Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Митрий

Страницы: 1 ... 4 5 [6]
76
Надо сказать, что технология была отработана очень не плохо. Шликер был выше всяких похвал по своим свойствам, лился превосходно, выдерживал очень сложные формы. Можно было из него отливать и тонкостенные изделия, но отсутствие утельного обжига требовало толстого черепка. Художники, избранные мастера тем не менее умудрялись делать для себя уникальные вещи с промежуточным обжигом, добывали глазури других заводов и несли на обжиг не в туннельную печь, а в «Асуан» где температура была достаточной для спекания . Цикл обжига в «Асуане» был 10дней. Авторы ходили вокруг и маялись, не могли дождаться.
Теперь о людях. Я там появился в 87м. Тогда главным художником был Паша Козырь. Выпускник Строгановки. Разработками моделей кроме него занимались ещё несколько художников. В основном дам. Приходилось наблюдать забавную картину, как к модельщику Лёне Островскому приходили дамы- авторы моделей и говорили : « Лёнечка, вытачи мне вота такую вот вазочку»,свои слова сопровождая описыванием замысловатых кривых дуг в воздухе пальцами.
И Лёня точил… приправляя процесс своими изысканными тирадами. Про Лёню можно вообще долго говорить. Это яркая личность. Готовился поступать в ИнЯз, но не поступил и попал на «Изолятор». Человек владеет несколькими языками. Кажется, что он их не учит, а вспоминает.
Английский, Испанский, несколько Кавказских, хинди, санскрит. В условиях «технологии изолятора» умудрялся делать уникальные лепные подсвечники с цветами и птицами «а ля Кендлер», чем в совковое время поражал воображение окружающих. Делать это приходилось подпольно в строжайшем секрете от начальства. Хотя, все знали, но надо же было взять с поличным. На него даже устраивали облавы, но… Лёня был не уловим.
В цехе на тиражировании форм работало три-четыре человека.
В цехе росписи что то около 15.
---------------------------------------------------
Отдельно хочется сказать, что завод был открыт для художников . Некоторые авторы делали там свои монументальные заказы из шамота. Превосходного ,надо сказать, шамота. «Асуан» проглатывал любой размер. Проблема была только в цветовой палитре, но сам цвет натурального шамота был настолько богат, что его не надо было портить разноцветьем.
Особую привлекательность завод представлял для нас студентов. До родной Строгановки 15-20мин. Пешком. Это было счастье, когда наш профессор договорился для нас о постоянном пропуске на несколько лет!!! Это неслыханное дело, когда все подмосковные заводы стремились отказаться от практикантов даже на летние месяцы, здесь круглогодично в любое время.
Я очень благодарен за эту возможность получить практические навыки.


Позже выложу фото работ с практики, полулитературный опус и то, что ещё вспомню.
=================================================

Больше в той давней теме Костя ничего не написал...   Забанили его нафиг....

77
Приведу здесь рассказ человека, который работал на "Изоляторе" в конце 80-х. Сейчас он преподаёт в Строгановке, фарфорист, скульптор, живописец, реставратор, один из лучших знатоков старенького фарфора. Константин Патов.

Этот материал был опубликован на форуме Антик Салон (у Маруси) летом 2008г. Сейчас этот материал я там найти не смог (удалили?). Всё интересное было скопировано мной пару лет назад для себя. Пусть и здесь будет копия.

