Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Владимир Шишков

Страницы: [1]
1
Продолжаю краткую ретроспективу стекольных заведений Софийского (Царскоселького) уезда Санкт-Петербургской губернии периода конца XVIII века – первая треть XIX века. На этот раз речь пойдет об Александровском Стеклянном заводе
1.   В Описании Санкт-Петербургской губернии по уездам и станам 1838 года указано, что «Александровский стеклянный завод в деревянных строениях» принадлежит «Петрову, купцу».
2.   В книге «150—лет Никольско-Бахметьевского хрустального завода…», по данным того же 1838 года, данные о заводе отсутствуют. Возможно, это объясняется тем, что за этот год Ведомость о состоянии завода не подавалась по тем или иным причинам, например, по причине простоя.
3.   В Перечне фабрикантов и заводчиков 1832 года содержателем завода указан «Петров, Афанасий, 3-й гил. Куп.».
4.   В сводной Ведомости 1823 года указаны все 5 стекольных заводов уезда, поэтому методом исключения можно предположить, что завод «2-й г. Викулы Полякова» - и есть Александровский завод.
5.   В полной Ведомости 1821 года данные о заводе отсутствуют по возможной причине, изложенной ниже.
6.   В сводных Ведомостях 1815, 1816, 1817 годов фигурирует имя «гвардии корнета Андрея Баташева».
7.   В сводных Ведомостях 1813-1814 годов указано имя «отставного Гвардии Корнета Андрея Баташева меньшого».
8.   В сводных Ведомостях 1812 года фигурирует имя «Корнета Баташева».
9.   В полной Ведомости 1812 года читаем следующую формулировку: «Александровской Содержателя Гвардии отставного Корнета Андрея Андреева меньшого Баташева. <…> Оной завод со принадлежащими к оному на рубку лесами куплен за 84 тысячи рублей с расписанием платежей в сроки и за сей 1812 год заплачено 3 500 рублей».
10.   В сводной Ведомости 1809 года указано имя некого «Купца Ботамова». Берусь доказать, что это ошибочное написание фамилии все того же Гвардии отставного Корнета Андрея Андреева меньшого Баташева.
11.   В сводных Ведомостях за 1804-1809 годы, которые велись нарастающим итогом и которые выступили конечной основной формирования сводной Ведомости 1809 года, содержится упоминание о том, что с 1807 года существует некий завод «Кашперова, надворного советника, при Александровской мызе», который пропадает в таблице в 1809 году, но в том же году возникает завод «Ботамова, купца, Софийского уезда при мызе Александровой <…> Кашперова». Учитывая документально установленную историю незаконного переселения отставным корнетом Андреем Меньшим Баташевым в 1810 году посессионных крестьян с его Мининский стеклянной фабрики Касимовского уезда Рязанской губернии на жительство в Царскосельский уезд С-Петербургской губернии именно на арендную Александровскую стеклянную фабрику г-на Кашперова, нетрудно догадаться, кого переиначили служащие Мануфактур-Коллегии в  документах 1809 года.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Александровский стеклянный завод был учрежден в 1807 году надворным советником Кашперовым. В 1809 году завод был передан в аренду отставному корнету Андрею Меньшому Баташеву с возможностью выкупа в рассрочку, хотя вероятнее всего просто продан в рассрочку.
В 1815 году Андрей Меньшой Баташев был признан несостоятельным. После его смерти в июле 1819 года Мининская стеклянная фабрика сдала последнюю Ведомость за этот год, а с 1820 года считается уничтоженной (закрытой). По всей видимости, это же случилось и с Александровским стеклянным заводом. Поэтому возможно этой причиной объясняется отсутствие сведений о заводе в Ведомостях 1821 года. Может быть, долго искали того, кто выступит арендатором или покупателем завода. В течение 1840-1860 годов еще длились дела по долгам умершего корнета Андрея Меньшого Баташева, в том числе и перед наследниками Кашперова, а также по посессионным крестьянам Мининской стеклянной фабрики, часть из которых впоследствии нашлась на Ириновской фабрики Зиновьева в Шлиссельбургском уезде. Но это уже совсем другая история…

2
Продолжаю краткую ретроспективу стекольных заведений Софийского (Царскоселького) уезда Санкт-Петербургской губернии периода конца XVIII века – первая треть XIX века. На этот раз речь пойдет о Дружногорском Стеклянном заводе, который в разное время назывался еще Дружносельским…
1.   В Описании Санкт-Петербургской губернии по уездам и станам 1838 года указано, что «Дружносельской стекольный завод в деревянных строениях» принадлежит «Василию Ритингу, Санктпетербургскому купцу».
2.   В книге «150—лет Никольско-Бахметьевского хрустального завода…», по данным того же 1838 года, содержится указание, что содержателем завода является «Купец Ефим Ритинг».
3.   В Перечне фабрикантов и заводчиков 1832 года завод содержателями завода указаны «Ритинга, Купца, Наследники».
4.   В сводной Ведомости 1823 года указан завод «Наследников Ивана Ритинга».
5.   В полной Ведомости 1821 года указано, что «Дружносельской стеклянной завод Содержателя Санктпетербургского купца Ивана Ефимова Ритинга. <…> Оной завод первоначально построен С. петербургского Воспитательного дома лекарем Христианом Ритингом в 1801 году и по завещанию после смерти его достался нынешнему Содержателю в 1807 году».
6.   В сводных Ведомостях 1815, 1816, 1817 годов фигурирует имя «купца Ивана Ритинга». 
7.   В сводных Ведомостях 1813-1814 годов указано имя «купца Ивана Ритинга». При этом неверно указано месторасположение завода «при мызе Лисинской». А также ошибочно указано то, что в Царскосельском уезде существовал завод «купца Ланге, на аренде у купца же Ивана Ритинга». Факт аренды имел место быть, но в Шлиссельбургском уезде, что подтверждается сводной Ведомостью 1815 года.
8.   В сводных Ведомостях 1812 года фигурирует имя «Купца Ритинга».
9.   В полной Ведомости 1812 года читаем следующую формулировку: «Дружногорской Стеклянной завод Содержателя купца Ивана Ефимова Ритинга на собственной его земле».
10.   В сводной Ведомости 1809 года указано имя «Купца Ритинга».
11.   В сводных Ведомостях за 1804-1809 годы, которые велись нарастающим итогом и которые выступили конечной основной формирования сводной Ведомости 1809 года, содержится упоминание о том, что с 1805 года существует некий завод «Ритинга Христиана, содержателя…». Далее по тексту не очень понятно. Главное, что это отсылка на учредителя завода, указанного в полной Ведомости 1821 года.

3
Продолжаю краткую ретроспективу стекольных заведений Софийского (Царскоселького) уезда Санкт-Петербургской губернии периода конца XVIII века – первая треть XIX века. На этот раз речь пойдет о Лисинском Стеклянном заводе…
1.   В Описании Санкт-Петербургской губернии по уездам и станам 1838 года указано, что «стеклянный завод, состоящий в деревянных строениях» принадлежит «Копосовой, С-Пет. 2-й гил. купч.».
2.   В книге «150—лет Никольско-Бахметьевского хрустального завода…», по данным на 1838 год, содержится более конкретное указание: «Купеческая жена Копосова, а содержатель фабр. Купец Мирон Ляпунов».
3.   В Перечне фабрикантов и заводчиков 1832 года допущено дублирование содержателей завода. Учитывая конечный перечень стеклянных заведений уезда на тот период времени в количестве 5 единиц, стеклянный завод Наследников купца Галашевского (в перечне указан с ошибкой) и завод купца 1-ой гильдии Михайлы Копосова представляют из себя одно и то же заведение.
4.   В сводной Ведомости 1823 года указан завод «Наследников 1-й г. Козьмы Галашевского».
5.   В полной Ведомости 1821 года указан завод «содержателя вышегорского купца 1-й гильдии Голашевсего купца наследников».
6.   В сводных Ведомостях 1815, 1816, 1817 годов фигурирует имя «Купца Кузьмы Голашевского».  Из этого следует, что купец Кузьма Голашевский скончался в период 1818-1821 годы.
7.   В сводных Ведомостях 1813-1814 годов указано имя «Купца Козьмы Голашевского».
8.   В сводных Ведомостях 1812 года уже фигурирует имя «Купца Крашенинникова».
9.   В полной Ведомости 1812 года читаем следующую формулировку: «Лисинский Стеклянный завод Содержателя Санкт петербурского купца Михайлы Крашенинникова на земле вышегорского купца 1-ой гильдии Козьмы Голашевского».
10.   Я выдвигаю версию, что в сводной Ведомости 1809 года в качестве содержателя данного завода указано имя «графа Орлова». Попробую это далее доказать…
11.   В сводных Ведомостях за 1804-1809 годы, которые велись единым списком нарастающим итогом по годам, и которые затем выступили конечной основной формирования сводной Ведомости 1809 года, содержится упоминание о том, что с 1805 года существует некий завод «Крашенинникова Михайлы, купца, при дер. генерал-майора Апрелева при Лисинской мызе графа Орлова». Если я правильно расшифровал эти каракули, то, возможно, служители Мануфактур-коллегии, сильно не задумываясь, записали графа Орлова в содержатели завода без упоминания собственника земли и завода купца Кузьмы Голашевского. А на самом деле это та же схема, как и в полной Ведомости 1812 года, то есть ее начало. А предшествовала ей прежняя схема, связанная с именем купца Степана Варварина.
12.   Крайне любопытную Ведомость 1799 года, добытую мною в РГАДА, я решил выложить в полном виде, как достойный образец отчетности промышленных предприятий того периода. Данные в «шапке» этой Ведомости 1799 года нужно изучать более пристально в части понимания того, кто у кого, когда и что купил, учредил и взял в аренду!
По моей расшифровке это дословно выглядит так:
«Означенная фабрика производится в Санкт-Петербургской губернии Софийского уезда при мызе, называемой Лисино-Снеж. Название эта фабрика имеет Лисинская в даче, собственно принадлежащей Двора Его Императорского Величества <…> и разных орденов Кавалера Его Сиятельства графа Ивана Андреевича фон Тизенгаузена: проданная по Контракту с околежащею дачею лесной на вырубку <…> с оной вышегорскому купцу Козьме Галашевскому, коему сия фабрика принадлежит по тому же Контракту. А от него, Галашевского, я содержу по Контракту же, заключенному 1799 году апреля 1-го дня впредь на четыре года, а до сего я в содержании и прежде имел оную по Контракту же от самого Его Сиятельства графа: <…>.
Некоторые места нуждаются в уточнении. Особенно последние слова (с емя годов?).
Из вышеизложенного следует, что фабрику завел граф фон Тизенгаузен (когда ???), которую арендовал Степан Варварин. После продажи фабрики и лесной дачи Кузьме Галашевскому был заключен новый Контракт, по которому Степан Варварин арендовал на четыре года фабрику у нового хозяина – Кузьмы Галашевского. Как-то так !
После этого просматривается новая аренда Михаила Крашенинникова с 1805 по 1812 год, после которой в 1813-1814 годах купец Кузьма Галашевский взял дела на фабрике в свои руки.


4
Продолжаю краткую ретроспективу стекольных заведений Софийского (Царскосельского) уезда Санкт-Петербургской губернии периода конца XVIII века – первая треть XIX века. На этот раз речь пойдет о Мариинском Стеклянном заводе
1.   В Описании Санкт-Петербургской губернии по уездам и станам 1838 года указано, что «Мариинский Стеклянный завод в деревянных строениях» принадлежит «Веддеру, иностранцу».
2.   В книге «150—лет Никольско-Бахметьевского хрустального завода…», по данным на 1838 год, имена конкретизируются «Наследники Виддер, а содержатель Иностранец Вигент».
3.   В Перечне фабрикантов и заводчиков 1832 года содержателем завода указан «Вигант, Богдан, купец 3-ой гильдии».
4.   В сводных Ведомостях 1823 года фигурирует имя «содержателя Карла Виддера».
5.   В ведомостях 1821 года указано, что это «Мариинской стеклянный завод содержателя Золотых дел Мастера Карла Иванова Виддера на собственной земле».
6.   В сводных Ведомостях 1815, 1816, 1817 годов фигурирует имя «содержательницы Катерины Виддер на аренде у купца Григорья Дурышкина».
7.   В сводных Ведомостях 1813-1814 года указано, что это завод «Григорья Дурышкина».
8.   В сводных Ведомостях 1812 года фигурирует имя «купца Григорья Дурышкина».
9.   В подробной Ведомости 1812 года указано, что «Мариинской Стеклянный завод Содержателя санкт петербурского купца Григория Иванова Дурышкина <…> нанят по Контракту на 5 лет на земле Гатчинского ведомства у вдовы Катерины Видеровой в год по 1 000 рублей».
10.   В сводных Ведомостях 1809 года указано, что это завод «…кол. секретаря Виддера». В бумагах 1804-1809 годов имя коллежского секретаря Андрея Виддера фигурирует в качестве содержателя завода с 1802 года.
11.   Сводная Ведомость 1797 года содержит упоминание о том, что это завод «иностранки Виддеровой».
12.   В Дополнительной Ведомости 1797 года указано, что завод иностранки Виддеровой заведен «в 1788 году по Высочайшему Повелению. Пожалованной земли 2 десятины 1960 сажень». Где-то в сети встречал упоминание о том, что учредителем стеклянного завода в Гатчине был Якоб Филипп Виддер (р. 1766, † 5 мая 1799 г.), но документальных подтверждений сего факта не имею. Кто знает, может быть, та самая "иностранка вдова Виддерова" приходилась ему супругой ?!




