Автор Тема: Стекольный завод "Лезавичи", далее - "Красный Луч"  (Прочитано 5217 раз)

Тымф

Стекольный завод "Лезавичи", далее - "Красный Луч".

В 1902 г. витебский промышленник Л.З. Гуревич, владелец многочисленных лесопильных и стекольных заводов в Белоруссии и Прибалтике, с торгов за бесценок приобрел затерявшееся в обширных болотах Цевельской волости имение Лезавичи. Гуревич начал дело с лесоразработок: местные крестьяне за малую плату валили лес, брёвна свозили к селу. Здесь же в короткое время был построен небольшой лесопильный завод. Товар Гуревич сбывал с прибылью и богател, аппетит его разрастался. На накопленный капитал было решено в селении построить стекольный завод. Для этой цели в Лезавичах было создано "Товарищество на вере Л.З. Гуревич и Наследники". Со строительством и пуском завода Товарищество явно торопилось. В 1904 году в селе уже дымили трубы стекольного предприятия, состоящего из двух паровых двигателей в 80 лошадиных сил и из одной трехгоршковой печи. 266 рабочих, набранных из ближайших деревень, трудились в цехах этого завода, чтобы создавать богатство для предпринимателя Л.З. Гуревича и его наследников. Продукция завода на складах не задерживалась. Ежедневно из Лезавич шли обозы с ламповым стеклом, бутылками и другой немудреной стеклянной посудой на станцию Сущево, чтобы железной дорогой отправить ее потребителям. В пору развития производства, завод "Лезавичи" ежегодно выпускал около 600 тысяч ламповых стекол, 350 тысяч стаканов, различные бутылки, стеклянную столовую посуду.

Тяжелым был труд бывших крестьян на заводе: по 12 часов ежедневно без выходных и отпусков работали они под присмотром мастеров, завезенных хозяевами из Германии и Польши. Мал заработок, да деваться некуда - в окрестных деревнях тяжелая тяжелая, малоурожайная земля, да и той не хватало. Зато велики были барыши предпринимателя Гуревича и его наследников: затрат на жилье, школу, больницу, магазины и другие учреждения никаких. Черновую работу можно делать и без грамоты. Но так продолжалось недолго. Многие рабочие из местных, побывавшие на заводах Петербурга, пробудили в рабочих стекольного завода интерес к активной политической жизни. В революцию 1905-1907 годов к хозяину завода были предъявлены определённые требования, которые частично были им удовлетворены - открыты при заводе фельдшерский пункт и столовая, а в поселке начальная школа и продовольственный магазин.
     
Завод рос. В 1908 году пустили вторую стекловаренную печь, в 1914 - третью. Продукция, выпускаемая предприятием в это время, перечислена в приводимом скрине из Указателя фабрик и заводов Европейской России 1914 года, любопытно, что производились стеклянные блоки («кирпичи»).

К сожалению, единственная реклама предприятия времён РИ есть только в ужасном качестве, но и за это спасибо Сане Smartик-у, другой-то пока нет. Находится в левом нижнем углу скрина. Из продукции располагаю изображениями нескольких изоляторов с клеймом завода со сторонних ресурсов, поместил 2 фото, остальные изоляторы идентичные.
« Последнее редактирование: 14 Февраль 2018, 09:21:41 от Тымф »

Тымф

В мае 1920 года завод остановился, не было топлива и сырья. На заводе, где до революции трудилось около 900 рабочих, осталось всего 30 человек. Оставшиеся на заводе рабочие занимались заготовкой дров для предприятия и отопления своих квартир. Рабочих рук не хватало, а ушедшие с завода рабочие занимались огородничеством, косили для своего скота сено.

1 сентября 1921 года на стеклозаводе "Красный Луч" был создан технический совет. В его задачу входило: организация всех строительных работ, решение технических вопросов, связанных с подготовкой завода к пуску. Работы шли медленно, во всем чувствовался недостаток: в материалах, оборудовании, средствах, квалифицированных людях.

10 февраля 1923 года была пущена первая печь. Основная продукция: ламповое стекло, сортовая посуда, посуда литая, бутылки, шахтное стекло. В ламповом стекле нуждалось население всего северо-запада страны, посуда требовалась предприятиям общественного питания и населению, бутылки необходимы были пищевой и лакокрасочной промышленности.

И только завод стал подниматься на ноги, как случилось новое бедствие. Случайно вспыхнувший пожар в 1924 году уничтожил часть производственных зданий, складов, заводской клуб и частично рабочий поселок. Были приняты срочные меры по ликвидации последствий пожара, по ускорению проведения реконструкции и расширению завода.

В 1925 году завод получил заказ на изготовление экспортной посуды для Англии и Ирана. 20 тысяч фужеров из полухрустального стекла для Англии были сделаны за два месяца. Успешно был выполнен заказ и для Ирана. Число рабочих на заводе увеличилось до 400 человек. “Красный Луч” стал одним из крупнейших предприятий Псковской губернии.

С 1926 года полным ходом идет расширение производства: строятся новые промышленные корпуса, завозится и устанавливается усовершенствованное оборудование.

В годы первых пятилеток завод осваивает новые виды технического стекла для тракторостроения, автомобильной промышленности и железнодорожного транспорта и затем полностью переходит на производство светотехнического стекла, используемого для изменения направления или изменения спектрального состава светового потока источников света. С 1935 года в стране развернулось стахановское движение. На стекольном заводе “Красный Луч” к середине 1936 года каждый четвертый рабочий являлся стахановцем.

Во время Великой Отечественной Войны завод оказался на временно оккупированной территории и был почти полностью разрушен. С 1944 года начинается восстановление предприятия и одновременно обновление его технической базы. Необходимо было провести на стеклозаводе большие восстановительные работы. Немецкие захватчики до основания разрушили один корпус завода, сожгли два административных здания, уничтожили заводские склады, от составного цеха оставили только стены, вывели из строя две газогенераторные станции и другое оборудование.
О ходе восстановительных работ директор завода И.М. Яковлев тогда докладывал в райком партии:"8 марта приступили к восстановлению завода, проводим ремонт основных агрегатов… в настоящее время работает сто человек. Плотники Евгеньев Иван, Евгеньев Ульян и Терентьев выполняют и перевыполняют ежедневные задания. Старый стекловар М. Григорьев собирает и приводит в порядок оставшийся инструмент для стекловарения. Большая работа проходит у нас по заготовке топлива, на которой заняты 40 человек. Лучшие работницы-партизанки Кузьмина, Кипровская, работая на вывозке торфа с болот, перевыполняют задания".

К 1948 году был разработан и утверждён проект реконструкции и расширения завода для обеспечения массового выпуска светотехнического стекла. Были восстановлены и запущены в производство шлифовальный, энергосиловой, механический цеха, химическая лаборатория, лесопильня, узкоколейная дорога на торфоразработки, материальный склад.

До перестройки завод "Красный Луч" был одним из крупнейших предприятий по выработке светотехнического стекла. На заводе производили стеклянные изделия, предназначенные в основном для  железнодорожной отрасли: линзы и светофильтры для железнодорожного транспорта, стёкла для светофоров; производили так же плафоны для метрополитена,  линзы для автотранспорта и авиации, прядильные стеклянные диски, сувенирные изделия. Стеклозавод экспортировал в то время свою продукцию в 16 стран мира.

Фотографии изделий завода сделаны в краеведческом музее Философовых в Бежаницах, найдены в блоге Аллы Алексеевой.

Тымф

Но уже в конце 90-ых завод работал на 50% своих мощностей. Дальше было не легче, судя по строкам из июльского поста этого года уже упомянутого блога Аллы Алексеевой, цитирую:
"Когда мы приехали, около завода никого не было. На вахте сидел охранник, который рассказал, что на заводе работало около тысячи человек, что сейчас работает восемьдесят человек, а зарплата 10 тысяч рублей, но для местного поселения и эти деньги и рабочие места большое счастье. Завод несколько месяцев работает, несколько месяцев стоит...

Однако сайт предприятия работает, там можем прочесть, что "в его постоянно расширяющемся ассортименте более 400 наименований стеклоизделий, чрезвычайно разнообразных по типам, размерам, оптическим характеристикам и другими физико-техническими свойствами. Сюда входят техническое стекло для пламенных рудничных ламп, различные виды колпаков и линз, светофильтры, плафоны, отражательные элементы для сигнальных и путевых знаков, рассеиватели, призматические стекла, специальные диски и шайбы для текстильной промышленности, кольца для электровакуумных приборов и многое другое.

Потребителями завода являются предприятия машиностроения, угольной и автомобильной промышленности, железные дороги, метро, приборостроительная, радиотехническая, текстильная промышленность.

Основная продукция завода "Красный Луч" - это изделия из прессованного стекла специальных марок очень высокого качества; профиль и габаритные размеры изделий полностью соответствуют чертежам, эталонным образцам и техническим требованиям, выдвинутым заказчиком".

Это оставляет надежду на то, что завод преодолеет нынешние трудности и займёт прежнее место в ряду стекольных предприятий страны.

Источники:
1. П.В.Солодов. Бежаницы. Историко-географический очерк.
2, 3, 4, 5, 6.
 
« Последнее редактирование: 12 Декабрь 2017, 04:56:03 от Тымф »

Тымф

Подборка рекламы из Рижского Адрес-Календаря позволяет заметить, что контору в Риге открыли и начали публиковать местную рекламу через год после запуска второй стекловаренной печи. Из бросающегося в глаза - в написании "Наследники Гуревича" фамилия снабжена инициалами L.S., при том, что в русских текстах поминаются А.З. Проверил по Указателю фабрик и заводов 1912 года и поправил в тексте у нас, очевидно, что правильно - Л.З. Также заметно, что, в отличие от рекламных модулей следующих лет, первые два года продвигали ламповое стекло, столовую посуду и бутылки, затем (на год забыв о ламповом стекле) - столовую посуду элегантно "превратили" в посуду для сервировки стола, а стаканы, рюмки и фужеры выделили, как водочные, винные и чайные. То ли реклама сделала своё дело и дальше всё преподнесённое в ней стали брать и без неё, то ли бутылкам и столовой посуде местный весьма конкурентный рынок оказался не по зубам, но последующие три года продвигали только ламповое стекло.
« Последнее редактирование: 14 Февраль 2018, 09:37:32 от Тымф »

Тымф

Рекламный модуль 1912 года не пощу, ибо идентичен с 1913-ым. А вот фрагмент рекламы 1914 года увеличил, дабы любители лампового стекла могли увидеть образец клейма, для рекламы - нечастая возможность. С 1912 года у завода появляется представитель (возможно, один из владельцев магазинов, торгующих продукцией предприятия, пока не проверял). Экземпляров справочника после 1914 года не опубликовано, скорее всего, они не выпускались, по вполне понятной причине. Но и имеющиеся добавили изрядно полезной информации, весьма благодарен опубликовавшим их.  :uch_tiv:

Источник.

Саныч

Статья о стеклозаводе "Красный Луч" из архива (январь 2001 г.) сайта "Институт стекла".