Великолепно подан материал! (ИМХО!)
==============================================================
В последние годы (в конце 90х) цех ширпотреба Изолятора отошёл от традиционной своей технологии - потёчной коричневой глазури, стал выпускать различные сувенирные изделия с подглазурной росписью,
как кобальтом, так и полихромную. Именно под эгидой народных промыслов. Был вполне самоокупаем. Сейчас цех переведён с Сокола на подмосковную станцию, но коллектив продолжил своё существование
на новом месте. Но традиции советского изолятора прерваны. Это уже другая история.
-----------------------------------------------------
Да, информации очень мало. Но, важна же точная информация- атрибуция, авторство, год. С этим совсем беда. Боюсь, это даже в архиве завода не отражено.
Я же могу предложить только "лирику" общие слова и эмоции.
Немного повспоминаю. Цех ширпотреба возник как побочное производство основного, которое выпускало электороизоляторы всех размеров и видов.
особой гордостью были гигантские изоляторы для Асуанской ГЭС, которую посроил СССР в виде братской помощи. Высота изоляторов доходила до 10м. Рекорд Гинеса?
Пришлось строить специальный газовый горн. Краса и гордость завода. Его неофициально так и называли Асуан. На фотографиях выше видно место где он располагался.
Эти изоляторы делались из заготовок на специальной машине, прессе, который выдавливал огромные цилиндры сантиметров 60-70в диаметре. С толщиной стенки около 12см.
Потом эти цилиндры обрабатывались вручную клюшками и шаблонами специально обученными людьми. За работой этих мастеров наблюдать было одно удовольствие, как лихо и виртуозно они обрабатывали эти здоровенные туши, придавая им форму изолятора. Только стружка летела в стороны как серпантин на празднике. Из этих же заготовок приспособились делать интерьерные и уличные кашпо, урны, большие напольные вазы. Некоторые были до 2 метров. Всё это точилось вручную, форм не было. Потом эти изделия расписывались незатейливыми кобальтовыми цветочками. Уличные урны и цветочные вазы прекрасно стояли в наши зимы много лет.
Отходы основного производства (все срезки, необожженный брак) незамедлительно шли в
Цех ширпотреба, где распускались в шликер. Технология изделий была максимально дешёвой.
Поэтому и изделия на прилавках были очень дёшевы. Хотя тиражи были сравнительно не велики,
Ассортимент часто обновлялся. Технология была такая. В шликерные формы заливался шликер, была даже придумана специальная литьевая машина полуавтомат, которую обслуживали две женщины в смену. Происходило это так: Из специального бака со шликером самотёком из шланга заливались формы на машине –конвейере, черепок набирался примерно час, за это время он набирал примерно 5мм. Толщины. Затем машина самостоятельно сливала из форм лишний шликер, и через 2-3 часа изделия извлекали из форм. Предварительного обжига не было . Глазуровали сразу сырец. Толстые стенки позволяли. Коричневая железистая глазурь обжигалась на температуру примерно 1250-1280 градусов. В то время, как на основном производстве 1320-1350. Т.е. ширпотребный фарфор не дожигался. Получался полуфарфор.
Декорирование было двух видов: окунание в коричневую потёчную глазурь, которая выявляла рельеф изделия. Вазы, кружки глазуровались в два этапа сначала внутри белой эмалью, затем снаружи коричневой глазурью. Другой вид – это ручная роспись по сырой эмали кобальтом. Это была именно эмаль, глушенная глазурь . Прозрачная плохо смотрелась на недопеченном сероватом черепке. Хотя , сама масса была очень чистой. Для изоляторов предъявлялись очень высокие требования по примесям, особенно железа. Роспись по сырой эмали требовала особого навыка и мастерства.
-----------------------------------------

78
Х-хе! Я знаю(!) по Вашим текстам, что Вы "тёртый калач" в антике и коллекционировании!...

Ладно... Для новичков (если они есть на этом форуме) поясню...
Раз написано "фото другого нет" (ц), значит писал не владелец предмета, а человек, который живьём предмет не видел, в руках его не держал.
Раз написано "не алюминий" (ц), значит единственный вопрос о материале, который задавался владельцу, был - "Это алюминий?...", а в ответ прозвучало честное - "Нет" без дополнительных комментариев - зачем?... Ведь ЗАГАДОЧНЫЙ предмет всегда более интересен настоящему ценителю - покупаешь не просто очередной экземпляр в коллекцию, а возможность лично разгадать антикварный "ребус" - приключение!

Вот, как-то так...

79
На здоровье!  :uch_tiv:

Я заводом "Изолятор" интересовался плотно из-за того, что на изделиях худ. керамики там ставили клеймо в виде буквы "И" в пятиугольнике... И когда в теме "Гранёные стаканы" у соседей столкнулся с неатрибутированным клеймом "ИС" в ромбе, то пришла в головешку такая версия - а что если на "Изоляторе" специально для полуфарфора готовили глазурную фритту? (температура её созревания ниже, чем у глазури для твёрдого фарфора)... Для этого нужна стекловаренная печь. А почему, если она есть, не выделывать из "лишнего" стекла товары народного потребления, и не назвать это производство "Изолятор Стекло" с клеймом "ИС"?...

Списался с моим Учителем, который работал на "Изоляторе" в конце 80-х. Он сказал, что глазурь для полуфарфора на "Изоляторе" не фриттовали, стекловаренной печи не было. Моя версия с треском провалилась, но мне не жаль потраченного времени, было интересно!

Вот такие "загогулины" случаются на стыке стекла и керамики...

80
Возможно, мне кажется, но речь ведь о металлическом сосуде. Или нет?
Нет, Тымф...   Мы ведём речь о предмете на фото. То, что автор темы назвал его "МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ флягой" - это его право!... Мы его услышали, но верим только своим глазам и опыту...

Процитирую дословно человека, выставившего этот предмет на обсуждение на другом форуме. Приватно могу показать скан того сообщения...
-------------------------------------------------
"Фото другого нет. Обьём 0,6 л.Не алюминий. Что за фляга такая и что за напиток в ней был.Какие года. Предположительная цена. :hi:" (ц)
--------------------------------------------------
Продолжаю настаивать - стекло. Не фляга для напитков. Или парфюм, или техническая жидкость типа вайтспирита и т.д.
Возможно, мне кажется, но речь ведь о металлическом сосуде. Или нет?
100% металл. Видно бортик по периметру. На пивной сосуд это никак не тянет, так же как и на парфюмерию. Если уж и фляжка, то для крепких напитков.
Обормот, если у Вас есть уверенность 100%, то скажите, пожалуйста, какой именно металл вы видите?

81
Уважаемый Тымф, у меня хватает "наглости и самоуверенности", чтобы спорить хоть с "Академиком". Особенно если он специализируется на "химии" материалов в современном стекловарении,  а не в нюансах ежедневного тяжёлого труда ТОГДАШНИХ стеклоделов - мастеров и "простых" работяг...
тут нет хреновой формовки... тут не совсем подобраны температурные режимы прогрева формы..... а вакуумный пузырь  как раз и растет за счет того что стенка пристыла, а масса внутри еще горячая... и пузырик будет круглый круглый.... уж поверьте...
Я кажется понял, откуда взялись "вакуумные пузыри" (ц)...
Дело в том, что на стадии осветлении расплава, которое заключается не только в избавлении стекломассы от ненужного цвета, но и в удалении из неё газовых пузырей, иногда используются ВАКУУМНЫЕ камеры. Когда жидкий расплав помещается в них, и давление среды сильно уменьшается, - газовые пузыри в расплаве сильно увеличиваются в объёме и сравнительно легко и быстро всплывают на поверхность...
Похоже, иван68 думает, что если  "стенка пристыла, а масса внутри еще горячая..." (ц) то в массе создаётся сильно пониженное давление, и маленькие пузырьки вырастают в размерах (как в вакуумной камере), а при отверждении массы размеры пузырьков остаются неестественно большими....

Все эти фантазии не имеют отношения к нашим хлопотам - атрибуции и пониманию СТАРЕНЬКИХ предметов. И отделению их от "похожих" новоделов с пузыриками и прочими прибамбасами...   :uch_tiv:

82
Игорь, я думаю, что следы этого Мячикова нужно искать не в Москве... По адресу, указанному на ёмкости могла располагаться маленькая конторка (в аренду) мелкого торговца Мячикова. Который привозил свой товар из Риги. А там он заказывал фарфоровые (?) ёмкости на заводе Кузнецова, оптом. Что он продавал в Москве - расфасованный в эти ёмкости чай или табак, например, или просто фарфоровую тару для других торговцев, проще узнать в Рижских архивах, чем в Московских... (ИМХО!)


83
Парфюмерный стеклянный флакон. 
Господа, неужели никому не доводилось пить из горлА?!... Неподходящий для фляги диаметр горлышка у этого предмета...
Этикет от пива пришпандорен "шутником"...

84
Первый раз слышу о клейме ВНУТРИ карболитовой посудинки... Посмотреть бы!...
Если эта чайная пара выделана на "Комсомольской правде", то до начала 50-х, скорее всего.

85
Я почти уверен, что ваза выделана или на московском заводе "Изолятор", или на предприятии "Всехсвятский фарфор" (2004-2014 гг.), - отделившемся от "Изолятора" цехе художественной керамики. ((Которое разместилось на Новорижском ш., в 25 км от МКАД))

Полуфарфор. Толщина черепка явно больше, чем 1,5 мм.

86
тут нет хреновой формовки... тут не совсем подобраны температурные режимы прогрева формы..... а вакуумный пузырь как раз и растет за счет того что стенка пристыла, а масса внутри еще горячая... и пузырик будет круглый круглый.... уж поверьте...
В "вакуумные пузыри" (ц) в стекломассе не поверю никогда, сорри!  Хоть и тройка у меня была по физике...
небольшое дополнение... заливка стекла в пресс-форму идет не с ковша, а с наборки.....
Жидкий расплав, пригодный для литья, с рабочего конца "железка" (прута, штыря) стечёт за пару секунд, никакой наборки не будет... А вот наборка КОВШОМ - "чумичком" - самое то для литья!
--------------------------------------------------------------------
Не питая благосклонности ко всем этим "баттлам", к дискуссии специалистов отнесусь с вниманием и интересом  :uch_tiv:
Уважаемый Тымф, похоже, "дискуссии специалистов"(ц) не получается... Жаль!...

87
Разве что,  при заборе жидкой массы из ванны в "рабочий ковш" образовались  пустоты, которые успели принять "красивую" форму ещё  да наливания стекломассы массы в форму.

88
это так называемые "технологические" деффекты... пузыри образуются не при варке, а при формовка стекла... такие пузыри возможны при отработке новой технологии (пресса, центробежки)... так как он особо на функционал не влияли, то их отправляли в торговлю по сниженным ценам...
"А Баба Яга против!"...
Люблю "лёжа на диване" потеоретизировать по вопросам сугубой практики...
При "хреновенькой" формовке изделий из стекломассы ЛЮБОЙ консистенции схлопывание пустот (каверн)  в ней возможно (брак!)... Каверны при этом будут в момент возникновения иметь самую причудливую форму.  Дальнейшее изменение этой полости в пуэырёк воздуха почти правильной формы (шар, овоид) происходит ТОЛЬКО за счёт сил поверхностного натяжения внутри каверны, если она заключена внутри ЖИДКОГО  расплава с достаточной текучестью. Для того, чтобы каверна "закавыристой" формы превратилась в "шарик" нужно немало времени без существенного снижения температуры (текучести) жидкого расплава в форме....

Не вижу я на предметах ТС никаких признаков, позволяющих предположить "технологические" дефекты"(ц.)

89
Для внутренних заводских (обязательных к исполнению!) документов было единственное жёсткое требование - разрабатывайте их самостоятельно, в зависимости от амбиций и возможностей предприятия, но моменты, которые противоречат  "духу и букве" этого "Справочника" должны быть отдельно документально согласованы с Минторгом  (ИМХО!)
На ЛФЗ, например, 20 групп сложности было, примерно, до 1963 года,  когда перешли на 15 групп. У других заводов, указывавших на донышке (для товароведов!) группу сложности, были другие схемы.
--------------------------------
Только из этого справочника я узнал, наконец-то,  вменяемую версию значения меток типа  20+30% на донышках  изделий ЛФЗ. Версия из марочника ЛФЗ в книге Пелинского и Сафоновой всегда казалась мне бредовой (см. фото)

Короче, полезный материал при внимательном изучении.

90
"Степан Разин"... Ностальгия накатила...

Году в 87-ом одна моя подружка жила на ул. Степана Разина, совсем рядом с заводом. А её мама работала там, и приносила домой НЕФИЛЬТРОВАННОЕ пиво. Мутное, некрасивое - прямо из бродильной ёмкости. Но насколько вкуснее оно было, чем самые дорогие сорта в самых крутых пивных заведениях!!!...  Кто не пил ТАКОЕ пиво, тот не знает, что такое пиво....

Вспомнилось ещё о стекле. В самом начале 90-х на ул. С-Раз. (напротив завода) была заводская приёмка стеклотары. Работала только вечером, несколько (около 2-3-х) часов. Принимали пивные бутылки (только тёмного стекла, кажется, и обязательно - чистые, без этикеток) по той же цене, что и повсюду. Но на эти деньги сразу же (на месте) можно было купить пиво в бутылках со скидкой процентов 30 от городских магазинных цен.
Мы, молодые и весёлые, жили тогда на Петроградке (ул. Зеленина), и когда скапливалось достаточно "товара", ехали на трамвае "сдаваться" с рюкзаками, забитыми стеклом. Возвращались домой еле волоча рюкзаки с пивом в бутылках. И иногда, прямо возле дома часть продавали (с хорошим профитом!).

"Как молоды мы были!..."

Удачи!    С уважением, Дмитрий.

Страницы: 1 ... 4 5 [6]