Просмотр изменения кармы за конкретное сообщение

Сообщение

Саныч

    Ветеран


    Сообщений: 1638
  • Репутация: 176

Привычная золотая обводка по краю стеклянного стакана классического времени конца XVIII — первой половины XIX столетия выполняет композиционную, завершающую роль в декоративной росписи изделия. Относящийся к концу XIX века стакан из прозрачного толстостенного стекла, оправленный по краю слива белым металлическим кольцом, определяет новое направление, призванное выявить достоинства «чистого» материала. Отделка металлом придает оттенок благородства прозрачному материалу бесцветного стекла, имеющего огранку сложным арочным рисунком, напоминающим застывшую в ритмическом великолепии воду.

Во все времена в декоративных целях использовали сочетание стекла с другими материалами. Бронзовые золоченые подставки и крышки для стаканов рубежа XVIII —XIX веков сменяются мягкими бисерными подстаканниками, которые почти полностью закрывает стакан теплым, заботливо вышитым руками домашней мастерицы цилиндрическим чехольчиком из мелкого разноцветного бисера. Из бисера же вышивали и небольшие круглые подставки под стакан, украшая их модными сюжетами и сентиментальными надписями.

Вошедшие в моду тонкостенные стаканы бесцветного стекла, декорированные скромной золоченой гравировкой, чаще всего «поддерживались» металлическими подстаканниками. Великолепные образцы художественного металла из серебра, филиграни прекрасно сочетаются со стеклянными сосудами, не требующими более сложной орнаментации.

В конце XIX века — начале следующего появился «дуэт» из стекла и фарфора. То, что многие принимают за своеобразную цилиндрическую чашку, на самом деле — фарфоровый подстаканник. Поддерживая стакан на половину высоты, он так же, как и металлические подстаканники, выполняет функции защиты и украшения. Тонкая ручка в форме замысловатого растительного завитка и слегка утолщенное округлое основание, подчеркнутое золотым орнаментальным пояском, несмотря на собственную хрупкость, заботливо принимают в себя инородный предмет, смягчая его холодный блеск и очевидную твердость. Миниатюрная роспись на тулове вполне реалистична. Это авторская работа, имеющая подпись и охраняющие ее надписи на донышке. Профессионально вписанная в небольшое поле сюжетная композиция не разрушает целостности изделия, не ограничивает изображение рамками, а как бы растворяет его границы в белом фоне.

Сюжетом росписи послужила картина Н.Н.Карамзина «Переправа на пароме». Многофигурная композиция весьма философична и характерна для рубежа веков. Повозка с парой лошадей, люди, стоящие у перил и смотрящие на воду, над широкой водной гладью кружат чайки. Над всеми возвышается фигура перевозчика с шестом в руках, увлекающего плот вдаль. Путешествие по воде, впрочем, трактуется, как опасное. На оборотной стороне тулова изящная разноцветная бабочка со сложенными крыльями — модный мотив — служит украшением и символом, поясняющим основную картину. Со времен античности образ бабочки символизировал душу, высвобождающуюся из тела в момент смерти. Здесь, возможно, этот символ означает возрождение души.

Однако сами стаканы редко украшали сюжетными композициями. Украшение поверхности предмета обычно подчинено его форме. А так как форма стакана геометрически предельно проста и всегда стремится к цилиндрической, то здесь предпочтительнее орнамент. Его роль в исполнении художественного замысла — подчеркнуть границы, обозначить изгибы поверхности, выделить резервы для изобразительных мотивов — цветов или фигур.

В создании образа участвуют и цвет, и рельеф поверхности — они усложняют пространственное восприятие предмета, уравновешивают отдельные элементы композиции, создают, по сути, новую форму. Конструктивные возможности рельефа, обогащенные цветовыми рефлексами, не разрушают при этом целостности изделия, оставляя неизменными его функциональные качества.

Среди коллекционных предметов стакан — явление скорее исключительное. Хрупкая вещь редко живет долго, лишь отдельные экземпляры, имеющие высокую художественную ценность, доживают свой век в витринах музеев или в домашних буфетах и горках, заботливо оберегаемые владельцами от ударов судьбы. Каждый отдельный стакан, пусть даже весьма эффектный по своим декоративным свойствам и отменному мастерству исполнения, — все же предмет утилитарный. Но подобранные по материалам, примененным при их изготовлении технологиям и поставленные в ряд, они впечатляют разнообразием художественных образов.

Судьба художественного стакана в современном мире проблематична. Упрощается этикет, сокращается типологический ряд предметов. Напитки все чаще пьют на ходу, из бутылочек и банок, пластиковых аналогов. Стакан становится анахронизмом, раритетом, а значит — предметом собирательства.


Татьяна ХВОРЫХ
Журнал «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования», № 33 (декабрь 2005)

Изменил Изменение Описание изменения Дата изменения
Штирлиц за статью о стакане. 21 Ноябрь 2021, 19:00:07