При Петре I стекольное дело в России набрало небывалый размах. Царь отправлял русских мастеров учиться за границу, привозил в Россию иностранных стекольщиков, строил новые заводы. Стране требовалось все больше оконного стекла, посуды, зеркал, а заграничное стекло было необычайно дорого.
Вместе с иностранными стеклодувами появилось в России и немецкое слово «штоф», обозначавшее изначально меру объема, равнявшуюся 1/10 ведра, а впоследствии закрепившееся за бутылкой, имевшей тот же объем. Примечательно, что в России уже было название для обозначение меры в 1/10 ведра — кружка. Но «штоф» звучало красивее, так и прижилось.
Помимо названия, за бутылкой для хлебного вина закрепилась и особая форма –приземистая, четырехгранная, с коротким горлышком, преимущественно зеленого стекла. Эта форма и это название дошли почти без изменений до наших дней.
К концу XVII века выпуск бутылок и штофов в России достиг 100 тысяч штук в год. Хотя качество стеклянной посуды российского производства было очень низким, и не выдерживало конкуренции с поступавшей через Архангельский порт и западную границу винной и аптечной посудой.
Но спрос на стеклянную посуду был очень высок, и количество стекольных заводов к середине XVIII века увеличилось в несколько раз. Мастерами на стекольных производствах по прежнему были иностранцы, однако и русских мастеров уже было достаточно много.
В начале XIX века был издан правительственный указ, запрещавший ввоз заграничного стекла в Россию. Благодаря такой заботе об отечественном производителе, количество стекольных заводов в стране увеличилось в три раза всего за 10 лет. И к 1812 году в России ежегодно производилось два с половиной миллиона бутылок и еще столько же штофов (и это не считая аптечной, химической и др. посуды и стекла).