Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Тымф

Страницы: 1 ... 63 64 [65] 66 67 ... 79
961
Н/о клейма-оттиски с/з РИ / О.З. К.Л. 1852
« : 18 Апрель 2017, 06:26:40 »
О.З. К.Л. 1852.

Из 3-х клейм чёткое только одно, пока не определил, имевшиеся версии слишком сырые для озвучивания.

962
Барнаульский стекольный завод,
упоминание Бобровского стекольного завода.

    С начала XVIII века искусство бытовых предметов, до сих пор различавшихся лишь по качеству, богатству материала и отделки, разделилось на две обширные области по художественным критериям: искусство официальное, «ученое», столичное, ориентировавшееся на классические образцы, и искусство народное, провинциальное, во многом традиционное, обслуживавшее быт сельского населения. Изделия из стекла стоили дорого и покупались, в основном, представителями имущих классов. По традиции крестьянской культуры стеклянным изделиям давались названия, соотносимые с наименованием крестьянской утвари: чарки, братины, сулеи, кадочки и т. п. В данной статье мы рассмотрим историю возникновения и развития первого стекольного завода в Сибири, деятельность которого повлияла на внешний облик города Барнаула Алтайского края во второй половине XVIII века.
   
    В настоящее время в Барнауле существует небольшая улица, называемая «Стеклянный лог». Жители этих мест уже не помнят, откуда взялось такое название и что здесь находилось в начале XIX века. В начале 70-х годов XX столетия краеведом Т. Полухиным была опубликована статья, где упоминалась музейная экспозиция стеклянных изделий из различных сортов стекла, и хрустального в том числе, однако в Алтайском краеведческом музее нам не удалось обнаружить изделия Барнаульского стекольного завода. История Барнаульского стекольного завода фрагментарно, но представлена в немногочисленных публикациях краеведов и историков. Данной проблемой занимался краевед Н.Я. Савельев. Он написал очерк истории Барнаульского стекольного завода «Алтайские мастера хрустального дела», в котором подробно описал жизнь и деятельность работников этого завода. Безбородов М.А. в «Очерках по истории русского стеклоделия» в статье «К.Г. Лаксман и его работы по стекловарению» упомянул о деятельности русского ученого Лаксмана К.Г. (Э.Г.) на Барнаульском стекольном заводе. Современная стекольная промышленность многим обязана научной инициативе Лаксмана, который, вопреки существовавшим в его время взглядов о непригодности солей «купоросной кислоты» для производства стекла, поставил опыты по применению природного сульфата натрия для стекловарения и добился успехов.

    В 1739 г. на реке Барнаул приказчики уральского горнопромышленника А.Н. Демидова начали строительство завода по выплавки меди. Вскоре, находившаяся рядом маленькая деревенька Усть-Барнаульская слилась с заводским поселком, и он стал называться Барнаульским заводом. После смерти А. Демидова в 1745 г. по завещанию все горно-металлургические предприятия, в том числе Барнаульский завод, перешли младшему сыну Демидова Никите. Однако по жалобе старших сыновей Прокопия и Григория императрица Елизавета отменила завещание отца и повелела руководителю Берг-коллегии А.Ф. Томилову составить подробную опись наследства, чтобы затем разделить его между всеми детьми. Но 1 мая 1747 г. алтайские заводы и рудники были взяты в ведение императорского Кабинета и назначен начальник Колывано-Воскресенских заводов А. Беэр. На огромном пространстве верхнего течения Оби все земли, недра, леса и иные богатства были объявлены царской собственностью. Люди, населявшие эти места, стали крепостными, обязанными работать в рудниках, у заводских печей, возить руду, заготовлять и доставлять лес, уголь, бутовый камень.
В 1752 году Барнаульский завод был переоборудован в серебро-очистительный. На заводе появились аптека, госпиталь, училище. Купцы построили гостиный двор для торговли, амбары для хранения товаров. Для заводских и рудничных лабораторий, для аптечной посуды и медицинских нужд в заводском госпитале стекла требовалось все больше. К тому же для заполнения оконных переплетов вместо дорогой слюды все чаще использовалось стекло. Стекло, привозимое на лошадях из Москвы и Петербурга, зачастую разбивалось в пути в значительных количествах, что приводило к большим убыткам. Эти обстоятельства послужили поводом для Канцелярии Колывано-Воскресенских заводов в 1753 г. обратиться в Кабинет Е. И. В. с просьбой о разрешении строить новый стекольный завод. Новое предприятие подчинили ведомству Колывано-Воскресенского горного начальства, руководство которым осуществлял шихтмейстер И.И. Трунилов. Из столицы с казенных заводов прибыли мастера «стеклянного и хрустального дела». Весной 1954 года начались пробы местного песка в заводской лаборатории. Проверка показала, что лучше, чем в логу в вершине пруда на правом берегу реки Барнаул, песка для стеклоделия нигде нет. Здесь и начали постройку нового предприятия. Пока клали печи и возводили стены будущей «стеклянной фабрики», в лаборатории Барнаульского серебро-очистительного завода шло обучение набранных в «стеклянные ученики».

