7441
Стекольные заводы / Re: Судогодский Стеклянный Завод Торгового Дома Евграф Голубев с Сыном и Внуками
« : 31 Январь 2019, 04:40:26 »
Часть 7.
Отдел Сбыта Продукции. Куда и как она продавалась.
Всю вырабатываемую посуду, годную для пивоваренных и водочных заводов, паковали в рогожные кули особые кладчики для посуды, с пометкой своей фамилии, сокращённо. Погрузка производилась ежедневно, и подача вагонов была не ограничена - сколько угодно: вагон, два или даже пять – в зависимости от наличия. Большого запаса на станции не было даже. Грузили с подвод, отправляли более на заводы в Москву, как, например, Трёхгорному Пивоваренному заводу и другим, - грузили только вполне годную для этих заводов посуду; а погрузка происходила брачная, то эта грузилась специально на Склад в Москву, где её покупали для нужд другого потребления. Никаких актов о негодности не составлялось, - негодную не грузили на водочные и пивоваренные заводы. Никакого боя не было, так как упаковка была качественная, и сам кладчик посуды был заинтересован в этом – не получить штрафа за бой.
С момента пуска и работы трёх ванных печей Московский Склад вынуждены были увеличить, так как все вагоны с продукцией шли через склад, а там сам покупатель, согласно накладной, приложенной в вагоне, брал то количество, какое ему требуется, ту или иную посуду. Если же посуда была не та, какая ему требуется, то брали из запаса, а пришедшую, если она ему не требуется, выгружали в склад. Особых трудов с кулями не было, так как они были не очень тяжёлые и хорошо упакованные. Их сгружали спешно: пришедший вагон с посудой с того или иного завода вновь нагружался обратно стеклобоем, в котором наш завод имел большую потребность. Так как вся отправляемая в адреса тех заводов посуда поступала в очень скором времени, никакой задержки не было - железная дорога доставляла очень аккуратно. Прибывшая с Храповицкой ветки на Волосатую посуда отправлялась тут же, с первым товарным составом, потому что они были заинтересованы этим стекольным заводом, имея уважение со стороны заводчика Голубева.
Всю упакованную посуду возили возчики деревни Галанино; вначале задействовано было 15 лошадей, а последнее время их стало ходить уже более 20, а иногда доходило и до 30 лошадей из двух деревень и из самого завода. Частично иногда помогали из деревни Малюшино, и уже стали приобретать лошадей и наши выходцы из рабочих, которым надоело работать в гуте, – эти жили около завода, как, например, Смирнов Иван Антонович, братья Капустины – Фёдор Васильевич и Егор Васильевич, Асотов Алексей Кириллович, Голубев Павел Алекс, Скворцев Яков Гаврилович, Кабанов Алексей Сергеевич, Шкетов Иван Викторович и ряд других возчиков.
Количество грузов приходило ежедневно от 5 до 8 вагонов – как материалов, так и продуктов питания. Так как первое время станция Храповицкая II ещё не была построена, то поезда доходили до станции Храповицкой I и далее на Болотское, - нашу продукцию возили на Болотский тупик, который в настоящее время использован Ликинским Доломитным карьером под погрузку доломитовой муки. Там наш Стекольный завод построил временный склад для хранения всех грузов – он находился от стеклозавода примерно в 17 верстах. Склад был не очень большой – не более, как на два вагона посуды и три вагона разных материалов. Да большой и не требовался - вагоны подавали ежедневно, сколько угодно. На Храповицкую ветку вагоны подавались в неограниченном количестве, а тем более, что прибывшие с грузом продуктов питания для стекольного завода обратно не уводили, а грузили той посудой, которая имелась и будет доставлена в тот день. Сами возчики делали почти ежедневно примерно две поездки. 15-20 лошадей брали 250-280 кулей с посудой, а обратно клали другой груз – бой и сульфат в бочках, и иные материалы и продукты.
