Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Митрий

Страницы: [1]
1
Рекомендую!
1) Оглавление
2) Ознакомительный фрагмент о разделке (формовке) бутылок

2
Приведу здесь рассказ человека, который работал на "Изоляторе" в конце 80-х. Сейчас он преподаёт в Строгановке, фарфорист, скульптор, живописец, реставратор, один из лучших знатоков старенького фарфора. Константин Патов.

Этот материал был опубликован на форуме Антик Салон (у Маруси) летом 2008г. Сейчас этот материал я там найти не смог (удалили?). Всё интересное было скопировано мной пару лет назад для себя. Пусть и здесь будет копия.

Великолепно подан материал! (ИМХО!)
==============================================================
В последние годы (в конце 90х) цех ширпотреба Изолятора отошёл от традиционной своей технологии - потёчной коричневой глазури, стал выпускать различные сувенирные изделия с подглазурной росписью,
как кобальтом, так и полихромную. Именно под эгидой народных промыслов. Был вполне самоокупаем. Сейчас цех переведён с Сокола на подмосковную станцию, но коллектив продолжил своё существование
на новом месте. Но традиции советского изолятора прерваны. Это уже другая история.
-----------------------------------------------------
Да, информации очень мало. Но, важна же точная информация- атрибуция, авторство, год. С этим совсем беда. Боюсь, это даже в архиве завода не отражено.
Я же могу предложить только "лирику" общие слова и эмоции.
Немного повспоминаю. Цех ширпотреба возник как побочное производство основного, которое выпускало электороизоляторы всех размеров и видов.
особой гордостью были гигантские изоляторы для Асуанской ГЭС, которую посроил СССР в виде братской помощи. Высота изоляторов доходила до 10м. Рекорд Гинеса?
Пришлось строить специальный газовый горн. Краса и гордость завода. Его неофициально так и называли Асуан. На фотографиях выше видно место где он располагался.
Эти изоляторы делались из заготовок на специальной машине, прессе, который выдавливал огромные цилиндры сантиметров 60-70в диаметре. С толщиной стенки около 12см.
Потом эти цилиндры обрабатывались вручную клюшками и шаблонами специально обученными людьми. За работой этих мастеров наблюдать было одно удовольствие, как лихо и виртуозно они обрабатывали эти здоровенные туши, придавая им форму изолятора. Только стружка летела в стороны как серпантин на празднике. Из этих же заготовок приспособились делать интерьерные и уличные кашпо, урны, большие напольные вазы. Некоторые были до 2 метров. Всё это точилось вручную, форм не было. Потом эти изделия расписывались незатейливыми кобальтовыми цветочками. Уличные урны и цветочные вазы прекрасно стояли в наши зимы много лет.
Отходы основного производства (все срезки, необожженный брак) незамедлительно шли в
Цех ширпотреба, где распускались в шликер. Технология изделий была максимально дешёвой.
Поэтому и изделия на прилавках были очень дёшевы. Хотя тиражи были сравнительно не велики,
Ассортимент часто обновлялся. Технология была такая. В шликерные формы заливался шликер, была даже придумана специальная литьевая машина полуавтомат, которую обслуживали две женщины в смену. Происходило это так: Из специального бака со шликером самотёком из шланга заливались формы на машине –конвейере, черепок набирался примерно час, за это время он набирал примерно 5мм. Толщины. Затем машина самостоятельно сливала из форм лишний шликер, и через 2-3 часа изделия извлекали из форм. Предварительного обжига не было . Глазуровали сразу сырец. Толстые стенки позволяли. Коричневая железистая глазурь обжигалась на температуру примерно 1250-1280 градусов. В то время, как на основном производстве 1320-1350. Т.е. ширпотребный фарфор не дожигался. Получался полуфарфор.
Декорирование было двух видов: окунание в коричневую потёчную глазурь, которая выявляла рельеф изделия. Вазы, кружки глазуровались в два этапа сначала внутри белой эмалью, затем снаружи коричневой глазурью. Другой вид – это ручная роспись по сырой эмали кобальтом. Это была именно эмаль, глушенная глазурь . Прозрачная плохо смотрелась на недопеченном сероватом черепке. Хотя , сама масса была очень чистой. Для изоляторов предъявлялись очень высокие требования по примесям, особенно железа. Роспись по сырой эмали требовала особого навыка и мастерства.
-----------------------------------------

3
Для внутренних заводских (обязательных к исполнению!) документов было единственное жёсткое требование - разрабатывайте их самостоятельно, в зависимости от амбиций и возможностей предприятия, но моменты, которые противоречат  "духу и букве" этого "Справочника" должны быть отдельно документально согласованы с Минторгом  (ИМХО!)
На ЛФЗ, например, 20 групп сложности было, примерно, до 1963 года,  когда перешли на 15 групп. У других заводов, указывавших на донышке (для товароведов!) группу сложности, были другие схемы.
--------------------------------
Только из этого справочника я узнал, наконец-то,  вменяемую версию значения меток типа  20+30% на донышках  изделий ЛФЗ. Версия из марочника ЛФЗ в книге Пелинского и Сафоновой всегда казалась мне бредовой (см. фото)

Короче, полезный материал при внимательном изучении.

Страницы: [1]