    В январе 1755 года началось «дело стекла из оного посуды и протчего». Варили стекло трех сортов: зелёное, потому что дёшево, белое и хрустальное - для нужд господ офицеров и начальников. Изготовление стекла начинали с самого дорогого - хрустального. В его состав входило 47,8% кварца, 32% селитры, 19% сурика, остальное - марганец и мышьяк. Далее помощники мастера приступали к составлению смеси для варки белого стекла. Эта смесь была проще, она состояла из поташа (48%) и кварца или песка, смотря какой сорт требовался; после этого приступали к образованию смеси для варки самого дешевого зелёного стекла. Песок (50%), поташ (33%) и зола березовых дров (17%) - вот весь состав зелёного или «зольного» стекла. В апреле 1756 года новый управляющий Барнаульским сереброплавильным заводом И.С. Христиани приказал окрашивать кварцевое (белое) стекло в лазоревый цвет синим крухмалом, доставляемым из Петербурга. С этого времени Барнаульский стеклозавод начал выпускать стекло трех цветов: зелёное (из золы с песком), лазоревое (кварцевое) и белое прозрачное (хрустальное). Посуда получалась различных оттенков: тёмно- и светло-зелёная, голубая и тёмно-синяя, и лишь хрусталь давал прозрачное стекло. Качество посуды было невысоким. Она трескалась даже произвольно, находясь в спокойном состоянии в посудном
шкафу или на столе. Налитая в нее чистая вода приобретала неприятный привкус. Это вызывалось тем, что соли («глазгал»), счерпываемые с поверхности расплавленной массы стекла вновь потребляли в качестве поташа. Постепенно технология изготовления стекла улучшалась. Удаление глазгала сделало стеклянную посуду более прочной и гигиеничной. При Стекольном заводе была открыта лавка, в которой все стеклянные изделия продавались на вес. В этой же лавке жители поселка могли обменять по весу осколки сломанной посуды на целое изделие. Сначала посуду из зелёного и кварцевого стекла продавали по 5 копеек за фунт, а хрустальную - по 12 копеек. Позже цены повысились до цен столичных заводов. В конце декабря 1755 г. «тафельное» стекло стали продавать по 8 копеек за фунт, а хрустальную посуду за 20 копеек. В 1758 году барнаульский стеклозавод начал вырабатывать шлифованное и полированное стекло. Оно делалось из всех сортов стекла и продавалось дороже на 2,5 копейки за фунт. Выпуск продукции был неравномерен. В 1758 году было выпущено более 200 пудов стекла в изделиях, это был самый высокий показатель. За годом максимума выработки посуды
следовали два-три года спада, когда завод снижал выпуск изделий до 150-100 пудов. Затем продукция снова росла и снова снижалась. Такие колебания можно объяснить затариванием продукцией. Начальство искусственно снижало выпуск стеклянных изделий заводом до тех пор, пока на складах почти не оставалось посуды. Исключение составлял выпуск оконного стекла, количество которого с каждым годом возрастало. «Изделия барнаульского «стеклянного завода» были тяжеловесными. Крупная колба весила до 11 фунтов (4,4 кг), реторты - до 10,5 фунта (4,2 кг), воронки - до 470 г, песочные часы из двух склянок весили 660 г. Но и эта продукция находила спрос даже за пределами Алтая. В 1760 г. отправили по заказу в г. Нерчинск 3 больших, 4 средних, 5 малых и 10 маленьких колб, 3 чашки, 6 воронок, 5 песочных часов, 8 реторт и 15 банок разной формы».

