действительно, сложно понять,  почему при изготовлении
этих стопок практически не уделялось внимания на качество, а ведь от этого зависела их  цена? 
Не выгоднее ли варить качественное стекло и выпускать дорогую и качественную посуду?
И ещё, каким именно способом выделывалась эти стопки? Если прессованием, значит были такие «кривые» формы? 
Или кривые руки? Или просто формы изнашивались?
Интересно мнение коллег по этому вопросу.

6
Материалы о конкретных технологиях стекольного производства попадаются нечасто и, полагаю,
статья об улучшении качества прессованных стаканов на белорусском стекольном заводе "Октябрь"
будет интересна, несмотря на "походное" копирование и непростую читабельность.

С.Г.Луговцов. "Освоение выработки тонкостенных стаканов на машинах РВМ".
Сборник "Производство сортового и тарного стекла", Минск, 1965 г.

7
Донышко 2-литровой банки с клеймом "Кутаисского стеклотарного завода", г.Кутаиси.
Клеймо регистрировалось с 17 .10.1975 по 17.10.1985 гг. 
На донышке две малозаметные цифири: одна - 17, другая  и то ли 75, то ли 79.

8
Коньяк три звёздочки "Головплодвинпром УРСР", производства "Одесского винно-коньячный комбината".
ГОСТ 13741-68, креп.40%. Расфасовка 0,1 л, первичная укупорка капроновой пробочкой.
Дата выпуска на обратной стороне этикетки - 23.04.75 г.
На донышке опознано заводское клеймо стеклозавода им. 9 января, дата II 75 и емкость 0,1



9
Коньяк три звёздочки "Дагвино Росглаввино" изготовлен из коньячных спиртов
3-летней выдержки по ГОСТ 13741-68, креп.40%.
Расфасовка 0,1 л, первичная укупорка капроновой пробочкой.
Производитель тары - стеклозавод им. 9 января.

10
Небольшой фрагмент из книги Алексея Алексеевича Игнатьева, русского и советского военного дипломата,
генерала   (1877 – 1954 гг.)  ( Игнатьев А.А. «Пятьдесят лет в строю». М, Воениздат, 1986.) и его воспоминания
о своём дяде С.И. Мальцове и семействе Мальцовых.

11
Межколхозный керченский стекольный комбинат «Кварц» был учрежден 242 крымскими колхозами 26 декабря 1976 года. Уже в следующем году вступила в строй первая очередь, а в 1980 году завод заработал в полную силу. Огромное предприятие отличалось полным технологическим циклом и весьма широким ассортиментом продукции, легко выполнялись индивидуальные проекты. 4 автоматизированных линии в 1980-х выпускали 400 миллионов условных банок в год. Помимо продукции для пищевой промышленности, профессиональные стеклодувы и шлифовальщики-алмазчики создавали качественную посуду из стекла и хрусталя: вазы, блюда, конфетницы и пепельницы, а также декоративные изделия.

При изготовлении стеклотары осуществлялся полный технологический цикл изготовления продукции от проектирования формы тары и производства шихты до выпуска готовой продукции самостоятельно и отгрузки стеклотары. На предприятии работали 3 цеха производительностью 280 тонн\сутки стеклобанок и 80 тонн\сутки стеклобутылок.
Ассортимент продукции был представлен большим разнообразием. Основная номенклатура представлена: стеклотара, стеклянная банка из бесцветного стекла (емкостью 0,5л; 1,0 л; 1,5л; 3,0л), зеленой бутылки (для вина, пива и минеральной воды, + других цветов), производство полых стеклянных изделий, банки для консервирования (которые стерилизуются), крышки стеклянные, стекло пустотелое, бутылки, миски, контейнеры для жидкостей и другие емкости из стекла (кроме ампул), пробки, крышки и прочие закупорочные средства из стекла, изделия металлические разные и т.д.

