Приветствую, уважаемый
Саныч!
Заслуги Александра
karamaz28 в "построении печки", от которой мы начали плясать - несомненны! Хоть я ни разу не пересекался с ним в инете, но об уровне его компетентности и мастерства в упорядочении и систематизации разрозненных крупинок правильной инфы мне хорошо известно!
Но в этом фрагменте о надписях -
"РТУ 694-62 (иногда встречается в варианте написания РТУ 694-62 УССР) - республиканские технические условия, по которым кружка изготавливалась - 1962 - 1969 годы."(ц) - "1969" нужно уточнять... Возможно, в расчёт принималась датировка поверочных клейм, которые частенько ставятся на подлинные старенькие предметы "сегодня"... Просто, чтобы увеличить цену предмета..
---------------------------------------
Саныч, наверное, правильнее будет в этой Вашей теме пока обсуждать только стаканы и стопки?
Вот очень интересная для нас стопка ххххх (ссылку удалил 13.06.2019 22:30)
----------------------------------------------------------------------
К версии "надпись РТУ 694-62 - знак офиц. регистрации новой оригинальной модели изделия" -
а) "опломбированным образцом" (ц) чиновник-разработчик документа мог обозвать образец со специальной меткой в стекломассе ("в тесте" у керамистов). Как он себе представлял механизм постановки такой метки ("клейма") можно только гадать... Может, сургучные печати ему вспомнились, которыми
пломбировались предметы, помещения и т.д.?...
б) Постановка метки типа "Отъ М.Ф. 1906 На 10 летъ"" тоже не была обязательной! Насколько я знаю, в Замбковице
https://www.glas-musterbuch.de/Zabkowice-1910.339+B6YmFja1BJRD0zMzkmcHJvZHVjdElEPTEzODIwJnBpZF9wcm9kdWN0PTMzOSZkZXRhaWw9.0.html и др. эти метки ставились (если это право было!), в том числе, для того, чтобы эти предметы проще проходили пошлинную службу при отправке товара в Великую Россию, отсекая похожую внешне контрабандную европейщину.
в) На Союзных (в Москве) Худсоветах новые модели фарфоровых чайных пар, сервизов и т.д. утверждались к запуску в производство на заводе ААА, только если в них были "существенные отличия" от уже "застолблённых" моделей других заводов СССР. Запущенные в тираж изделия без утверждения на Союзном Худсовете могли стать причиной огромных неприятностей для "слишком самостоятельных" предприятий. Исключения из этого правила были... Но это совсем другая песня, многие куплеты из которой в настоящее время очень туманны...
Как обстояли дела с "контрафактным" тиражированием "рядовых" стеклянных изделий, я абсолютно не представляю... А ведь у модели любого стакана, кружки обязательно есть автор или коллектив авторов. Даже если это безымянная команда горновых, прессовщиков, модельщиков, которая "в обеденных перерывах" создала и довела до промышленного образца великолепную рацуху, заметно повышающую производительность, например. А при этом ребята "вынуждены" были существенно изменить форму готового изделия, которое активно производилось к моменту рождения Рацухи (и новой модели!) А все права на новую модель тогда принадлежали заводам, на которых работали авторы, насколько я знаю... (ИМХО!)
Короче, если эта версия окажется правильной, то от меня тогдашним Украинским почти независимым от Центра стекольщикам - Респект и Уважуха!
И главное, эту версию можно проверить, подвергнув анализу уверенно подлинные конкретные экземпляры, которые удастся найти в инете с хорошими фотками, размерами и т.д...
Удачи! С уважением, Дмитрий.