Классификатор > Вино

Формы винных бутылок

(1/2) > >>

Штирлиц:
"Английская" винная бутылка претерпела множество изменений в своей форме; ранние образцы XVII века были высокими, овальной или шарообразной формы с длинным горлышком. Затем вошли в моду более низкие, приплюснутые бутылки. К началу XVIII века английская бутылка стала опять шарообразной, но уже с куда более коротким горлышком. К 1725 году появился тип приземистого массивного сосуда, в основе которого лежит усеченный конус; с 1730-х годов появляются массивные, низкие и широкие цилиндрические бутылки с длинным горлышком. Такие изредка используются и сейчас для бутилирования портвейнов.
Вплоть до конца XVIII века английская винная бутылка вытягивалась вверх, пока около 1800 года не вошел в обиход её современный тип: цилиндрическая, массивная, из плотного, очень темного стекла, с длинным и часто бочкообразным горлышком. Сейчас практически все хересы и портвейны (разумеется, имеются в виду испанские хересы и португальские портвейны) попадают на полки магазинов в бутылках английского типа. Хотя, конечно, разливают их сейчас не в Британии, а на месте производства. На 1 фото бутылка нач.-сер. XVIII в.; на 2-м - нач. XIX в.; на 3-м - сер.-вторая пол. XIX в.

Штирлиц:
Бордосская винная бутылка.
Современный тип винной бутылки бордо хорошо известен потребителю и очень популярен у производителей по всему миру — это высокий узкий цилиндр с крутыми «плечами». Высота всей бутылки обычно от 28 до 34 см, диаметр — 7-8 сантиметров; высота горлышка составляет обычно около четверти высоты всей бутылки. Для красных вин используются бутылки темно-зеленого стекла, для белых сухих — светло-зеленого. Розовые и белые десертные обычно разливаются в прозрачные бутылки.
Однако, стоит знать, что под «бутылкой бордо» производители винных шкафов и торгового оборудования понимают сосуд высотой не более 30 см. С этим могут быть связаны довольно неприятные последствия: серия Gran Reserva от Viu Manent или коллекционная «Массандра» могут запросто не войти на полку или в заполненный на две трети винный шкаф.
Современный, строгий и однозначный тип бутылки бордо оформился в конце XIX века. До нас дошли бутылки «нового французского кларета» XVIII века от хозяйств, ставших потом производителями самых известных и дорогих в мире вин, — например, Chateau Lafite. Это довольно разные cосуды, от вполне похожих на бордосскую бутылку первой половины XIX века c обратной кривизной «плеч» до напоминающих современную емкость для шампанского или даже тару из-под напитка, который продается в современных магазинах под брендом Jean-Paul Chenet.
На фото бутылки второй пол. 18 в; первой пол. 19 в. и современная.


Штирлиц:
Бургундская (ронская) бутылка.
«Бургундия» — второй по популярности тип современной винной бутылки. Менее высокая (27-31,5 см), более широкая (8-9 см), она отличается от бордосской более массивным основанием и изящными, пологими «плечами». Если бордосская бутылка, кроме берегов Жиронды, во Франции используется только в Провансе (хотя это, конечно, на усмотрение производителя — исключений много), то изящная форма «бургундии» привычна и в долине Луары, и по течению Роны. «Ронская» версия может быть чуть более высокой, с немного более массивным горлышком.
У нас существенно меньше примеров старых бургундских винных бутылок, чем образцов из Бордо — пино-нуары и шардоне не хранят столько, сколько бордосские бленды удачных винтажей или сотерны, потенциально живущие столетиями. Бургундские бутылки, по видимому, принадлежащие к началу XIX века, отличаются от современных более широким, массивным основанием и большим объемом пунта.
На бутылках этого типа из долины Луары можно увидеть тиснение в виде королевской лилии, а из Шатонёф-дю-Пап — папской тиары и ключей апостола Петра от рая. Сепажные шардоне и пино-нуары со всего мира почти всегда разливаются в бутылки бургундского типа.
Шампанская бутылка является, по сути, усиленным для сопротивления высокому давлению вариантом «бургундии». Как минимум, в начале XIX века сосуды для шампанского были уже вполне узнаваемой формы, но чуть ниже тех, к которым мы привыкли — подобно современной бутылке от Ruinart.
На фото бутылки втор. пол. 19 в. и современная.