Выпускаемая продукция четко соответствовала ГОСТу. Так как сельское хозяйство - сезонно, то и банка требовалась только осенью, в период консервации. Однако, колхозы могли брать продукцию в долг, накапливая ее на собственных складах, рассчитываясь с предприятием в удобное для них время.
В 1984 м году на Керченском межколхозном стекольном комбинате была внедрена система внутризаводского хозрасчета, в которой (по нашим сведениям впервые) наряду с экономическими показателями для всех подразделений предприятия были установлены и показатели, которые оценивали и практически все основные аспекты их производственно-хозяйственной деятельности. Стандарт предприятия «Внутризаводской хозрасчет» содержал показатели ПХД всех цехов предприятия (и экономические, и не экономические), подробные инструкции по их получению и общую формулу для расчета оценки эффективности ПХД цеха. В 1986 году количество сотрудников комбината составляло более 1200 человек.
Вспомогательные подразделения включали: административные здания и сооружения, автотранспортное предприятие для доставки сырья и отгрузки продукции, складское хозяйство, энергоцех, литейно-механический, транспортный, ремонтно-строительный, составной цеха, терминал горючего на 15 тысяч тонн, лабораторию по качеству, цех по производству керамической плитки, тепличное хозяйство на 3 га, использующее избыток тепла. Планировался перевод производства на природный газ и освоение выпуска листового стекла.
Жилищно-строительное направление завода с 1980-е каждый год сдавало новый 9-этажный дом, так что даже неквалифицированные работники после 2–3 лет службы могли получить собственное жилье. Социальная инфраструктура предприятия включала пансионат на 200 мест, пионерский лагерь на 250 мест, два общежития, детский сад № 55 «Хрусталик» на 240 мест, клуб юных техников «Кварц», гостиницу, две столовые, ресторан, три бара и торгово-пищевой комплекс, швейное производство, лодочный кооператив в селе Курортное Ленинского района, туристический клуб.

С приходом 90-х годов колхозы пришли в упадок, не могли покупать продукцию по прежней схеме, и МКСК стал испытывать проблемы с финансированием. Процветающий комбинат начал испытывать трудности и в 1991 году остановил свою деятельность, так как создавшие его колхозы, выступавшие главными заказчиками, стремительно разорялись.

В 1996 году было образовано ЗАО «Керченский стекольный комбинат», принявшее на баланс только производственную часть. Выпуск стеклотары был возобновлён. Ассортимент продукции в это время включал: банки для консервирования от 0,25 до 3 л, стеклянные крышки, зелёные бутылки для вина, пива и минеральной воды; миски, контейнеры для жидкостей и другие ёмкости из стекла, а также разные металлические изделия.

Спустя некоторое время предприятие снова остановилось, а последняя попытка оживления была предпринята в конце 2003 года посредством днепропетровского ООО «Торговый дом „Юг-стекло“». Время оказалось неудачным: Оранжевая революция привела к каскаду экономических кризисов на Украине и переделу собственности. Так что в 2004 году предприятие, отличавшееся запутанным составом акционерного капитала, окончательно остановилось и более не запускалось. Сохранялась лишь некоторая охрана собственности, в основном здания управления. Ввиду непрекращающихся финансовых убытков в 2008 году размер уставного фонда акционерного общества пришлось сократить в 10 раз.

По информации из СМИ, в 2014 году делегация Воронежского стекольного завода обследовала техническое состояние мощностей керченского комбината, его сырьевую базу, подъездные автомобильные и железнодорожные пути и пришла к заключению, что завод подлежит восстановлению и сможет выпускать пользующуюся спросом продукцию. Предполагалось, что в случае невыполнения украинскими владельцами из Днепропетровска налоговых обязательств и условий приватизации, завод перейдёт в муниципальную собственность, а затем будет продан инвесторам из Воронежа.

Хотя по запущенному облику завода и воодушевляющей ржавой надписи «Слава труду» складывается впечатление, что он прекратил деятельность вскоре после раздела советского государства, это не совсем так. Если новый завод будет создаваться на другом месте и не использует производственную инфраструктуру комбината «Кварц», то судьба последнего почти очевидна: как и существовавший до него старый стеклотарный, он будет разобран до основания. Вопрос ценности сохранившихся активов и целесообразности их использования должны решать экономисты и технологи — пока звучат противоположные мнения на этот счёт. Сегодня на территории завода развернулась площадка по дроблению камня для строительных нужд. Никаких особых разрушений самому бывшему предприятию рабочие не наносят, за исключением недавно появившегося пролома в шиферной крыше одного из приличных по сохранности цехов.



