Классификатор > Стаканы, стопки, рюмки

Легенды и мифы граненого стакана

(1/4) > >>

Штирлиц:
Ни одна легенда, а граненый советский стакан смело можно назвать легендарным, не обходится без мифов, небылиц, тайн и прочих фантазий.
1.   Граненый стакан впервые поднес Петру 1 мастер из Гусь-Хрустального Ефим Смолин как небьющуюся диковину. Император успешно стакан разбил, но труд мастера оценил словами «стакану быть».

На самом деле: что это был за стакан никому не ведомо. Ни в музеях, ни в частных коллекциях стаканов с прямой широкой (узкой) гранью начала 18 века нет. Впервые они появляются во второй половине, в конце 18 века. Ни доказательств, ни опровержений этой истории нет. Она так и осталась в памяти народной как исторический анекдот.
На фото: стакан Измайловского завода времен Петра I (цилиндрический), стакан конца 18 века из собрания ГИМ (граненый)

Штирлиц:
2.   Еще одна версия возникновения граненого стакана относится уже к советской эпохе. Этот миф открывает нам точную дату рождения граненого стакана – 11 сентября 1943 года и местом рождения объявляется завод в Гусь-Хрустальном. А создателем этого стеклянного «чуда» называет Веру Мухину, скульптора, создавшего известную композицию «Рабочий и колхозница». Необходимость в стакане такого плана, якобы, возникла из-за несовершенных посудомоечных машин 1940-ых — посуда из тонкого стекла в них билась во время мойки. ⠀
На самом деле: скульптор и художник В. Мухина действительно имела отношение к стеклу в конце 1930-х гг., будучи художественным руководителем мастерской при Ленинградской зеркальной фабрике и даже стаканы на этой фабрике производили в 1936-41 гг, но на старых «имперских» формах. На фото стаканы Уршельской фабрики начала 20 века и ЛЗФ конца 1930-х гг. Как видим, стаканы абсолютно одинаковые – 200 млл, 10 широких прямых граней.

Штирлиц:
Какой же стакан изобрела В. Мухина, производство которого началось на Гусевском хрустальном заводе в 1943 году?  Наверное тот, который 16 граней (16 союзных республик) и ободком по краю? Были похожие стаканы в первой половине 1940-х гг, но все они разные, не стандартные, с разным количеством граней, изготовлены по разным технологиям и ни одного гусевского:

Штирлиц:
Единственным стаканом, который можно назвать прообразом классического советского гранчака, является стакан стекольного завода им. Розы Люксембург. На них и дата производства стоит 1943-45 гг. В годы войны скульптор В. Мухина к стаканам отношения не имела совсем. Она много работает над скульптурой в Москве, была эвакуация на Урал. В 1942 году она возвращается в Москву, затем умирает её муж. По свидетельствам очевидцев в 1942-43 гг она очень много работает над скульптурой, не выходя из мастерской по нескольку дней.
После войны в Ленинграде создается новое предприятие ЛЗХС и именитый скульптор с ним сотрудничает, но никаких граненых стаканов завод не выпускает. Стакан с бортиком исчезает на время, советская стекольная промышленность до середины 1950-х гг. продолжает штамповать знакомые нам по имперским временам 10-гранные стаканы без «марусиного пояска»…:

Штирлиц:
Только в начале 1950-х появляется наш герой, к сожалению, безымянный (возможно и гусевской), сначала 10-гранный, потом 12 и 14-гранный.  В.И. Мухина, скончавшаяся в 1953 году, к нему не имеет никакого отношения.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии