В конце 1820-х годов в России большой популярностью пользовались изделия Императорского стеклянного завода, украшенные видами Петербурга — изображениями Сенатской площади, Казанского собора, Биржи или Александрийского столпа на площади перед Зимним дворцом. На стекле эти изображения часто выполняли серебром, цветом и тонкой детальной разделкой напоминающим графические образцы. Фоном для них служила сплошная позолота внутренних стенок сосудов.
Изображение памятника Петру I на Сенатской площади, на которой еще нет Исаакиевского собора, занимает всю нижнюю часть стакана с простой вертикальной, «широкой» гранью. Гладкая верхняя часть, покрытая изнутри широкой золотой полосой, эффектно, как закат, оттеняет мрачноватый силуэт памятника, выполненный нестойким серебром. Оборотная сторона стакана занята крупным орнаментальным рисунком, сделанным широкими мазками золотом и серебром.
В первой половине XIX века в Богемии и России продолжала развиваться традиция гравирования стекла. С конца XVIII столетия его производили на Императорском стеклянном заводе, частных предприятиях Орлова, Бахметьевых, Мальцевых. В числе сюжетов, украшавших гравированную посуду, — антинаполеоновские карикатуры, заказные сувенирные бокалы и стаканы с изображениями сентиментальных сценок и монограмм, архитектурные виды столицы. Гравер рисовал медным колесиком, как карандашом, — получался процарапанный рисунок, обычно называемый «рисовкой».
Простым геометрическим рисунком декорирован стакан из прозрачного стекла начала XIX века одного из провинциальных заводов. Его поверхность разбита на небольшие квадраты, в шахматном порядке — матированные, с процарапанными звездочками, и прозрачные. Основание выделено вертикальными узкими и глубокими желобками на треть высоты — так называемая «пальцевая грань», или «пальцы».
Гравированные рисунки выполняли на тонких цилиндрических стаканах, имевших в массивном основании грань. Сделанные колесом и заточенные под углом в 45 градусов, грани образовывали клиновидные надрезы. При пересечении надрезов получались четырехгранные пирамидки — «алмазная» или «бриллиантовая» грань. Собственно, рисунков грани было множество, но все они сводились к набору нескольких геометрических элементов.
Наибольшее распространение гранение получило на изделиях из хрусталя, благодаря которому проявлялись его высокие декоративные свойства — прозрачность и блеск. В России дорогостоящий свинцовый хрусталь выпускался в начале XIX века в основном на Императорском стеклянном заводе, остальные же производители называли хрусталем всякое бесцветное стекло хорошего качества. По составу оно приближалось к известному во Франции стеклу, названному «стаканным».
Свинцовый, или так называемый английский хрусталь, был получен в Англии еще в 1683 году Джорджем Равенскрофтом. Но повсеместно в Европе он распространился лишь с конца XVIII века, когда были открыты его высокие декоративные качества. Классицистическое направление в искусстве использовало новые технологии для создания простых, конструктивных образов.
Излюбленным материалом стеклоделов стал бесцветный хрусталь с алмазной гранью — эстетика ампира была равнодушна к цвету. Тем не менее, как мы уже видели, техника соединения в одном изделии цветного стекла и граненого хрусталя (или стекла) в то время применялась весьма успешно. Кроме стаканов с цветным расписанным верхом и бесцветным граненым основанием использовалась технология нанесения на поверхность изделия цветного наклада. Накладное стекло применялось при изготовлении двух-, трех- и многослойных стаканов, вазочек, туалетных флаконов и других небольших изделий, основой в которых было бесцветное стекло. Слой прозрачного цветного стекла, располагавшийся снаружи, подвергался гранению, или резьбе, обнажавшей бесцветный слой, благодаря чему появлялся сложный образ изделия, имитировавшего цветную оплетку.
Образцами такой технологии могут служить два кобальтовых стакана, изготовленных с применением синего, кобальтового стекла поверх бесцветного. Высокий, с «зауженном талией» стакан украшен вертикальными гранеными овалами, делающими его прозрачным и невесомым из-за узких перемычек, оставшихся от слоя синего стекла на поверхности. Второй стаканчик, слегка сужающийся под горлышком, выглядит более приземистым и утяжеленным, так как слой синего стекла в нем преобладает над бесцветным. Круги, образованные гранением по всей поверхности тулова, расположенные поясами и расписанные золотом и платиной, не оставляют ощущения прозрачной массы.
Стеклянные предметы украшали и с помощью переводной печати. Изображение, сделанное литографским способом с применением силикатных красок, переносилось на бумагу, которая во влажном виде приклеивалась к изделию. Затем, при обжиге, бумага выгорала, а на стекле оставался графический рисунок, как на кобальтовом стакане, украшенном большой, во всю высоту вставкой с античным сюжетом. Занимающее половину поверхности изображение, имитирующее гравюру, на оборотной стороне стакана украшено золотой растительной композицией по темно-синему фону, восполняющей дефицит цвета.
Во второй четверти XIX века в Богемии была разработана рецептура уранового стекла. Окрашенное оксидом урана, в массе оно имело желто-зеленый флюоресцирующий цвет. В России с 1830-х годов было освоено производство всех оттенков этого стекла. Граненый на три четверти высоты стакан с крышкой из уранового стекла обладает лаконичной формой. Самодостаточность цвета придает изделию особую выразительность и конструктивную завершенность. Иногда предметы из зеленого и желтого уранового стекла украшали росписью золотом или эмалью.
Относящиеся ко второй половине XIX века графины и стаканы «с мухами», которые есть почти в каждом собрании, традиционно связаны с бахметьевским производством. Исполненные гризайлью (росписью серого цвета) насекомые выписаны так натурально, что создается полная иллюзия, будто они действительно плавают в стакане. Эти изделия относятся к «потешным сосудам» позднего периода, когда элемент смехового действия применялся в ослабленном варианте. Изделие поражало в первую очередь искусным подражанием натуре. Отголосок древнейшей смеховой культуры — сосуд, родственный многочисленным «обманкам» XVIII столетия, которые во время пиров так забавляли и развлекали общество современников Петра Великого, стакан «с мухами» весьма отличается от них. Барочные сосуды с «сюрпризом» конца XVII — начала XVIII века имели сложную конструкцию из вставных трубок. В XIX веке их заменили плоскостными изображениями, еще способными, однако, ввести зрителя в заблуждение.