Просмотр изменения кармы за конкретное сообщение

Сообщение

Саныч

    Ветеран


    Сообщений: 1647
  • Репутация: 177

Стакан — предмет простой

По определению Владимира Даля, «стакан обычно без ручки, мерою около трети бутылки» бывает «деревянный точеный, кожаный, складной, каучуковый…»

Первые стеклянные изделия имитировали рельефную и расписную керамику, произведения из камня с цветными прожилками и вкраплениями, металл. Причем древние художники, развивая декоративные свойства сосудов, не стремились к чистоте и прозрачности стеклянной массы — качествам, которые сегодня нам представляются едва ли не главными.

До наших дней дошло незначительное количество стеклянной посуды для питья парадного назначения, хранящейся в музеях и частных коллекциях. Кубки и чаши, расписанные эмалями и золотом, отличались развитой конструкцией — у них были устойчивая ножка, плотно прилегавшая крышка с навершием, одна или две удобные ручки, металлическое обрамление.

Ближайший родственник каменных, металлических и стеклянных бокалов и кубков, украшенных драгоценными камнями, росписью и позолотой, стакан взял за основу своего объема лишь саму чашу, отказавшись от ножки. Избавившись от конструктивных «излишеств», он не освободился от положенных парадному предмету украшений.
Благодаря мастерству стеклодува и искусству декоратора непрочное и вполне утилитарное изделие превращалось в драгоценный артефакт, особо ценимый за красоту, а потому возвеличенный в ранг парадного предмета, допущенного к участию в церковном или светском ритуалах. Традиция подношения напитка в стакане — определяет его статус, его место среди обиходных вещей. Именно поэтому так важна его «одежда» — подставки, подносы, крышки, подстаканники, но более всего — само тулово, состав его массы, от которой зависят и цвет, и фактура, и в конечном счете — образ предмета. Мода на украшение стеклянной массы и формы предмета менялась в зависимости от технологических находок и местных обычаев.

Основные виды украшения на стекле появились еще в Древнем Египте и античном Риме. Это было и сочетание прозрачного и цветного стекла, и «золоченое» стекло, когда меж двух стеклянных сосудов запаивался золотой лист, декорированный гравировкой и прорезями — чаще всего портретными изображениями на цветном фоне стекла. Такой вид сосудов был освоен и христианским искусством Византии, где украшали их портретами святых.

В средневековой Европе вплоть до XVIII века среди сосудов для питья первенствовали бокалы и кубки, моду на которые диктовала Венеция. В то время гладкую стеклянную поверхность в основном украшали выгравированные изображения гербов, надписи и бордюры из цветов и плодов. Часто на сосудах ставились даты, потому что их изготовление, как правило, приурочивалось к определенному празднику или церемонии.

В то же время на севере Европы, где вину предпочитали пиво, в XVI веке распространились и другие формы сосудов стопы, стаканы, бокалы на невысокой ножке. Использовались также «рёмеры» популярная в Германии и Нидерландах форма для белого рейнского вина, кружки, фляги, кувшины, сосуды в виде животных. Внешний вид «простого» стакана зависел от многих факторов и не в последнюю очередь — от господствовавшего в искусстве художественного направления. Стилистические особенности барокко и рококо ярко проявлялись в изделиях, изготовлявшихся по всей Европе в «венецианской манере» из поташного (глушеного) стекла, а также богемского хрусталя, цветного и молочного стекла, расписанных золотом, серебром и цветными эмалями, граненных и гравированных. Европейское искусство классицистического периода унаследовало конструктивные особенности стеклянных сосудов и приемы их декорирования.

Среди коллекционных стаканов конца XVIII — начала XIX века выделяются изделия из молочного, или опакового стекла. В России его называли «костяной материей», так как в шихту (сухую смесь для стекловарения) добавлялась костяная мука, которая создавала эффект «глушеного», непрозрачного стекла. Появление его в европейском искусстве связывают с поисками секрета фарфоровой массы.

Небольшие стаканы с золотой обводкой по краю привлекают к себе внимание полупрозрачной белой массой и яркой полихромной росписью — галантными сценами в парке, цветочными букетами и гирляндами. Роспись делали силикатными красками — эмалями. Распространенность конической, цилиндрической или слегка расширяющейся кверху формы стакана объясняется тем, что при изготовлении ее легче вынимать из формы.

На Императорском стеклянном заводе в Петербурге из молочного стекла делали преимущественно вазы, предметы церковной утвари и чрезвычайно редко — сосуды для питья. В отечественной литературе, однако, часто ошибочно за русское принимают богемское молочное стекло, более тонкое и прозрачное, с полихромной росписью эмалевыми красками: эмаль наносили кистью на изделие, которое затем обжигали в печи.

Характер живописи на молочном стекле имеет много общего с росписями на фарфоре: и в выборе мотива изображения цветов, среди которых особенно крупно выделяется роза, и в манере составления букета с характерным подбором оттенков оранжевого, лилового, желтого и зеленого. Те же цвета подбирали и для композиций в стиле позднего рококо на стаканах и небольших графинах. Иногда рокайльные композиции с фигурами и цветочный декор выполняли одним цветом, пурпуром.

На стакане из молочного стекла представлена фигурка кавалера в костюме XVIII столетия, опирающегося на вазон с высоким изогнутым растением. Эта картинка, свойственная многим росписям на стекле, выполнена в примитивной манере. Оранжевый рокайльный завиток ограничивает ее слева, полукруглый, как у статуэток, «островок» земли под ногами, зеленая листва сильно разбавлена золотой — все изображение как бы тонет в нереальном белом фоне. Золотая обводка по краю, словно рамка, ограничивает и венчает эту декоративную композицию.


Изменил Изменение Описание изменения Дата изменения
Тымф За Стакан - предмет простой..., от Т. Хворых ;) 22 Ноябрь 2021, 16:37:58