Штирлиц:
Рейнская.
Характерную высокую (31-35 см) и узкую (7,5-8 см в диаметре) винную бутылку с очень пологими «плечами» иногда называют «флейтовой» из-за ее изящной формы. Узнаваемый профиль рейнской бутылки появился в Германии в 1820-1830-е годы, хотя до середины XIX века они были чуть ниже и шире, чем сейчас. Многие ранние образцы рейнских бутылок были не выдуты, а отлиты, и имели характерный шов.
В течение всего XIX века «флейта» использовалась как для белых, так и для красных рейнских и мозельских вин; сейчас же для красного «рейна» принято использовать более привычную нам бургундскую форму.
В англоязычном мире за рейнской бутылкой и её содержимым закрепилось название «хок» (hock). По-видимому, это просторечное сокращение от города Хоххайм (Hochheim) — крупного центра виноделия и виноторговли, расположенного на слиянии рек Рейн и Майн. Вина с терруарным обозначением Hochheim первыми из немецких бутилированных вин попали на британский рынок, обогатив английский язык новым словом.
Рейнский тип производился и производится в самой разной цветовой гамме, но чаще всего из зеленого или янтарного стекла. Впрочем, голубые рейнские бутылки выглядят подозрительно — скорее всего, внутри будет что-то невысокого качества и с изрядным содержанием сахара. А янтарная бутылка выглядит, конечно, празднично, — это торжественная эстетика музыки Вагнера, «Золота Рейна» и «Кольца нибелунгов».
Сейчас рейнская бутылка ассоциируется у нас с белыми винами из Германии, ставшего французским Эльзаса и ныне итальянского Южного Тироля. В первую очередь — с готическими рислингами и роскошно-ароматными гевюрцтраминерами. Для этих же сортов рейнский формат чаще всего используют и в новом свете. Frankland Estate, выдающийся австралийский производитель, льет такую бутылку бленд из вионье (5%) и шираза (95%) для линейки Rocky Gully. В России изящные рейнские бутылки использует для своих некоторых белых вин, например, «Лефкадия».
На фото бутылки конца 19 - нач. 20 вв.

Штирлиц:
Бутылки фьяско (кьянти).
Fiasco здесь — это искаженное среднелатинское flasco, «бутылка». Фразеологизм «fare fiasco» (дословно — «сделать бутылку») означает «потерпеть крах», отсюда и известное нам значение слова «фиаско». Фьяско как сосуд для вина упоминается еще в «Декамероне» Бокаччо (около 1350 года), — правда, мы не знаем, идет ли речь о стекле или о керамике. На фресках Томмазо да Модены (XIV в.) можно видеть полностью оплетенные бутылки фьяско, выглядящие вполне по-современному, хотя из-за оплетки снова непонятен материал бутылки. А вот на одной из фресок Доменико Гирландайо (1485-1490 гг.) и на картине Караваджо «Отдых на пути в Египет» (1597 г.) оплетенные шарообразные бутылки выглядят почти идентично сегодняшним. Хорошо видно, что они сделаны из прозрачного стекла.
К XV веку относятся первые законодательно закрепленные объемы бутылок. Они были довольно внушительными: «кварто» составляла 5,7 л, «меццо кварто» — 2,28 л, «метаделла» — 1,4 л. Объем около полутора литров оставался, кажется, самым популярным в Италии до начала XX века. Такие «двойные» бутылки широко используется там и сейчас.
Известно, что декрет 1574 года вносил коррективы по поводу объемов винных сосудов; соответствие объема стандарту подтверждалось свинцовой печатью на оплетке бутылки. Однако, это привело к мошенничеству, связанному с повторным использованием «сертифицированного» плетения. Ими скрывали тару в действительности меньшего размера. По административной норме 1621 года расплавленным свинцом полагалось запечатывать само горлышко бутылки. Предположительно в то же время возник и современный дизайн плетеных корзин, не закрывавших «плечи» бутыли.
C 1965 года в оплетенные бутылки можно разливать только вина, контролируемые по происхождению, — то есть категории DOC и DOCG. Очевидно, цель была в том, чтобы поднять престиж традиционного сосуда. Однако, в реальности в такие бутылки стали разливать базовое кьянти — дешевое, но имеющее статус DOCG. В англоязычном мире за бутылкой фьяско закрепилось дилетантское обозначение "бутылка кьянти".
Увы, для качественных рейтинговых вин итальянские производители по-прежнему предпочитают использовать бордосские бутылки. В Италии их называют «бордолезе».
На фото изображение бутылки на картинах и фресках 15-16 вв и бутылки пер. пол. 20 в.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии