Автор Тема: Обсуждение клейм с цифрами на русских и импортных стаканах и стопках времён РИ  (Прочитано 6365 раз)

Тымф

Вы здесь спецы, я по теме только материал подгоняю и комментирую ваши версии :14: Про номер рисовки понравилось и звучит весьма достоверно, про типоразмер нравится, но материала для статистики маловато, но как версия для изучения - принята в работу.

Саныч

Вы здесь спецы, я по теме только материал подгоняю и комментирую ваши версии :14: Про номер рисовки понравилось и звучит весьма достоверно, про типоразмер нравится, но материала для статистики маловато, но как версия для изучения - принята в работу.

По поводу нанесения номера рисовки, у меня не укладывается такой момент:
на каждом производстве были так называемые "Образцовые" комнаты где хранились образцы продукции
и они могли иметь и цифровое обозначение. Хорошо.
В дальнейшем мастера с этих образцов делали копии и изделия шли в массы. Хорошо.
Но для чего на "массовку" снова наносить номер рисовки? Здеь его вполне можно и не указывать.
Это всё равно, что сделать с "образцового" изделия 1000 копий и на всех написать "Образец"!
Вот здесь, мне кажется, уже не очень хорошо.
Или я что-то упускаю?
Раскритикуйте мою позицию.
« Последнее редактирование: 09 Июнь 2018, 19:44:59 от Саныч »

Тымф

У меня пока нет достоверных ответов на эти вопросы. Для их появления и создан топик  :uch_tiv:

Митрий

Версия с написанием через дробь номера "модели" изделия и номера его типоразмера великолепна, браво!

Вот, не знаю,  как лучше обозвать "общий вид" изделия, который может быть исполнен в разных размерах, но с точным соблюдением всех пропорций и в форме, и в элементах рельефного и прочего декора... Номер паттерна?   Номер дизайна?

В фарфоровой малой пластике принято говорить - "Эта модель тиражировалась в двух (или трёх) размерах".
------------------------------------------
Саныч, Вы хорошо написали о заводских ассортиментных кабинетах с образцами.

Как я себе представляю смысл печатания прейскурантов. Они предназначались, в основном, для отдалённых от завода территорий, для оптовых покупателей-заказчиков, которые основываясь на местной конъюктуре покупательской формировали БОЛЬШОЙ заказ для завода. Ведь не весь ассортиментный ряд готовых изделий хранится на складах в достаточных для оптовой покупки количествах "сию минуту"....
Для купцов, которые по картинкам из прайса определились с кругом своих интересов, важно было ПОДЕРЖАТЬ В РУКАХ понравившееся по картинке изделие  перед тем, как делать заказ (с частичной или полной предоплатой и прочими торговыми рисками).
Как мне кажется, серьёзные производители массовки создавали в крупных торговых центрах (городах) свои представительства, в которых купец мог живьём посмотреть ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ ОБРАЗЦЫ изделий из каталога. Номера на донышках этих образцов - просто для удобства их поиска в выездном "ассортиментном кабинете"

Вот, как-то так....   (ИМХО!!!)
Я считаю себя "наглым, самоуверенным дилетантом"... Меня это нисколько не смущает!
"Sapienti sat"

Саныч

Возвращаясь к теме.
В "Иллюстрациях к прейскуранту розничных цен на сортовую стеклянную посуду" 1939 г. есть такой абзац:
" В илюстрациях графинов фасона овалом, вырабатываемых промышленностью в нескольких формах овала,
дополнительно к номеру артикулов по прейскуранту введён дробный показатель каждой формы: 324/1,324/2,
224/3 (числитель показывает номер артикула по прейскуранту, а знаменатель - форму овала).
Нумерация артикулов изделий на ножке (ваза для фруктов, вазы для печенья и варенья) приведена в соответствии с нумерацией артикулов, принятой для фужеров, рюмок, бокалов и бокальчиков, то есть в зависимости от фасона ножки.
В этих целях, рядом с номерами артикулов по прейскуранту, в скобках даны номера этого артикула в зависимости от фасона ножки." (ц.)
Я полагаю, что это применимо и к другим стеклоизделиям, где дробный (или в скобках) показатель обозначает геометрическиое разнообразие каких-то элементов данного изделия данного производителя. При этом указывается в своём прейскуранте и наносится на изделие при изготовлении. Вероятно, этот принцип можно отнести как к периоду РИ, так и СССР. При этом далеко не уверен, что на других заводах дробью обозначали именно этот элемент на своей продукции. Нужно изучать Прейскуранты, возможно там приводятся конкретные данные по каждому производству.
Будем искать!

Тымф

Спасибо, для меня в новинку, не слыхал о таком.  :uch_tiv:

Саныч

И ещё раз по тому же месту!
Гипотезу о том, что не существовало единой общепринятой системы цифровой нумерации изделий и каждый завод ставил
цифири по своим "понятиям", подтверждает фрагмент известной статьи  С.Н. Бабаевой "Клейма, марки, надписи на продукции Дятьковского хрустального завода" в 19-20 веках":
http://historydjatkovo.ucoz.ru/publ/djatkovo/klejma_marki_nadpisi_na_produkcii_dkhz_v_19_20_vekakh/2-1-0-114

"На некоторых изделиях, которые относятся к первой группе, стоят тем или иным способом нанесённые цифры. Например, на фужере из простого стекла выгравировано - "№33-6". Попробуем разобраться, что это может означать.
Еще с 19 века, судя по мальцовским "Прейскурантам", существовали специальные обозначения для производственных изделий. Среди них были и номера, которые обозначали следующее:
- номер сервиза
- номер рисовки
- номер травления
- номер грани
- номер фасона.
Таким образом, на фужере с номерной гравировкой, цифра 33 могла обозначать номер гравированного рисунка, а цифра 6 - его форму. Некоторые из этих обозначений сохранялись и в 20 веке. Термины "номерная гравировка”, или "номерная шлифовка" используются производственниками и в настоящее время.
На плитках ваз для сервировки стола на ножке стоят номера : 34, 35,41, что также может обозначать номер сервиза, к которому принадлежит та или иная ваза". (ц)

Тымф


Юрник

Кривая до ужаса, но красивый номер (по блату) имеется :) Выбирай меня, купец!