Общение > Чистка, реставрация и хранение

Реставрация этикеток: немного лирики и много теории...

(1/2) > >>

w_lady:
Немного лирики.

Я не профессиональный реставратор. Все мои знания – это долгий опыт проб и ошибок, поисков и размышлений… И снова проб и ошибок… И снова поисков и размышлений. Я, конечно, прочла достаточно литературы по данному вопросу, советовалась с профессионалами. Но мало кто скажет дельного… Поэтому до всего пришлось доходить своим умом, руками и кучей перепорченного материала.
Интерес к реставрации бумаги у меня возник давно – в 2004 году, когда погибла моя первая коллеция:  623429 почтовых марок.  Собранная несколькими поколениями нашей семьи: дедушкой, дядей и мной.  Увы… Огонь ничего не оставляет.  Помню как я плакала у сгоревшего практически до тла шкафа, в котором когда-то стояли мои сокровища. Вместо них теперь были обуглившиеся и спекшиеся трупики. Страницы склеились, марки накрепко прикипели к альбомам, обгоревшие, потемневшие от высокой температуры и одновременно разбухшие от нещадных потоков воды, которой их щедро поливали пожарники…
Но чудо! Самые ценные альбомы практически не пострадали (по сравнению с остальными). И на семейном совете было решено отдать их на реставрацию. Но почему-то брать никто не хотел, а один единственный реставратор «заломил» сумму, приближающуюся с годовому бюджету такой страны как Гондурас… Деваться было некуда… Пришлось заниматься этим самой. Долгих 5 лет я пыталась вернуть марки к жизни: отмачивала, срезала, подклеивала, проклеивала, отбеливала, сушила и т.д. и т.п.  Итог: 42301 марка вернулась в новые альбомы…
Теперь я собираю другую коллекцию, но знания и опыт очень пригодились. Проводя много времени на форумах «Стекольщиков» (и не только) обратила внимание на отсутствие информации о правильном хранении, реставрации и консервации предметов в этих самых коллекциях. А ведь это очень важно. Выполнение некоторого количества простых, но в то же время важных требований убережет вас от преждевременного старения и дальнейшей гибели ваших экспонатов.
Сейчас мы говорим о бутылках, бутылочках, банках и всех остальных склянках с сохранившимися  этикетками. Частенько все это добро  попадает к нам в руки просто в плачевном состоянии. Мне они почему-то напоминают людей без определенного места жительства с набором тяжелых хронических заболеваний. Их нужно не только отмыть и отогреть, но и вылечить (или хотя бы заглушить болезнь), а так же попытаться создать все условия, чтоб болячки не вернулись в будущем…
Однако, я должна сразу оговориться: все приемы реставрации, о которых которые мы будем рассматривать, рассчитаны на использование в домашних условиях с применением нетоксичных и легкодоступных химикатов и инструментов. Естественно, что это все в среде профессиональных реставраторов считается устаревшим. Такими  методами реставрировали лет 30 назад. И некоторые химикаты при неправильном использовании принесут больше вреда, чем пользы.  Но, увы, все что используется в настоящее время в профессиональной реставрации бумаги – нам не доступно: оборудование, химикаты, методики исследования и обследования и т.д. Наша работа будет  направлена в основном на  улучшение эстетического состояния материала и лишь в небольшой доле на обеззараживание и приостановку дальнейшего процесса разрушения. Но все-таки, лучше так, чем никак…
Поэтому сразу возникает вопрос: «Реставрировать самим или нет?». Это каждый должен решить для себя сам. Я для себя определилась: этикетки, начиная с конца 19-го века и не имеющие раритетной ценности,  буду реставрировать сама. Остальное (если такое когда-нибудь попадется в мои руки) сразу на реставрацию к профи!
Собираюсь открыть несколько тем:  1-я по теории, где будут описаны основные виды бумаги, процессы старения, основные виды загрязнения, ну и как с этим бороться. Также расскажу о причинах старения бумаги и основах ее консервации. Будут описаны химикаты и представлены таблицы для процентного соотношения компонентов в растворах, используемых для различного вида работ.  Так же начну несколько  тем с практическими работами, разбитые по видам бумаги. Т. к. при разном составе бумаги потребуется применение различных химикатов, например, есть химикаты которые можно использовать,  для хлопковой и целлюлозной бумаги и КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя использовать для бумаги, содержащей лигнин… А еще очень хочется завести тему для похвастушек: «Как было и как стало» и тему об особенностях  мытья и реставрации стекла. Правда, в ней я пока еще «чайник». Так что прошу всех делиться своим опытом!
Знаю, что у форумчан уже накопились вопросы по теме реставрации этикеток, поэтому постараюсь по максимуму быстро выложить весь (хотя бы теоретический) материал.
Ну, с Богом! Начнем…

w_lady:
Бумага - это листовой материал, получаемый из специально обработанных, переплетенных наподобие войлока волокон целлюлозы - природного полимерного вещества растительного происхождения. Целлюлоза  является главной составной частью клеточных стенок растений, и именно она придает бумаге, так же как и растительной ткани (хлопчатобумажной, льняной), механическую прочность и эластичность. В природе целлюлоза в чистом виде не встречается. Максимальное количество ее, от 95 до 98%, содержит хлопок. Высокое содержание целлюлозы, до 90%, характерно для волокон льна. В древесине целлюлозы гораздо меньше, всего 40-50%, причем ей сопутствует лигнин (до 30%), который резко ухудшает качество получаемой из древесины бумаги, снижая прежде всего ее долговечность. Такая бумага быстро желтеет, становится хрупкой, как, например, газетная бумага, пожелтение которой связывают с окислением лигнина.
Бумага - композиционный материал, содержащий наряду с бумажной массой различные добавки, придающие бумаге те или иные свойства. Одними из таких компонентов служат наполнители. Это вещества химически неактивные, нерастворимые в воде и не вступающие в химические реакции с волокнами бумажной массы. Наполнители делают бумагу более мягкой, гладкой, равномерной, увеличивают впитываемость бумажного листа, способствуют получению качественного отпечатка. В других случаях наполнители применяются для улучшения цвета бумаги, например, придания особой белизны. В качестве наполнителей используют каолин, мел, гипс, тальк, сульфат бария, титановые белила.
Для того чтобы краски и чернила на бумаге не расплывались, ее проклеивают. В качестве проклейки получили распространение канифоль (называемая также гарпиусом), желатина, рыбий, кожный клей. До начала 19 века бумагу проклеивали животным клеем уже после ее отливки. С 19 века основным способом стало введение канифольной проклейки в бумажную массу после ее размола. Сейчас применяют различные искусственные вещества, с помощью которых придают бумаге устойчивость к влаге и микроорганизмам.
Бумаги бывают сильнопроклеенные (писчие), слабопроклеенные (литографские, офсетные, чертежные, типографские), непроклеенные (папиросные, фильтровальные).
В основном для печати всевозможных этикетов использовалась бумага следующих видов:
1.   Бумага на основе целлюлозы с небольшим (до 30%) содержанием беленой древесной массы.
2.   Бумага на основе целлюлозы с белой или бурой древесной массой, содержащей лигнин.
3.   Бумага на основе целлюлозы с добавлением тряпичной полумассы (хлопковой, льняной и т.д.)
Рассмотрим их по отдельности.

w_lady:
ТИП1: Бумага на основе целлюлозы с небольшим (до 30%) содержанием «беленой» древесной массы.
На бумаге этого типа печатается основная масса полиграфической продукции, включая и этикет. Отличительные особенности: тонкая или средней толщины, плотная однородная  масса с равномерным распределением волокон целлюлозы небольшого размера (до1,5 мм). Достаточно высокая пластичность (этикет практически не «мохрится» по краям и на перегибах бывают лишь небольшие потёртости, разрывы не частые). Хорошая белизна. Даже когда бумага состарилась, то имеет лишь желтоватый или сероватый оттенок. Может иметь как ровную поверхность, так и рисунок при изготовлении или тиснение. Бумага сильно гигроскопична, а так же имеет высокую впитываемость маслянистых жидкостей (бензин, растительное масло и т.д.). В связи с этим требует при реставрации работы на подложке в обязательном порядке. Промывку, отбелку и прочие работы переносит хорошо. Дает возможность просушки без пресса между различными этапами реставрации. Это, наверное, самый беспроблемный вид бумаги, переносящий все виды химической обработки без каких-либо негативных последствий.