    Деятельность стеклозавода отразилась на внешнем облике Барнаульского завода и прилегающих к нему слобод. Отныне общественные и жилые дома имели стеклянные окна взамен слюдяных или затянутых бычьим пузырем. Стеклянная посуда вошла в быт заводских жителей. Но стекло покупали в основном барнаульцы. На Змеиногорский рудник или Колыванский завод ни оконного стекла, ни посуды не поступало. Это ограничивало рынок сбыта продукции «стеклянного завода». В 1763 году Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства запросила у Кабинета разрешения закрыть стеклозавод и передать производство стекла частным предпринимателям. Кабинет не возражал, но потребовал ответа, где именно частные заводчики могут построить стекольный завод.
Купцы не решились делать стекло, так как не рассчитывали, что крестьяне и мастеровые будут его закупать. Горное начальство и чиновники, заводы и рудники не дали бы прибыли, потому что по условиям купец должен был получать мастеровых и инструменты, но поставлять стекло заводам по прежней цене. Заслуга продолжения стекольного дела на Алтае принадлежит механику
И.И. Ползунову и учёному К.Г. Лаксману, встреча которых произошла осенью 1764 года. Прибывший на Барнаульский завод в качестве пастора К.Г. Лаксман увлекся горным производством и изучал буквально все, что видел в этом отдаленном крае, мало знакомом для учёных. В Барнауле он впервые познакомился с технологией стекла. «Здесь, - писал Лаксман, - находится довольно изрядный стекольный завод, в котором делается порядочное белое стекло, также каменная аптека и деревянный гофшпиталь. Плавильня построена среди самого селения, на речке Барнауле; подле его протекает от юга к северу великая река Обь». Барнаульский сереброплавильный завод был крупнейшим в Сибири и являлся местом обучения многих людей металлургии. К.Г. Лаксман обучался горнозаводскому делу у И.И. Ползунова. Ползунов в это время строил здание для своей «огненной машины» вблизи стекольного завода и Лаксман наблюдал за «делом стекла». «Выдающимся достижением русской химической прикладной науки XVIII века является введение сульфата натрия в стеклоделие. Оно связано с именем русского академика К.Г. Лаксмана, впервые поставившего опыты варки стекла с сульфатом натрия в 1764 г. в г. Барнауле». На Барнаульском стекольном заводе Лаксман К.Г. проверил опытным путём свою идею замены поташа природной глауберовой солью. Архивные документы за 1767 год свидетельствуют, что стекло варилось по тем же рецептам, которые зафиксировал И.И. Ползунов в 1755 году и рецепты К.Г. Лаксмана уже не применялись. Завод стал вырабатывать гранёную посуду: графинчики, сахарницы, бутылки и бокалы.

    В 1771 г. Барнаульский сереброплавильный завод получил статус горного города «Барнаул». Людей, работавших на стеклозаводе, теперь называли «мастерами хрустального дела». В продажу населению с завода поступала только хрустальная посуда, зелёное и синее стекло делали лишь для заводских нужд. Деятельность Барнаульского меде - сереброплавильного завода и стекольного завода приводила к истощению реликтового соснового нагорного бора. В 1792 г. Канцелярия приказала Барнаульской горной конторе построить для варки стекла небольшой завод на правом берегу Оби в Бобровской лесосеке. Планировалось готовить смеси и варить «стеклянную материю» на Бобровском заводе, затем возить ее на Барнаульский стеклозавод, где заниматься исключительно выделкой посуды и оконного стекла. Израсходовав 14700 штук кирпича, 1000 пудов огнеупорной калтанской глины, 4 колосника, 250 гвоздей и 13 пудов железа, начальство добилось осуществления своего замысла. Строители описали новое предприятие так: «оной завод состоит при Бобровской лесосеке, поблизости казенных казарм, по течению речки Бобровки на правой стороне, расстоянием
от Барнаула в 30 вёрст. Фабрика основанием в 7, длину 7, ширину - 6 сажень забрана в столбы из мелких брёвен и потом укреплена толстыми деревянными связями и покрыта драньём». Привозная, сваренная на Бобровском заводе стеклянная масса, была очень дорогой. Дешевле было возить из Бобровской лесосеки дрова. Песок был хуже барнаульского. Просуществовав пять лет, Бобровский стекольный завод в 1798 году был закрыт.

