Автор Тема: Фабрика художественных красок В. Досекина и И. Веселова, Москва  (Прочитано 320 раз)

Тымф

Продолжаем поиск интересного и познавательного в фондах библиотеки им. Н.А. Некрасова. В этот раз Электронекрасовка подарила рекламу московской фабрики художественных красок В. Досекина и И. Веселова, датированную 1920-ми гг.

С одной стороны, изображение просто роскошно! :ya_hoo_oo: С другой, флакон с надписью "carmin" и с содержимым чёрного цвета выглядит странновато, но это ничто по сравнению с тем, что, полагаю, является фабричной маркой или иной патентной формой. Можно только догадываться, что там изображён кондор, "сочинённой" из правого крыла рукой с импровизированными "пальцами" из перьев держащий некий свиток или свёрнутый холст, а левым крылом осеняя, предположительно, флакон и тюбик с краской. Верна ли эта интерпретация, и что там на заднем плане, одному богу известно, и то не факт. Шедевр на уровне "Сеятеля" от Остапа Бендера. :-) Надеюсь, Игорь отыщет оригинал этого патентного изображения, любопытно было бы взглянуть.

О том, что фабрика Досекина была восстановлена при НЭП-е, у нас уже писалось в топике В. Досекина по РИ. Перетащил пару скринов оттуда для наглядности, со временем постараюсь найти ешё что-нибудь в источниках по раннему СССР.
Пока же ограничусь цитатой из профильного топика Отраслевого канцелярского музея И. Зайцева:
"В 1921 году, на базе фабрики Карнац, из четырех национализированных московских фабрик канцелярской направленности, был создан комбинат "Графо". В него входила фабрика Карнац (карандаши), Досекина (краски), Лисснер (чернила) и Леонгардт (чернила). В 1923 году комбинат "Графо" был упразднён. Фабрики Досекина и Леонгард стали опять частными, на основании декретов ВЦИК СНК РСФСР, связанных с переходом к НЭПу, они были денационализированы и возвращены прежним владельцам (как мелкие предприятия с числом рабочих до 20 человек)".

Кто такой И. Веселов, Игорю Зайцеву (и мне) неизвестно. Будем искать.

Тымф

А вот образец упаковки продукции фабрики, благодаря Игорю Зайцеву (и Лари26 с Мешка) нам известен (фото прилагаются). Для Отраслевого канцелярского музея было куплено даже два экземпляра. К сожалению, похоже, что оригинальных красок фабрики Досекина и Веселова там не оказалось.

Вот, что пишет И. Зайцев:"И ещё одна загадка. Я приобрёл две одинаковые коробки с разным набором красок. Как выяснилось при увеличении изображения, в коробках лежит сборная солянка из красок Вагнера (Пеликан), "Красного художника" и других неизвестных производителей. Возможно, кто-нибудь из вас поможет идентифицировать краски Досекина и собрать из них одну полноценную коробку? Наиболее вероятными претендентами на досекинское наследство мне представляются те, что я увеличил, в частности с изображением палитры".

Среди увеличенных фрагментов знакомая нам монограмма RF - фабричная марка Р.Г. Фридлендера. Видны брикеты с надписью прописными "Пенза" на палитре. Про палитру без надписи имею версию, что, если это не разновид той самой "Пензы", то это разновид завода "Красный художник", у них реклама из палитры и кистей на Электронекрасовке в нескольких вариантах, я на ЛСТ их все не стал тащить, ограничился одним. Кондора не видно, хотя, возможно, это было патентное клеймо линейки продуктов, а не фабричный знак предприятия Досекина и Веселова. Тоже надо искать.

Считаю нужным прокомментировать то, что И. Зайцев на страничке артефакта называет эти краски "сухие, по всей видимости, акварельные". Полагаю, это не так, и это те самые "тёртые краски", упоминание о которых не раз приходилось читать в связи с производителями красок для художников. На некоторых брикетах видны следы использования, от других вообще мало что дожило до наших дней. Чудо, что коробки сохранились. Наверное, краски из них использовали, а в коробки потом складировали оказавшиеся ненужными или оставшиеся не использованными цвета других производителей, копившиеся со временем. Замечательный предмет, Игорю Зайцеву и его музею можно только позавидовать. :uch_tiv:
« Последнее редактирование: 28 Февраль 2023, 21:46:01 от Тымф »