12
Акционерное общество "Березичский стекольный завод" (сокращенное наименование АО"БСЗ") — один из старейших стекольных заводов России.
История завода берет своё начало с 1912 года. Сегодня АО "БСЗ" - динамично развивающееся предприятие, выпускающее большой ассортимент
стеклянной тары для лекарственных средств емкостью от 10 мл. до 250 мл. из стекла марки "ОС" (оранжевого стекла).
Завод расположен в Калужской области недалеко (в 7 километрах) от старинного русского города Козельск.

Основателем Березичского стекольного завода был Алексей Дмитриевич Оболенский, родившийся 24 ноября 1855 года, тайный советник, шталмейстер, член Государственного Совета, сенатор, кавалер многочисленных орденов. Он занимал высокие посты: управляющий государственным дворянским и земельным банком, обер-прокурор Святейшего Синода. Его жена Елизавета Николаевна - урожденная светлейшая княгиня Салтыкова. В 1881 году А. Д. Оболенский стал владельцем имения Березичи, потом к нему перешло имение Заречье (на правом берегу р. Жиздра), сюда они и переехали. В начале XX века был построен новый, в модном тогда стиле "модерн" дом. Это был богатый и в тоже время строгий в своем убранстве просторный дом. Удалившись от государственных дел, А. Д. Оболенский вплотную занялся делами имения, и в 1912 году появилось его главное детище - стекольный завод с рабочим поселком. Завод, существующий и ныне, специализировался на производстве аптечной и парфюмерной посуды. После 1917 года семья Оболенских эмигрировала вначале в Финляндию, затем в Германию.

Березичский стекольный завод был построен на местных промышленных песках и известняке, привозным была щелочь - сода, топливом - дрова, в дальнейшем торф. Было построено деревянное здание - гута с горшковой печью на 6 горшков, стекло было разноцветное. Первыми мастерами на заводе были М. Е. Маршунов, А. И. Сутягин, И. И. Прасолов, И. М. Бодунов С. А. Романов, И. И. Викторов. Они приезжали на завод целыми семьями, а семьи были большие, члены семьи работали у стеклодувов подсобниками.
Одновременно со строительством завода Оболенский построил для семей мастеров - стеклодувов деревянные двухкомнатные дома. В одном из таких домов расположилась 2-х классная школа для детей рабочих, в которой первыми учителями были сестры Орловы. В этом же доме располагался и гончарный цех, в котором дети проходили практические занятия.

За рекой Грязной работал кирпично-черепичный завод хозяина Зарецкого. Из кирпича это завода был построен вокзал разъезда Слаговищи и все сооружения в гуте стеклозавода. В 1914 году были построены мосты через Прорву и Грязну, была построена дорога от разъезда Слаговищи до имения князя Оболенского А.Д.
В потоке беженцев из Польши приехали в 1914 году с членами семей: Петрусевичи, Родиловичи, Осиповичи, Яновские, Кожура. Из Казани прибыл Павел Иванович Носов, с ним приехали еще несколько рабочих, в том числе М.И. Галанин и А.Н. Сутягин. П.И. Носов стал техническим руководителем стекольного производства. Еще до официального открытия- завода, во время его строительства, примерно в 1910 году, первыми мастерами - стеклодувами была построена первая "дровянка", т. е. стекло варилось в одном горшке прямо на дровах. Правда, эта первая стекловаренная "печь" находилась на этот раз в каменном помещении. Это помещение сохранено и в наши дни: в нем размещен керамический цех. Это самая старая постройка на территории современного стекольного завода. С началом войны 1914 года условия жизни рабочих ухудшились: возросли цены на продукты питания, стали расти болезни среди рабочих. Под давлением рабочих А.Д. Оболенский увеличил им зарплату, потом дал им земельные участки, распахал их и снабдил посевным материалом, дал по корове с обеспечением ее сенокосными угодьями.

Стекловаренная печь у А. Д. Оболенского имела 6 горшков, что давало возможность вырабатывать продукцию большом ассортименте и в разноцветном исполнении. Завод выпускал парфюмерную и аптекарскую посуду, халявное стекло, ламповое и фонарное стекло, пивную бутылку. В основном завод специализировался на выпуске парфюмерной и аптекарской посуды. Продукция поставлялась в Москву аптекарям и парфюмерам и в военное ведомство. Эти изделия были именные и носили имя хозяина, на посуде двуглавый орел и царские медали - как знак качества. В период войны госпиталя очень нуждались в медицинской таре, за бесперебойное снабжение аптекарской посудой управляющий П. И. Носов получил благодарность от Главнокомандующего фронтом (военно-исторический архив №1857 п. д. 193-193).

13
Стакан — предмет простой

По определению Владимира Даля, «стакан обычно без ручки, мерою около трети бутылки» бывает «деревянный точеный, кожаный, складной, каучуковый…»

Первые стеклянные изделия имитировали рельефную и расписную керамику, произведения из камня с цветными прожилками и вкраплениями, металл. Причем древние художники, развивая декоративные свойства сосудов, не стремились к чистоте и прозрачности стеклянной массы — качествам, которые сегодня нам представляются едва ли не главными.

До наших дней дошло незначительное количество стеклянной посуды для питья парадного назначения, хранящейся в музеях и частных коллекциях. Кубки и чаши, расписанные эмалями и золотом, отличались развитой конструкцией — у них были устойчивая ножка, плотно прилегавшая крышка с навершием, одна или две удобные ручки, металлическое обрамление.

Ближайший родственник каменных, металлических и стеклянных бокалов и кубков, украшенных драгоценными камнями, росписью и позолотой, стакан взял за основу своего объема лишь саму чашу, отказавшись от ножки. Избавившись от конструктивных «излишеств», он не освободился от положенных парадному предмету украшений.
Благодаря мастерству стеклодува и искусству декоратора непрочное и вполне утилитарное изделие превращалось в драгоценный артефакт, особо ценимый за красоту, а потому возвеличенный в ранг парадного предмета, допущенного к участию в церковном или светском ритуалах. Традиция подношения напитка в стакане — определяет его статус, его место среди обиходных вещей. Именно поэтому так важна его «одежда» — подставки, подносы, крышки, подстаканники, но более всего — само тулово, состав его массы, от которой зависят и цвет, и фактура, и в конечном счете — образ предмета. Мода на украшение стеклянной массы и формы предмета менялась в зависимости от технологических находок и местных обычаев.

Основные виды украшения на стекле появились еще в Древнем Египте и античном Риме. Это было и сочетание прозрачного и цветного стекла, и «золоченое» стекло, когда меж двух стеклянных сосудов запаивался золотой лист, декорированный гравировкой и прорезями — чаще всего портретными изображениями на цветном фоне стекла. Такой вид сосудов был освоен и христианским искусством Византии, где украшали их портретами святых.

В средневековой Европе вплоть до XVIII века среди сосудов для питья первенствовали бокалы и кубки, моду на которые диктовала Венеция. В то время гладкую стеклянную поверхность в основном украшали выгравированные изображения гербов, надписи и бордюры из цветов и плодов. Часто на сосудах ставились даты, потому что их изготовление, как правило, приурочивалось к определенному празднику или церемонии.

В то же время на севере Европы, где вину предпочитали пиво, в XVI веке распространились и другие формы сосудов стопы, стаканы, бокалы на невысокой ножке. Использовались также «рёмеры» популярная в Германии и Нидерландах форма для белого рейнского вина, кружки, фляги, кувшины, сосуды в виде животных. Внешний вид «простого» стакана зависел от многих факторов и не в последнюю очередь — от господствовавшего в искусстве художественного направления. Стилистические особенности барокко и рококо ярко проявлялись в изделиях, изготовлявшихся по всей Европе в «венецианской манере» из поташного (глушеного) стекла, а также богемского хрусталя, цветного и молочного стекла, расписанных золотом, серебром и цветными эмалями, граненных и гравированных. Европейское искусство классицистического периода унаследовало конструктивные особенности стеклянных сосудов и приемы их декорирования.

Среди коллекционных стаканов конца XVIII — начала XIX века выделяются изделия из молочного, или опакового стекла. В России его называли «костяной материей», так как в шихту (сухую смесь для стекловарения) добавлялась костяная мука, которая создавала эффект «глушеного», непрозрачного стекла. Появление его в европейском искусстве связывают с поисками секрета фарфоровой массы.

Небольшие стаканы с золотой обводкой по краю привлекают к себе внимание полупрозрачной белой массой и яркой полихромной росписью — галантными сценами в парке, цветочными букетами и гирляндами. Роспись делали силикатными красками — эмалями. Распространенность конической, цилиндрической или слегка расширяющейся кверху формы стакана объясняется тем, что при изготовлении ее легче вынимать из формы.

На Императорском стеклянном заводе в Петербурге из молочного стекла делали преимущественно вазы, предметы церковной утвари и чрезвычайно редко — сосуды для питья. В отечественной литературе, однако, часто ошибочно за русское принимают богемское молочное стекло, более тонкое и прозрачное, с полихромной росписью эмалевыми красками: эмаль наносили кистью на изделие, которое затем обжигали в печи.

Характер живописи на молочном стекле имеет много общего с росписями на фарфоре: и в выборе мотива изображения цветов, среди которых особенно крупно выделяется роза, и в манере составления букета с характерным подбором оттенков оранжевого, лилового, желтого и зеленого. Те же цвета подбирали и для композиций в стиле позднего рококо на стаканах и небольших графинах. Иногда рокайльные композиции с фигурами и цветочный декор выполняли одним цветом, пурпуром.

На стакане из молочного стекла представлена фигурка кавалера в костюме XVIII столетия, опирающегося на вазон с высоким изогнутым растением. Эта картинка, свойственная многим росписям на стекле, выполнена в примитивной манере. Оранжевый рокайльный завиток ограничивает ее слева, полукруглый, как у статуэток, «островок» земли под ногами, зеленая листва сильно разбавлена золотой — все изображение как бы тонет в нереальном белом фоне. Золотая обводка по краю, словно рамка, ограничивает и венчает эту декоративную композицию.



14
«Стаканчики гранёные упали со стола,
 Упали – не разбилися, лишь трещина пошла…»

Пришлось немножко модернизировать  старинную кабацкую песенку  для нашего случая – анализа состояния двух партий гранёных стаканов, которые любезно подогнал для исследования  Админ,  за что ему отдельное спасибо.
Стаканы граничного периода XIX и XX веков с ручной шлифовкой и полировкой донышка и граней и разным количеством последних. Насколько я понял,  довольно большое их число было поднято практически в одной локации и все имели одну интересную особенность – удивительную прочность. На всех представленных  стаканах были многочисленные сколы и длиннющие продольные трещины через всё тулово, зачастую по нескольким граням,  но тем не менее они не распались на осколки, а остались в состоянии держать форму. Не знаю, что могло послужить причиной появления подобных трещин на этих стаканах. Вряд ли их подвергали сознательному уничтожению, разве что кто-то на праздничных  мероприятиях  поднимал тосты за здоровье особ царствующего дома и  при этом из верноподданнических чувств массово крушилась посуда, при этом не очень удачно.
Складывается две основные версии появления трещин.  Стаканы по тем временам были довольно важной и ценной деталью застольного обихода и тщательно оберегались, но всё же были стеклянными и эти сколы и трещины  - следствия случайных падений, или же эти трещины – следствие несовершенства каких-то технологических операций.  На мой взгляд причина кроется в каких-то особенностях отжига, который либо был оптимален и придал стаканам особую прочность, позволившую не распадаться на осколки при падениях, либо чрезмерный отжиг вызывал самопроизвольное появление трещин после, в процессе бытования. Есть над чем подумать любопытным.
Могу допустить, что все стаканы выполнены на одном производстве, хотя и отличаются количеством граней.

Парочка восьмигранных. Объём под 250 мл, высота – 100 мм. Светлая стекломасса, полировка граней и дна.
Дно утолщённое до 9 мм. Мелкий внешний и внутренний фацет кромки и обода дна. Разная толщина граней.
Трещины и сколы, без разрушения формы.

15
Пиво / Пивной бар. 1929 г.
« : 02 Ноябрь 2021, 15:31:45 »
В 1929 году на экраны был выпущен бессюжетный немой экспериментальный документальный  фильм советского режиссёра Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом».
Фильм составлен из коротких документальных фрагментов (зачастую всего несколько кадров), изображающих хаотичную жизнь современного города - Одессы, Киева и Москвы.
Несколько сюжетов, вызвавших мой живой интерес, были самолично смонтированы в данный клип.
Надеюсь, что он понравится любителям пивной тематики.

https://cloud.mail.ru/public/SSXD/bwJjewGok

Страницы: [1] 2 3 ... 7