    Продукция Барнаульского завода, проработавшего уже полстолетия, была всё той же, только перестали делать посуду из кварцевого стекла, заменив его хрусталём прозрачным и синим, перестали сдавать осколки битой посуды в перевар. Теперь главным назначением завода было изготовление оконного стекла. Правда, в период 1817-1830 гг. «мастера хрустальных дел» начали готовить также изделия из фарфора, но в небольших количествах. По-видимому, это были изделия по заказу начальника Колывано-Воскресенских заводов П.К. Фролова. Вскоре барнаульский стекольный завод опять попал под угрозу закрытия. В 1837 году барнаульский архитектор Я.Н. Попов составил проектный чертеж, озаглавленный: «План и фасад заводу для делания стекла и предполагаемого построить при Салаирском руднике». Почему не был построен этот завод, выяснить не удалось. Последние тринадцать лет своей истории барнаульский завод выпускал два сорта стеклянных изделий: хрустальные и
низкосортные, из «зелёной материи». Обеспечивая своей продукцией лаборатории сереброплавильных заводов и рудников, казённых зданий и лечебных учреждений, барнаульские стеклодувы вырабатывали посуду на рынок, ограниченный потребностями населения города Барнаула. Отсталая техника варки стекла, почти не изменившаяся за целое столетие, ставила первое на Алтае предприятие силикатной промышленности в невыгодное положение. Частные купеческие заводы в Сибири давали более высококачественную и менее дорогую продукцию. Стекло в Барнаул возили из Иркутска, свои заводы также имели Томск, Омск и другие сибирские города. Застой, охвативший все предприятия царского поместья к середине XIX века, не миновало и стеклоделие. Не желая переоборудовать и расширять стекольный завод в Барнауле, арендатор Алтайских горных заводов - министерство финансов, не видело необходимости в дальнейшем существовании этого подсобного предприятия, и в начале 50-х годов XIX века стекольный завод был закрыт.

    История и деятельность Барнаульского стекольного завода является интересной страницей промышленного и художественного освоения Алтайского края. В настоящее время о барнаульском стекольном заводе напоминает лишь название - «Стеклянный лог», обозначающее место в окрестностях Барнаула, где некогда брали песок для варения «стеклянной материи».

Источник: статья Л.Ю. Алексеевой, аспиранта АлтГУ, г. Бийск "Особенности алтайского стеклоделия во 2-ой половине XVIII - 1-ой половине XIX веков",
Журнал "Мир науки, культуры, образования". №2 (14), 2009.


Фотографий изделий завода, к сожалению, не нашёл, заинтересован в помощи форумчан и краеведов. По поводу расположения завода есть такая информация с фото отсюда:"Находится под горой, адрес Мамонтова 242. Поблизости стоит Дрожже-винокуренный завод, прямо напротив Стекольного". Проверить точность процитированного не могу, но табличка на здании сама за себя говорит.

963
Всех форумчан православного обычая и веры - со светлой Пасхой! Христос Воскресе!

964
Вот одарили фоткой случайно найденного клейма, спасибо Денису som  :uch_tiv:

965
Такая вот коробочка, 19 х 15 см, надпись с обратки - "вес 300 гр". Торговая марка завода - прекрасна  :hi_hi_hi:

966
И.Д. П.К. - Императорский Двор. Пётр Казалет. И.Д. П.Ф.К. - родственное клеймо, пока не определено.