А теперь - какое движение было тех возчиков.
Чтобы не было простоя в поездках, сами возчики между собой договаривались брать всю пакованную посуду, какая имеется, раскладывая все кули пропорционально, а так же и обратный груз, кому чего везти, – согласно упитанности лошадей. Можно привести такой пример - самые хорошие, упитанные лошади были: у Котова Ивана Тимофеевича – 3 лошади, у Павлова Макара Ф. – 2 лошади, у Соколова Павла Ивановича – 2 лошади. Эти лошади брали обратный груз, как то: сульфат в бочках и стеклобой, а также, когда приходил вагон или два с мукой, то её тут же, из вагона, поднимали таким количеством лошадей. Но так как расстояние очень далёкое (делали ежедневно 70 вёрст), возчики, чтобы не утруждать своих лошадей, делали в неделю вместо 12 поездок только 9, без ущерба на то. Но когда открылась Храповицкая II, то расстояние стало только 6-7 вёрст, и положение очень улучшилось. Был построен больший склад для посуды и материалов, и сами возчики стали делать не две, а иногда даже по четыре поездки. Нагружали груз со станции Храповицкой II, оставляли его у себя в деревне на ночь, а утром его привозили на стеклозавод и там брали упакованную посуду. А когда стали работать три печи, и отправка увеличилась - стали уже возить на склад в запас до первой погрузки её. Все грузы приводили в адрес стеклозавода и его магазинов и отправляли без задержки, так как стеклобой и сульфат был очень нужен.
Часть 8.
Отдел Снабжения материалом, и откуда он доставлялся.
Все необходимые материалы, сырьё – приходили. Сульфат доставлялся в достаточном количестве, сколько только требуется, без перебоя, даже запас был от двух до трёх месяцев, в деревянной таре, с перепиской завода с заводом. Песок белый добывался из недр близ завода, в лесу, около деревни Полхово. Он подвозился оттуда на пруд, где мылся специалистами, которые возили его и промывали – это делали для горшечной и белой печи, а для других печей шёл жёлтый песок, который добывался в самом заводе, напротив в леса Храповицкого. Перебоев в доставке не было.
Стеклобой грузился с водочных заводов из Москвы, с Трёхгорного пивоваренного завода и других.
Глина для гончарной мастерской сначала, когда была горшечная печь, доставлялась из-под Мошка, от деревни Васюнино; а потом, согласно переписке, доставлялась и приходила из Воронежской губернии, а также оттуда приходили и другие грузы: для постройки и ремонтов ванных печей – стеновой и донный брус и колпачный шамотный и динасовый огнеупорный кирпич. Солома и сено для упаковки посуды покупались в местных ближних деревнях около завода – такое количество пудов, что даже страшно глядеть: большие омёты, скирды, от трёх до пяти примерно – около полутора тысяч пудов и более. Никакой задержки с ней не было. Кули мочальные частью вырабатывала на заводе группа спецов: Галкин Фрол, Чуркин Игнат, Нестерков Иван Нестерович, Царьков Фёдор, Ивченков Леонтий, Харитонов Павел. А большая часть вагонов приходила из Мордовских губерний.
Лапти для рабочих, разных размеров, привозили из Гусевского и Меленковского уездов, где этим делом занимались несколько деревень, как то: Ильино, Маха и другие деревни.
Привозили и другие материалы и продукты для магазина. Вся мука: ржаная, пшеничная, разных сортов – доставлялась с мельниц купцов Бугрова и Башкирова в Нижнем Новгороде – несколько вагонов; остальные грузы – продукт из разных городов: Москвы, Саратова и других. Топливо - дрова и пень - доставлялись возчиками ближних деревень (Мызино, Дорофеево, Нагорное, Колодино, Демидово) к стекольному заводу из лесоделянок Петрячинской /Петрягинской?/ дачи, Ефросиньевской дачи, Лосева Бора и других лесных дач. Заготавливались теми же рабочими этих деревень. Ходили и возили дрова примерно от 100 до 150 лошадей в день. Такое количество за зимний сезон, за 4 месяца, составляло примерно около 13000 сажен. Запас дров был от 1 до 2 лет. Печь дров сжигала мало, была устроена экономно – но когда работали 3 печи, то дров шло более, и сжигались они нерентабельно.