5
         10 января 1928 года на экраны страны вышел художественный фильм «Ухабы» (второе название «Ухабы жизни») (драма, 9 частей, 2091 м, 76 минут), снятый в 1927 году на киностудии «Совкино» (г. Москва) режиссером Абрамом Роомом по сценарию, написанному совместно с Виктором Шкловским. Сюжет был заимствован из помещенного в ленинградском журнале «Резец» рассказа рабкора А. Дмитриева.
         Съемки фильма проходили на стекольных заводах рабочих поселков Гусь-Хрустальный и Великодворье.
         Стеклодув Павел и шлифовщица Таня, полюбив друг друга, стали мужем и женой. При сокращении штатов Таню уволили. Она не стала искать другой работы, решив посвятить себя семье и ребенку. Но теперь Павлу начинает нравиться рисовальщица Лиза, и он оставляет семью. Чтобы облегчить положение Тани, общественность завода добивается предоставления ей работы в другом городе. Перед отъездом на заводском вечере Таня участвует в самодеятельном спектакле. Искренне и увлеченно она играет роль покинутой женщины, переживая свою личную драму. Поэтому слова героини, произнесенные ею со сцены, «так нельзя поступать с женщиной» особенно тронули зрителей, в том числе и находящегося в зале Павла. У него зарождаются сомнения, угрызения совести, а впоследствии раскаяние. К тому же у Павла прошло и увлечение Лизой, она оказалась не такой, какой он ее представлял ранее. Но тяжелое моральное состояние привело к тому, что совсем плохи стали и его дела на заводе. Общественность осуждает его, и он переводится на другой завод. Направляясь на место новой работы, Павел встречает на пароходе Таню, которая ехала на новое место жительства и работы. Происходит примирение супругов.   
          Выбор авторов фильма темы стекольного производства, достаточно подробно отраженной в картине, обуславливался новомодной в те времена теорией «установки на материал». В данном конкретном случае «материал» (стекло) увязывался с сюжетом и идеологическим посылом («формовка», или «изготовление», нового советского человека) с помощью ключевых титров в начале фильма («Знаете ли вы, как делается стекло?») и в его конце («Так делается стекло!»). Наряду со стеклом «производился» и «шлифовался» главный герой фильма - его заново воспитывал коллектив.
         Перед премьерой только что смонтированный фильм прошел нелегкое испытание многих просмотров и обсуждений в рабочих коллективах, прежде всего, там, где проходили съемки картины. И везде «Ухабы» смотрели живо, заинтересовано, потом спорили, нередко сравнивая, примеривая увиденное на себя. Разговор начинался с фильма, а потом уходил в проблемы рабочей жизни и снова выходил к фильму, к кинематографу вообще. Резолюции обсуждений были единодушны: «Двинуть фильм в рабочую массу!», «Картина наша!». Не обошли вниманием премьеру фильма и центральные СМИ. Даже в газете «Правда» появился материал. Несмотря на то, что профессиональные критики с упоением ковыряли пальцем, пытаясь выявить все явные и мнимые изъяны фильма, зритель принял картину достаточно позитивно.
        Что касается великодворской «составляющей» фильма «Ухабы», то хотелось бы привести выдержки из статьи режиссера картины Абрама Роома, напечатанной в сентябрьском номере (№ 37) журнала «Советский экран» за 1927 год:
       «Всякому, имеющему хоть небольшое представление о стекольном производстве, будет понятно, насколько трудно и даже почти невозможно было снимать.
       Хуже всего нам пришлось в Великодворье на заводе, где вырабатывается полуторное и двойное бемское стекло. Работать приходилось ночью (днем не было тока). Наши осветители Кузнецов В. и Беляев, устанавливая аппаратуру у самых печей, выдерживали при этом такое «горячее испытание», какое они, достаточно стажированные работники, еще ни разу не испытывали.
       Халява имеет в длину до 200 см и весит вместе с трубкой несколько более 1,5 пудов. И вот такую «трубочку» выдувает рабочий один без каких-либо помощников, стоя на 2-саженном узком помосте.
       То, что мы видели в Великодворье, это тяжелый человеческий труд, это чуть ли не самая вредная работа, но рабочие-выдувальщики достигли в ней такой исключительной техники, нашли такой своеобразный ритм, который не только во много раз облегчает им эту тяжелую работу, но вносит в нее элемент подлинного искусства и мастерства. Выдувание стекла превращается у них в подлинный биомеханический танец человеко-машины.
        Мы видели рабочего Чепорина*; он так раскачивает полуторапудовую халяву, так ловко откидывает правую ногу назад, когда вводит халяву в печь для обжога, он с таким совершенством выдувает на согнутых коленах, такой танцевальной и подпрыгивающей походкой относит готовую халяву на место, что мы с Фельдманом (оператором), как только находили свободную минуту, шли смотреть этого «Великодворского Смольцова» **.
        Наши актеры – Малышева, Ольгина, Юренев и Минин имели свое крепкое место на заводе. Юренев – выдувальщик халяв, Минин – выдувальщик сортового стекла, Ольгина – шлифовка стекла, Малышева – живописная отделка стаканов.
        Каждый из этих актеров несколько дней не только изучал производство, как зритель, но по-настоящему работал, и только тогда, когда они до некоторой степени овладевали производством, мы их снимали.
        Рабочие обоих заводов относились к нам исключительно. Они помогали нам во всем. Обучали актеров производственным процессам, сами охотно работали перед аппаратом, исполняя при этом все наши просьбы во время съемок. Администрация заводов также во все шла нам навстречу.
        Это понятно: в картине «их завод»».
        К глубокому сожалению, фильм считается утраченным. Информация о нем базируется лишь на мемуарах авторов фильма, литературном сценарии, многочисленных рецензиях в центральных органах массовой информации и специализированных периодических изданиях того времени, а также на чудом сохранившихся кадрах (срезках) из фильма. К слову сказать, специалисты Госфильмофонда РФ составили список утраченных фильмов, в который вошли 557 картин. Перечень составлен при участии 32 киноведов, в него попали игровые, документальные и анимационные фильмы, снятые в период с 1909 года по 1976 год. Среди 102 фильмов, вошедших в первую часть этого перечня и признанными экспертами самыми значимыми для отечественного кинематографа, картина «Ухабы» Абрама Роома стоит на 3-ем месте.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
*  Не Чепорина, а Чигорина. Возможно, ошибка или опечатка в первоисточнике.
**Виктор Васильевич Смольцов (1900-1976) – советский артист балета и педагог. Заслуженный артист РСФСР (1933). Лауреат Сталинской премии второй степени (1949). Обладал большим легким прыжком, выразительной пластикой, совершенной техникой, чувством стиля.