     В статье И.Л. Глушкевича "Бутылки пивоваренного завода Казалета" (можно ознакомиться на форуме здесь) приведено найденное на месте завода клеймо-оттиск И.Д. П.К. Изображение дополнено следующей информацией:
"Свою продукцию завод разливал в стеклянные бутылки, как типовые, так и оригинальные. Заказывались они преимущественно на стекольных заводах Петербургской губернии, в том числе братьев Зиновьевых в Ириновке, Фёдора Гребнера в Липове и др. Так, в 1857 году Ф. Крон передал П. Казалету право на поставки пива к императорскому двору. Специально для этого была заказана «нарочно устроенная» бутылка с клеймом-печатью на горле. Литеры «И.Д. П.К.» на клейме означали: «Императорский Двор. Пётр Казалет» (рис. 2). Бутылка изготовлялась из светло-зелёного стекла".

     Принимая без сомнений информацию столь авторитетного знатока пивной тематики относительно клейма-оттиска И.Д. П.К., лишь дополняю топик изображениями явно родственного ему клейма-оттиска - И.Д. П.Ф.К. Не обладая достоверной и полной его расшифровкой, отмечу также сложность последней. Вариантов, вследствие совпадения первых букв фамилий Крона и Казалета, предостаточно. Ясно, что И.Д. - Императорский Двор. А вот с П.Ф.К. - всё не так однозначно. Из истории предприятия на сайте завода им. Степана Разина знаем, что "В алфавитах 2-го Делопроизводства имеется указание, что пивоваренному заводу г. Крон (Ф. А. Крон и К°) было предоставлено звание поставщика Высочайшего Двора в 1855 году". Из статьи И.Л. Глушкевича знаем, что "...в 1857 году Ф. Крон передал П. Казалету право на поставки пива к императорскому двору". П. Казалет скончался в 1859 году, Калинкинское товарищество было образовано в 1862 году.     

967
Бутылки пивоваренного завода Казалета.

     Завод был основан англичанином Ноем Казалетом в 1790 году. Располагался он в Петербурге в Нарвской части 3 квартала № 889 на берегу реки Екатерингофки (ныне это территория завода им. Степана Разина). Как следует из ежегодной производственной ведомости за 1821 год, поданной в департамент мануфактур и внутренней торговли, «завод сей как прежде так и ныне состоит содержателя нарвского купца Петра Казалета с 1790 года. На оном производится работа без всякого ослабления». В том же 1821 году на заводе о двух котлах и обслуживаемом двумя мастерами, двумя подмастерьями и 24 подсобными рабочими было сварено 21.888 ведер пива. Выпускались сорта: белое простое и легкое, английское (эль), портер и полупортер. За высокое качество продукции в 1818 году фирма удостоилась права установки на изделиях и вывесках государственного герба.

     В 1848 году к Петру Казалету присоединился давний его конкурент Фёдор Крон, после чего фирма получила наименование «Казалет, Крон и Ко», а после продажи последним в 1859 году своей доли  Казалетам стала называться «Петр Клемент Казалет и Ко». В 1862 году на её базе было учреждено Калинкинское пиво-медоваренное товарищество. Вот как описывал оснащение предприятия в конце 50-х годов XIX века известный ученый технолог А.К. Чугунов: «Завод этот работает на четыре заторных чана, три бродильных и шесть холодильных сковород (находящихся в верхнем этаже здания). Возле корпуса, вмещающего в себе чаны и сковороды, в смежном здании помещаются солодовня и сушильня, превосходно приспособленные к делу. Особое здание заключает обширные подвалы, где происходит окончательное брожение пива. В пристройке, близ солодовни, находится паровая машина для накачивания воды».

     Свою продукцию завод разливал в стеклянные бутылки, как типовые, так и оригинальные. Заказывались они преимущественно на стекольных заводах Петербургской губернии, в том числе братьев Зиновьевых в Ириновке, Фёдора Гребнера в Липове и др. Так, в 1857 году Ф. Крон передал П. Казалету право на поставки пива к императорскому двору. Специально для этого была заказана «нарочно устроенная» бутылка с клеймом-печатью на горле (рис. 1). Литеры «И.Д. П.К.» на клейме означали: «Императорский Двор. Пётр Казалет» (рис. 2). Бутылка изготовлялась из светло-зелёного стекла. Она имела характерное для подобных изделий XVIII - первой половины XIX века утолщенное днище, уплощённые плечи, но, предположительно, жёстко формованный венчик.

     Поставки пива ко двору заводом Казалета продолжались и после образования Калинкинского товарищества, вплоть до 1865 года, когда это право перешло к «Баварии». К тому времени относится бутылка с клеймом на плече (рис. 3,4).

     Известно, что «Бавария» также поставляла пиво в бутылках «И.Д.». Не исключено, что пивная стеклотара для дворцовых поставок в начале 60-х годов XIX века приобрела унифицированный вид. Бутылки выдувались из тёмно-зелёного стекла. У них присутствовал архаический тип дна без утолщения, округлые плечи и жестко формованный венчик. Помимо посуды для двора завод Казалета использовал и другие фирменные бутылки. Наиболее интересен сосуд рейнской формы с тиснёной надписью «P.C.CAZALET. & Co ST PETERSBOURG» (рис. 5). Бутылка выдувалась из тёмно-зелёного стекла, имела жёстко формованные венчик и днище без производственного клейма. Именно эта форма сосуда была избрана для первых фирменных бутылок Калинкинского товарищества. Последняя бутылка представляла собой наиболее типичный образец жёстко формованных изделий 50-70-х годов XIX века. Отличительной её особенностью являлось тиснёное рекламное клеймо «П.К. Казалет и Ко», установленное на донной плоскости сосуда (рис. 6).

ГЛУШКЕВИЧ Игорь Леонидович – историк, главный архивист Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.

Статья опубликована в журнале "История Петербурга"  №5 (21) 2004 г., я позволил себе убрать из неё лишь 2 скрина (реклама и павильон Калинкина на выставке) и ссылки на источники, оставив исключительно текст целиком, разбив на абзацы, и рисунки по профильной теме. Должность автора указана на момент написания статьи.

968
Поздравляем нашего "космического" именинника, форумчанина 36RUS с Днём рождения!!! Желаем здоровья, удачи и новых интересных находок и открытий в его любимых темах ;-)  :happybirthday  :169  :dr_ink:  :happybirthday



За опоздание просим прощения, в календарь не смотрим, а зря  :praise  :169

969
Клейма-оттиски РИ / Пётр Смирнов, Москва
« : 12 Апрель 2017, 20:52:13 »
Благодаря orzu с Ревью и с его позволения, выкладываю замечательное клеймо-оттиск Смирнова с бутылки из-под "Бенедиктина".

970
Липовской завод Фёдора Гребнера.
В часто упоминаемой в подразделе статье Л.В.Смирновой, С.Э.Платонова и А.П.Керзума "Химические производства Санкт-Петербурга в дореволюционный период" со ссылкой на "Статистические сведения о фабриках и заводах в С.-Петербурге за 1862 г. СПб. 1862-1867. Вып. 1-6" упомянут "стеклянный завод Гребнера близ станции Ящеры", число рабочих - 62, стоимость продукции - 35.000 рублей. Поскольку, заинтересовавшись темой, изучаю всё, относящееся к стекольному производству, тем более расположенное поблизости, знаю, что рядом был расположен Липовской завод , упоминаемый ещё, как завод в Липове (экзотическая версия "Липецкой завод" есть на сайте про Саблино). Проверяя имевшуюся версию с расшифровкой Л.З., как Липовской завод, оставалось узнать имя его владельца, чья фамилия в версию вписывалась, и характер производства стекла на заводе. Искомое обнаружилось неожиданно легко в статье "Бутылки пивоваренного завода Казалета" известного знатока пива, пивной атрибутики и бутылок Игоря Леонидовича Глушкевича, на момент публикации - "историка, главного архивиста Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга". Цитирую Игоря Леонидовича: "...Свою продукцию завод разливал в стеклянные бутылки, как типовые, так и оригинальные. Заказывались они преимущественно на стекольных заводах Петербургской губернии, в том числе братьев Зиновьевых в Ириновке, Фёдора Гребнера в Липове и др.". Едва ли можно сомневаться, что искомая расшифровка клейма найдена, к тому же есть вероятность, что такие клейма-оттиски украшали собой бутылки, изготовленные по заказу пивоваренного завода Казалета. При упомянутой производительности завода Фёдора Гребнера частота встречаемости клейм не удивляет.

Напоминаю, что известен также штоф Л.З. Ф.Г., 1861, выставленный Натальей Гарднер на стеклубе, и осколок такого же штофа 1853 года, фото у нас в профильном разделе. Принадлежность клейм на штофах и на клеймах-оттисках одному и тому же заводу у меня лично сомнений не вызывает.

971
Липовской завод Фёдора Гребнера.
Обоснование здесь, в топике клейм-оттисков этого же завода.
Как и там, напоминаю, что штофик такой целиком, 1861 года, выставляла на стеклубе Наталья Гарднер, у него горлышко кобальтового стекла, и он дивно красив поэтому.

972
Всех с праздником!  :169

973
"Коллекция Конаковского краеведческого музея пополнилась новым артефактом"

Подсказал Гербицид с соседнего, источник здесь, видео: https://www.youtube.com/watch?v=B9MhYMhIUC0

Немного текста:
Коллекция Конаковского краеведческого музея пополнилась новым артефактом - семья Курносовых передала весьма необычный предмет, который стал поводом для исторического расследования.
Этот фаянсовый фрагмент в семье Курносовых использовался в качестве подставки для вазы времён Матвея Кузнецова (владелец "фарфоровой империи" в дореволюционной России), они были уверены, что это часть изразцовой печи. Удивительно, но в запасниках музея нашёлся точно такой же предмет интерьера из фаянса, и стало понятно, что вместе они уже образуют часть какого-то крупного ансамбля. Сотрудники музея провели своё расследование: подняли исторические документы из архивов, поговорили с краеведами, изучили старинные фотографии. Научный совет пришёл к выводу, что это часть фаянсового иконостаса из старообрядческого храма Тихвинской иконы Божьей Матери на берегу Донховки, который был взорван в 1936 году. Кстати, известный промышленник и владелец фаянсовых и фарфоровых заводов Матвей Сидорович Кузнецов был старообрядцем и строил церкви.

Несмотря на то, что храм взорвали, по словам старожилов, розово-голубых осколков и черепков на месте не было, отсюда следует вывод, что иконостас успели демонтировать.Всего на кузнецовской фабрике было изготовлено 38 подобных иконостасов. Один из них, например, в 1900 году был представлен на всемирной выставке в Париже и получил главный приз. Впоследствии иконостас купил угольный магнат и установил в чешском городе Марианские Лазни. Сравнив фотографии с фрагментами из музея, сотрудники пришли к выводу, что они идентичны...

974
Подраздел предназначен для размещения клейм, встречающихся на стекле керосиновых ламп и фонарей, без разделения по странам и историческим периодам. Возможно заимствование в раздел клейм стекольных заводов, но тема вполне самодостаточна, в том числе вследствие разнообразия размеров подобных клейм.

975
Лев Симонович Ганичев, "На Аптекарском острове".

Рассчитывал на книгу в смысле понимания раннего времени работы Завода Врачебных Заготовлений (бывшего Военно-врачебных), этикеты которых редко, но попадаются в регионе. Находясь всегда по соседству в том же месте, заводы поневоле связаны общей историей, особенно в раннем СССР. На деле оказалось, что автор чётко вычленил историю "Красногвардейца" и по интересующей меня теме есть всего пару абзацев, хоть и весьма информативных и многое поясняющих.

Но в плане истории книга не разочаровала. Много интересного, как о появлении и становлении изготовления медицинского инструмента на Аптекарском острове, так и о жизни и работе русских мастеров там. Когда доводится читать у Коленкура, что в начале кампании (писал он это после Вильно, ЕМНИП) уже возникают проблемы с наборами мед. инструментов, а у русской армии, при всей тяжести положения, после захвата Москвы, где был второй завод по их изготовлению, подобных проблем было на порядок меньше, понимаешь всю важность и значение завода. Особенно читая горестные "пеняния" на страдания солдат "Великой армии" на пути отступления, многим из которых можно было бы помочь, если бы было чем...

Страницы: 1 ... 63 64 [65] 66 67 ... 79