Вот я приведу такой пример. Технорук Кирсанов Георгий Дмитриевич проживал на Малой слободе. И когда он увидит, что из трубы идёт чёрный дым, то он как угорелый бежит в гуту к шуралям, и начинается ругань с ними - по недосмотру излишняя шуровка, которая бесполезна: сильный напор самого дыма очень влияет на температуру печи. А тем шуралям это очень выгодно: они нашуровали дров целую газогенераторную коробку – и свободны. Это недопонимание было с их стороны.
Дрова из лесу вывозились 75 сантиметров – это для газогенератора, 50 сантиметров - для отопления квартир рабочих. Сама заготовка дров производилась в мелком виде. Чураки кололись на месте, в лесу, на полено. Сами чураки большие из лесу не брались при вывозке. Пень заготовлялся очень мало, так как таковой заводу не требовался: очень смолист. Только и должен идти, что на выработку дёгтя и смолы. В первое время была ещё заготовка пучка из мелкого кустарника для отопления квартир рабочих и других учреждений.
Дровяной склад огорожен не был: хозяину и не было надобности его огораживать, потому что никакого хищения дров со склада не происходило. Каждому рабочему разрешалось брать дрова со склада. Посередине самого склада, где по обеим сторонам находились дрова, была проложена узкоколейная железнодорожная линия для подвозки дров на отопление газогенераторов трёх печей. Ходила специальная вагонетка, которую двигала лошадь. Но были недостатки в том, что сама линия не могла обслужить склад: от каждой поленницы-то приходилось той же лошади на дрогах подвозить дрова к пролегающей линии, а оттуда на вагонетки. И та же лошадь двигала вагонетку, а иногда даже и две.
Отдел Сбыта Продукции. Куда и как она продавалась.
Всю вырабатываемую посуду, годную для пивоваренных и водочных заводов, паковали в рогожные кули особые кладчики для посуды, с пометкой своей фамилии, сокращённо. Погрузка производилась ежедневно, и подача вагонов была не ограничена - сколько угодно: вагон, два или даже пять – в зависимости от наличия. Большого запаса на станции не было даже. Грузили с подвод, отправляли более на заводы в Москву, как, например, Трёхгорному Пивоваренному заводу и другим, - грузили только вполне годную для этих заводов посуду; а погрузка происходила брачная, то эта грузилась специально на Склад в Москву, где её покупали для нужд другого потребления. Никаких актов о негодности не составлялось, - негодную не грузили на водочные и пивоваренные заводы. Никакого боя не было, так как упаковка была качественная, и сам кладчик посуды был заинтересован в этом – не получить штрафа за бой.
С момента пуска и работы трёх ванных печей Московский Склад вынуждены были увеличить, так как все вагоны с продукцией шли через склад, а там сам покупатель, согласно накладной, приложенной в вагоне, брал то количество, какое ему требуется, ту или иную посуду. Если же посуда была не та, какая ему требуется, то брали из запаса, а пришедшую, если она ему не требуется, выгружали в склад. Особых трудов с кулями не было, так как они были не очень тяжёлые и хорошо упакованные. Их сгружали спешно: пришедший вагон с посудой с того или иного завода вновь нагружался обратно стеклобоем, в котором наш завод имел большую потребность. Так как вся отправляемая в адреса тех заводов посуда поступала в очень скором времени, никакой задержки не было - железная дорога доставляла очень аккуратно. Прибывшая с Храповицкой ветки на Волосатую посуда отправлялась тут же, с первым товарным составом, потому что они были заинтересованы этим стекольным заводом, имея уважение со стороны заводчика Голубева.
Всю упакованную посуду возили возчики деревни Галанино; вначале задействовано было 15 лошадей, а последнее время их стало ходить уже более 20, а иногда доходило и до 30 лошадей из двух деревень и из самого завода. Частично иногда помогали из деревни Малюшино, и уже стали приобретать лошадей и наши выходцы из рабочих, которым надоело работать в гуте, – эти жили около завода, как, например, Смирнов Иван Антонович, братья Капустины – Фёдор Васильевич и Егор Васильевич, Асотов Алексей Кириллович, Голубев Павел Алекс, Скворцев Яков Гаврилович, Кабанов Алексей Сергеевич, Шкетов Иван Викторович и ряд других возчиков.
Количество грузов приходило ежедневно от 5 до 8 вагонов – как материалов, так и продуктов питания. Так как первое время станция Храповицкая II ещё не была построена, то поезда доходили до станции Храповицкой I и далее на Болотское, - нашу продукцию возили на Болотский тупик, который в настоящее время использован Ликинским Доломитным карьером под погрузку доломитовой муки. Там наш Стекольный завод построил временный склад для хранения всех грузов – он находился от стеклозавода примерно в 17 верстах. Склад был не очень большой – не более, как на два вагона посуды и три вагона разных материалов. Да большой и не требовался - вагоны подавали ежедневно, сколько угодно. На Храповицкую ветку вагоны подавались в неограниченном количестве, а тем более, что прибывшие с грузом продуктов питания для стекольного завода обратно не уводили, а грузили той посудой, которая имелась и будет доставлена в тот день. Сами возчики делали почти ежедневно примерно две поездки. 15-20 лошадей брали 250-280 кулей с посудой, а обратно клали другой груз – бой и сульфат в бочках, и иные материалы и продукты.
А теперь - какое движение было тех возчиков.
Чтобы не было простоя в поездках, сами возчики между собой договаривались брать всю пакованную посуду, какая имеется, раскладывая все кули пропорционально, а так же и обратный груз, кому чего везти, – согласно упитанности лошадей. Можно привести такой пример - самые хорошие, упитанные лошади были: у Котова Ивана Тимофеевича – 3 лошади, у Павлова Макара Ф. – 2 лошади, у Соколова Павла Ивановича – 2 лошади. Эти лошади брали обратный груз, как то: сульфат в бочках и стеклобой, а также, когда приходил вагон или два с мукой, то её тут же, из вагона, поднимали таким количеством лошадей. Но так как расстояние очень далёкое (делали ежедневно 70 вёрст), возчики, чтобы не утруждать своих лошадей, делали в неделю вместо 12 поездок только 9, без ущерба на то. Но когда открылась Храповицкая II, то расстояние стало только 6-7 вёрст, и положение очень улучшилось. Был построен больший склад для посуды и материалов, и сами возчики стали делать не две, а иногда даже по четыре поездки. Нагружали груз со станции Храповицкой II, оставляли его у себя в деревне на ночь, а утром его привозили на стеклозавод и там брали упакованную посуду. А когда стали работать три печи, и отправка увеличилась - стали уже возить на склад в запас до первой погрузки её. Все грузы приводили в адрес стеклозавода и его магазинов и отправляли без задержки, так как стеклобой и сульфат был очень нужен.
Часть 8.
Отдел Снабжения материалом, и откуда он доставлялся.
Все необходимые материалы, сырьё – приходили. Сульфат доставлялся в достаточном количестве, сколько только требуется, без перебоя, даже запас был от двух до трёх месяцев, в деревянной таре, с перепиской завода с заводом. Песок белый добывался из недр близ завода, в лесу, около деревни Полхово. Он подвозился оттуда на пруд, где мылся специалистами, которые возили его и промывали – это делали для горшечной и белой печи, а для других печей шёл жёлтый песок, который добывался в самом заводе, напротив в леса Храповицкого. Перебоев в доставке не было.
Стеклобой грузился с водочных заводов из Москвы, с Трёхгорного пивоваренного завода и других.
Глина для гончарной мастерской сначала, когда была горшечная печь, доставлялась из-под Мошка, от деревни Васюнино; а потом, согласно переписке, доставлялась и приходила из Воронежской губернии, а также оттуда приходили и другие грузы: для постройки и ремонтов ванных печей – стеновой и донный брус и колпачный шамотный и динасовый огнеупорный кирпич. Солома и сено для упаковки посуды покупались в местных ближних деревнях около завода – такое количество пудов, что даже страшно глядеть: большие омёты, скирды, от трёх до пяти примерно – около полутора тысяч пудов и более. Никакой задержки с ней не было. Кули мочальные частью вырабатывала на заводе группа спецов: Галкин Фрол, Чуркин Игнат, Нестерков Иван Нестерович, Царьков Фёдор, Ивченков Леонтий, Харитонов Павел. А большая часть вагонов приходила из Мордовских губерний.
Лапти для рабочих, разных размеров, привозили из Гусевского и Меленковского уездов, где этим делом занимались несколько деревень, как то: Ильино, Маха и другие деревни.
Привозили и другие материалы и продукты для магазина. Вся мука: ржаная, пшеничная, разных сортов – доставлялась с мельниц купцов Бугрова и Башкирова в Нижнем Новгороде – несколько вагонов; остальные грузы – продукт из разных городов: Москвы, Саратова и других. Топливо - дрова и пень - доставлялись возчиками ближних деревень (Мызино, Дорофеево, Нагорное, Колодино, Демидово) к стекольному заводу из лесоделянок Петрячинской /Петрягинской?/ дачи, Ефросиньевской дачи, Лосева Бора и других лесных дач. Заготавливались теми же рабочими этих деревень. Ходили и возили дрова примерно от 100 до 150 лошадей в день. Такое количество за зимний сезон, за 4 месяца, составляло примерно около 13000 сажен. Запас дров был от 1 до 2 лет. Печь дров сжигала мало, была устроена экономно – но когда работали 3 печи, то дров шло более, и сжигались они нерентабельно.
Вот я приведу такой пример. Технорук Кирсанов Георгий Дмитриевич проживал на Малой слободе. И когда он увидит, что из трубы идёт чёрный дым, то он как угорелый бежит в гуту к шуралям, и начинается ругань с ними - по недосмотру излишняя шуровка, которая бесполезна: сильный напор самого дыма очень влияет на температуру печи. А тем шуралям это очень выгодно: они нашуровали дров целую газогенераторную коробку – и свободны. Это недопонимание было с их стороны.
Дрова из лесу вывозились 75 сантиметров – это для газогенератора, 50 сантиметров - для отопления квартир рабочих. Сама заготовка дров производилась в мелком виде. Чураки кололись на месте, в лесу, на полено. Сами чураки большие из лесу не брались при вывозке. Пень заготовлялся очень мало, так как таковой заводу не требовался: очень смолист. Только и должен идти, что на выработку дёгтя и смолы. В первое время была ещё заготовка пучка из мелкого кустарника для отопления квартир рабочих и других учреждений.
Дровяной склад огорожен не был: хозяину и не было надобности его огораживать, потому что никакого хищения дров со склада не происходило. Каждому рабочему разрешалось брать дрова со склада. Посередине самого склада, где по обеим сторонам находились дрова, была проложена узкоколейная железнодорожная линия для подвозки дров на отопление газогенераторов трёх печей. Ходила специальная вагонетка, которую двигала лошадь. Но были недостатки в том, что сама линия не могла обслужить склад: от каждой поленницы-то приходилось той же лошади на дрогах подвозить дрова к пролегающей линии, а оттуда на вагонетки. И та же лошадь двигала вагонетку, а иногда даже и две.