6
Под моей редакцией в апреле этого года вышел фотоальбом "Три века Земли Великодворской", в котором прослеживается история поселка Великодворье Гусь-Хрустального района Владимирской области и его окрестностей в документах ХVII-ХХ веков. Отдельно обращаю внимание именно на формат книги - фотоальбом! Достаточно много места в издании посвящено документам, связанным с историей Великодворской (Дардурской) и Залеской стеклянных фабрик. Издание выполнено в твердой обложке на высококачественной бумаге. Тираж 500 экземпляров. Цена 1 200 рублей. После серий презентаций в апреле-августе сего года количество книг заметно уменьшилось с учетом приобретения администрацией Гусь-Хрустального района значительной части тиража для муниципальных библиотек.
По вопросам приобретения обращаться по телефону +7 (919) 000-66-52 (Тюменева Марина Анатольевна)

7
Точно так же, ка сверху не i , а Б (бутылка), так и ниже видятся остатки буквы В, тем паче, что есть уже такое клеймо почётче от Сергея Попкова (фото прилагаю), но версия пока "так себе", но раз уж начал, то озвучиваю и на топик распространю.

Предположу, что это Власовский завод Андрея Ингликова. Исхожу из того, что в топографическом описании Владимирской губернии 1784 года есть следующее описание:"Потаповский и Николаевский - принадлежащие губернскому секретарю Ивану Ивановичу Инглинову, Власовский - принадлежащий ему же вместе с содержателями Андреем и Карпом Инглиновыми".
Иван Иванович Ингликов - внук Франца Ингликова, который в 1751 году основал завод, впоследствии перешедший, согласно данным о заводе у Ашариной Н,А., к сыновьям Франца - Платону и Ивану, а затем к внуку - этому самому Ивану Ивановичу Инглинову (по-видимому, фамилия "русифицировалась" в процитированном топографическом описании). Предположу, что к 1814 году завод мог перейти в собственность упомянутого Андрея Ингликова (Инглинова), но никаких сведений об этом разыскать пока не удалось, как и о степени его родства с Иваном Ивановичем. Поэтому оставляю пока вышеизложенное на положении "слабой версии".

В Экономических Примечаниях Меленковского уезда Владимирской губернии 1798 года Потаповская и Власовская стеклянные фабрики указаны в собственности "порутчицы Прасковьи Ивановой дочери Шибаевой". Согласно ведомостей о состоянии стеклянных фабрик и заводов за 1797-1803 годы Власовская стеклянная фабрика "была выстроена нынешней содержательницы дедом Иваном Францовым сыном Ингликовым в 1751 году, на которую он имел от Мануфактур-коллегии указ, а ей досталось по наследству». В донесении Владимирского губернатора от 07 декабря 1805 года указано, что «существовавшие прошлого 1804 года в Меленковской округе две стеклянные фабрики малолетних господ Шибаевых Власовская и Потаповская в нынешнем 1805 году <…> проданы опекуном оных малолетних отцом их порутчиком Шибаевым секунд-майору Ивану Мальцову…».

8
Чуть более года назад в обсуждении к одному из топиков, посвященных Перовскому и Воронцовскому стекольным заводам, я закончил свою мысль выводом о том, что история становления и развития стеклоделия в Касимовском уезде Рязанской губернии нуждается в переосмыслении. Меня тогда поправили... Не в переосмыслении, а в уточнении и дополнении! По прошествии времени, вооруженный новыми данными, я могу смело заявить, что она нуждается в том, чтобы ее не уточняли и не дополняли, а писали заново! Такого нагромождения ошибок, вымысла и белых пятен надо еще поискать! Это впрямую касается темы, которую я хочу поднять в этом топике.
О том, что отставной корнет Сергей Акимович Мальцов основал в 1811 году в Касимовском уезде Рязанской губернии Курловскую стекольную фабрику, только ленивый не знает. На сей счет написаны горы литературы, причем, как правило, авторы переписывают друг у друга одни те же пассажи о том, как зарождалось и крепло вновь учрежденное промышленное заведение. Я уж молчу о праздничных торжествах по случаю юбилейных дат ныне действующего завода и города Курлово при нем, еще недавно имеющего статус поселка! Как-никак в этом году 213-ая годовщина! А вот, на мой взгляд, да простят меня мои земляки, курловчане, где-то приблизительно от 39 до 45 из этих 213 лет, придуманы!
Я не буду перечислять многочисленные аргументы, на чем базируется данное мое утверждение. Естественно, на отсутствии документальных свидетельств обратного! В целях обретения истины я обращаюсь к знатокам темы поправить меня, если я неправ в своем суждении, предоставив для меня и для всех интересующихся этим вопросом хотя бы несколько документов, датированных периодом 1811-1856 гг., доказывающих существование фабрики и поселения мастеровых при ней в этот промежуток времени. 

9
Версий пока нет. Явно первые буквы "Братья..."... Что скажите, господа знатоки?   :blink:

Страницы: [1]