ТИП2: Бумага на основе целлюлозы с белой или бурой древесной массой, содержащей лигнин.
Данный вид бумаги относят к низкосортным типам бумаги (3 и ниже: упаковочная бумага,  газетная бумага, низшие сорта типографской бумаги и картона). В промышленных объемах выпускается с середины 18 века по наши дни. В основном из этой бумаги мне попадались аптечные этикетки. Довольно много она использовалась в конце 19 века, а также после Революции, период НЭПа и после Великой отечественной. Основные характеристики: Бумага от тонкой (газетной) до картона. Имеет средне и крупноволокнистую фактуру с длиной волокон до нескольких миллиметров. Состав такой бумаги неоднороден. Попадаются как крупные пучки, так и мельчайшая древесная пыль. Бумага в своем составе имеет лигнин (вещество находящееся в наружной оболочке волокон древесины). Содержание лигнина увеличивает прочность и эластичность бумаги, увеличивает ее капиллярность, что дает возможность лучшему проникновению типографской краски, но в то же время является основной причиной ее быстрого потемнения и разрушения. Встретить 100-летний юбилей для такой бумаги – задача практически не выполнимая.  Состарившаяся бумага имеет цвет от темного буро-желтого до темно-коричневого. Заметно расслоение бумаги на чешуйки. Сильные потертости на сгибах, на разрывах и обрывах бумаги видны волокна древесины. Очень часто при  прикосновении бумага просто рассыпается «в пыль».
В реставрации такая бумага очень трудоемка. Основной минус – для отбелки категорически нельзя использовать хлорсодержащие отбеливатели. Лигнин при взаимодействии с хлором меняет цвет бумаги на ярко-розовый или ярко-желтый. Исправить в дальнейшем это будет нельзя! Потребуется дополнительная пластификация бумаги. Работа только подложке. Нуждается в последующем закреплении и прессовании бумаги.

ТИП3: Бумага на основе целлюлозы с добавлением тряпичной массы.Эта бумага чаще всего встречается в этикетках конца 19 века – начала 20-го. В ее состав пеработанные тряпичные (хлопковые, льняные т т.д.) волокна. Основные характеристики: тонкая, плотная, однородная масса с волокнами целлюлозы размером менее 1 мм. Очень белая. Оптическая белизна некоторых видов картона, изготовленных из этого вида бумаги, достигает 99,8%. Эта бумага практически не желтеет со временем. Единственный минус – со временем становится хрупкой, что приводит к надрывам и «мохрению» по краям. Что в большинстве случаев требует применения проклейки и подклейки краев.
Бумага сильно гигроскопична. В связи с этим требует при реставрации работы на подложке в обязательном порядке. Хорошо переносит влажную очистку. Ограничений по химической обработке нет.

w_lady:
А теперь, как говорится: «Ближе к делу!»

Я всегда ратую за профессионализм. Предела совершенству, конечно, не существует, но к нему нужно стремиться. Поэтому будем относиться к реставрации наших бутылочек и этикеточек, как если б они были рисунками Леонардо да Винчи.

Среди реставраторов есть 2 святых правила:
Не навреди! Т.е. при реставрации нужно использовать самые щадящие методы, мягкие кисти и тампоны, подложки и химикаты в наименьшей концентрации.
Реставрация должна быть обратимой.Нужно рассчитывать свои действия так, чтоб после вашего вмешательства была возможность проведения повторной реставрации.
Этапы реставрации я буду описывать для этикеток, находящихся на бутылках. Если в руки попала уже «снятая» этикетка, то количество шагов уменьшается.

1.   Удаление пыли и отдельных загрязнений с поверхности бутылки и бумажного этикета.
2.   Снятие этикета с поверхности стекла.
3.   Очистка сильно запыленных участков и поражений от мух и других насекомых с лицевой стороны. Очистка обратной стороны этикета.
4.   Удаление силикатного клея и исследование PH бумаги. Обработка для устранения щелочной среды.
5.   Промывка и удаление желтизны.
6.   Обработка отдельных пятен и последующая отбелка.
7.   Промывка и восстановление уровня рН бумаги.
8.   Дезинфекция.
9.   Просушка.
10.   Пластификация бумаги перед проклейкой.
11.   Проклейка разрывов, изломов.
12.   Восполнение основы и дублирование.
13.   Просушка и прессование.
14.   Наклейка этикета на бутылку.

Рассмотрим каждый шаг в отдельности.

w_lady:
Этот процесс включает в себя удаление с лицевой стороны бутылки и этикетки посторонних наслоений - пыли, грязи, копоти и т.д.
Обработку проводите в перчатках и маске в хорошо проветриваемом помещении. Я думаю, что не стоит приводить здесь весь список заболеваний которые можно подхватить от чердачных и подвальных находок… их очень много.  :glaz ki:

1) Сильно поднимающуюся пыль и плесень можно удалить с поверхности пылесосом с обтянутой марлей насадкой.
2) Удаление пыли ватным тампоном нужно осторожно, не допуская сильного нажима, от середины к краям проводит тампоном, периодически поворачивая его чистой стороной (по мере загрязнения тампон меняют). Так же можно использовать не очень жесткую кисть.
3) На этом этапе нужно удалить загрязнения с наружной части бутылки. Для этого используются  ватные тампоны и спиртовой раствор. Протирается поверхность бутылки, не затрагивая участок с этикетом.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии